Урок литературы по теме: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"» (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.
Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в рассказе, закрепить полученные знания.
Познавательные УДД: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновать, делать выводы.
Регулятивные УДД: уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.
Коммуникативные УДД: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. |
Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. |
Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. | Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки. |
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Ф. И. учащихся в группе | Оцени свою работу на уроке | Оцени работу товарища (в группе) на уроке | Оценка учителя (+письменная работа) | Итог |
Лист самооценки
Ф. И. учащихся в группе | Оцени свою работу на уроке | Оцени работу товарища (в группе) на уроке | Оценка учителя (+письменная работа) | Итог |
Лист самооценки
Ф. И. учащихся в группе | Оцени свою работу на уроке | Оцени работу товарища (в группе) на уроке | Оценка учителя (+письменная работа) | Итог |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"»
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.
Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в рассказе, закрепить полученные знания.
Познавательные УДД: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновать, делать выводы.
Регулятивные УДД: уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.
Коммуникативные УДД: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point.
Ход урока:
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.
Н. В. Гоголь
Рассказы смешные, но невеселые.
А. П. Чехов
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент На экран выводится портрет А. П. Чехова. | I. Организационный момент Ученики здороваются с учителем |
II. Работа с эпиграфами урока (постановка целей и задач урока) Часто ли мы смеемся в жизни? Что нас заставляет смеяться? Всегда ли смех у нас вызывает радость? Кого из писателей мы могли бы назвать, над произведениями которых мы смеемся? Перед вами 4 картинки, обозначающие 4 произведения. Найдите лишнее, объяснив свой выбор. Обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока, один из которых принадлежит Н. В. Гоголю, а другой А. П. Чехову. Подумайте, как они связаны с темой нашего урока и что хотели сказать нам этими высказываниями Гоголь и Чехов. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Исходя из темы, давайте выведем цель и задачи нашего урока. Запишем число и тему урока. | II. Работа с эпиграфами урока (постановка целей и задач урока) (ответы учеников) Лишнее: рассказ «Хирургия» А. П. Чехова, остальные рассказы Н. В. Гоголя. Эпиграф 1: человек боится быть осмеянным, смех заставляет человека задуматься над своими поступками. Эпиграф 2: смешная ситуация скрывает грусть оттого, что людские пороки и недостатки могут причинять страдание другим людям. Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова. Задачи урока:
Ученики записывают число и тему. |
III. Актуализация знаний Как вы думаете, являются ли рассказы Чехова современными и актуальными сегодня? Какими жизненными ситуациями воспользовался Чехов при создании рассказа «Хирургия»? Совершенно верно. | III. Актуализация знаний Являются. 1) Сам Чехов изображал зубного врача, играя со старшим братом (стр. 262). 2) Друг Чехова, доктор Архангельский. К нему в земскую больницу пришел пациент с зубной болью. Архангельский поручил студенту вырвать больной зуб, а вырвал здоровый, стал рвать снова – сломал коронку. Пациент ушел, не получив должной медицинской помощи. |
IV. Групповая работа Чтобы поговорить о неповторимом стиле рассказа Чехова, разобьемся на группы. Задания для 1 группы: 1) О чем мы узнаем в самом начале рассказа? Подтвердите текстом рассказа. 2) Что вы можете сказать о завязке рассказа? Задания для 2 группы: 1) Что лежит в основе сюжета? Какую роль играет в нем диалог? 2) Насколько подробно дано описание внешности героев и описание окружающей обстановки? Задания для 3 группы: 1)Что приносит дьячок в больницу? Зачем? 2) Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания рассказа? Как заканчивается рассказ Чехова? | IV. Групповая работа 1 группа: мы узнаем о месте действия (земская больница), героях (фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов). Завязка очень краткая (4 предложения). 2 группа: в основе сюжета – бытовая ситуация, случай из жизни. Диалог дает характеристику героев, по речи мы узнаем, что герои малообразованные, невежественные, невоспитанные люди. Описания даны сжато. 3 группа: дьячок приносит просфору в качестве платы за медицинскую помощь. В финале мы снова встречаемся с этим предметом: «дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…», то есть забирает плату, поскольку фельдшер не заслуживает благодарности. Смешно, внезапно, без развернутой концовки. |
V. Фронтальная работа Вернемся к самим героям и их фамилиям. Фельдшер Курятин О чем нам говорит его фамилия? С какой домашней птицей ассоциируется фамилия героя? Какой фразеологизм нам сразу же вспоминается? Какого человека называют мокрой курицей? Действительно, Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». Что еще указывает на то, что Курятин жалкий человек? Подтвердите текстом. Соответствует ли выражение его лица его статусу? Что говорит о хирургии Курятин? (работа со слайдом 14) Дьячок Вонмигласов Вонмем! (призыв во время службы, который означает Внимайте) Вонмем, внимание, внимайте – какие это слова? Как описывает дьячка автор? Подтвердите текстом. Понимают ли герои, что они смешны? С помощью чего писатель показывает героев смешными? Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Что такое юмор? Только ли юмор есть в рассказе? | V. Фронтальная работа Курятин много курит (в руках у него зловонная сигара). С курицей. Мокрая курица – жалкий человек. Весь внешний вид Курятина указывает на то, что перед нами жалкий человек: «толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой (т.е. шелковой) жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение долга и приятности». Нет, так как он простой фельдшер. Ученики работают с текстом произведения и устно заполняют пропуски в речи главного героя. Однокоренные. Учащиеся обращаются к тексту произведения и слайду: «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором». Нет, не понимают. А. П. Чехов показывает героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи, «говорящих» фамилий. Не вести себя глупо. Правильной. Этот рассказ можно назвать юмористическим, поскольку юмор – это добрый смех, изображение героев в смешном виде, основанное на несоответствии того, что есть, с тем, что должно быть. Однако помимо юмора в этом рассказе присутствуют еще сатира и ирония. Учащиеся работают с выданными ими карточками, на которых приведены данные термины. |
VI. Письменная работа (2-3 предложения) Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чем основан юмор рассказа? Поверил ли дьячок Вонмигласов во всесилие хирургии? | VI. Письменная работа Рассказ не только юмористический, но и сатирический, иронический, поскольку наравне со смехом добрым, основанным на несоответствии того, что есть, с тем, что должно быть, автор высмеивает и критикует поступки героев. Дьячок Вонмигласов не поверил во всесилие хирургии, потому что ему не была оказана медицинская помощь. |
VII. Рефлексия Что мы сегодня нового узнали? Чему мы научились? | VII. Рефлексия Учащиеся заполняют лист самооценки.
|
Домашнее задание: стр. 268, в. 1-5 (устно), стр. 269-270 читать, учить термины «юмор», «ирония», «сатира».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пропавшая грамота Хирургия
О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила. Н. В. Гоголь Рассказы смешные, но невеселые. А. П. Чехов
Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова «Хирургия»
Цель и задачи урока Цель: выявление… Задачи: 1. Проанализировать… 2. Обнаружить… 3. Закрепить…
Задания для 1 колонки : 1) В каком месте происходит действие рассказа? Кто герои рассказа? Подтвердите текстом рассказа. 2) Что вы можете сказать о завязке рассказа? Задания для 2 колонки : 1) Что лежит в основе сюжета? Какую роль играет в нем диалог? Какими предстают перед нами герои? 2) Насколько подробно дано описание внешности героев и описание окружающей обстановки? Задания для 3 колонки: Что приносит дьячок в больницу? Зачем? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания рассказа?
«Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает»(В. В. Набоков).
«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).
«Чехов умеет писать так, что словам тесно, а мыслям просторно» (М. Горький).
Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние. Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.
Просфора
Фельдшер Курятин
«Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким» (А. П. Чехов).
Хирургия - _______________... Тут во всем __________________, твердость руки… Раз _____________________... Дело-то ведь… хирургия… Сразу _____________________... Вот, вот… Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на ____________________________ да в _______________________________! Хирургия, брат, не ______________... Это не на _______________________.
Дьячок Вонмигласов ВОНМЕМ! Внимание, внимайте
Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором.
Письменная работа Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чем основан юмор рассказа? Поверил ли дьячок Вонмигласов во всесилие хирургии?
Рефлексия 1. Мы проанализировали… 2. Мы обнаружили… 3. Мы закрепили…
Домашнее задание Стр. 268, в. 1-5 (устно), стр. 269-270 читать, учить термины «юмор», «ирония», «сатира».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...
конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....
Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)
Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...
Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".
Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....
Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока: открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...