Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_po_rasskazu_i.s._turgeneva_biryuk.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
Цели урока
Обучающие: исследовать позицию автора (целостное восприятие и истолкование произведения).
Развивающие: развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.
Диагностические: развить умение делать обобщения и выводы, составлять цитатный план текста, определять авторское отношение к герою.
Тип урока: мастерская построения знаний.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений Тургенева, в частности «Записок охотника», карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
1 этап. Определение темы урока и постановка целей.
Вступительное слово учителя.
- Вы уже знакомы с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется данный автор. Какие чувства вы при этом испытываете. Опишите их.
- Вы познакомились с произведением И.С. Тургенева «Бирюк». Что вы узнали об И.С. Тургенева из статьи учебника?
- Вспомните, какие произведения этого писателя вы уже прочли.
Рассказ Тургенева «Бирюк» тоже входит в цикл «Записки охотника», включающий 20 рассказов.
Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию И.С. Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, то есть замысла автора.
Мы поработаем сейчас как литературоведы, рассмотрим все художественные описания в рассказе «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах.
Карточки с заданиями в распечатанном виде он лежат в каждой группе.
Познакомьтесь с содержанием карточек. Даю вам время - 5 минут - для обсуждения и выбора.
После выбора задания каждая группа получает лист с вопросами, словари лингвистических терминов или справочники по литературе, разрешается использовать критическую литературу по теме. Для самостоятельной работы отводится 10 минут, после чего все вопросы обсуждаются, слушаем выразительное чтение. От каждой группы выступает один представитель и выражает общее мнение группы, остальные члены группы добавляют.
2 этап. Работа в группах. Определение художественных особенностей рассказа.
Каждая группа получает карточку с заданиями и вопросами. На подготовку достаточно 8-10 минут.
Группа 1. Пейзаж.
- Подготовьте чтение пейзажных зарисовок, прокомментируйте их.
- Проанализируйте фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась…», с точки зрения художественных средств изображения (выделите слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи).
- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?
- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
- Какую роль играет образ-символ грозы?
- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?
- Какие чувства и как передаёт Тургенев в описании природы?
Группа 2. Интерьер.
- Подготовьте пересказ описания избы Бирюка.
- Какие слова в описании являются ключевыми?
- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
- Какую роль играет описание интерьера избы?
- Как это описание помогает понять характер героя?
Группа 3. Портрет.
- В чём особенности портрета Бирюка?
- Какие детали портрета героя вы считаете главными?
- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?
- Как портрет помогает раскрыть характер героя?
- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора?
Группа 4. Словарная работа.
- Найдите в словаре В.И. Даля значение слова бирюк.
- Объясните, почему герой рассказа носит такое прозвище.
- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
- Зачем Тургенев дал примечание к слову бирюк?
- Объясните с помощью толковых словарей слова дрожки, полати, лучина, замашная рубашка, рогожка, кушак. Составьте словарик.
Группа 5. Лексика.
- В чём различие лексики разных героев рассказа?
- Какое значение имеет это различие?
- Дайте речевую характеристику героев рассказа.
Группа 6. Устное иллюстрирование.
- Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор.
- Дайте устное описание картины, которой вы бы иллюстрировали сцену.
3 этап. Подведение итогов.
Выводы учителя.
Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать настроения героев, может выражать отношение к происходящему. В этом рассказе пейзаж - говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказ «Бирюк» природа плачет - идёт дождь. Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза - образ-символ в рассказе. Это не только явление природы. Бирюк - гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.
В течение урока мы убедились, что все художественные описания в рассказе взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения. Сделаем вывод.
- Как вы понимаете слова В.Г. Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?
-Что хотел сказать читателям автор рассказа «Бирюк»? В чём главный смысл произведения, проведенный через всеединство образов?
Ученики:
И. С. Тургенев показал, насколько тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.
Крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности.
Учитель:
- И.С. Тургенева волновала судьба России, тревожили её проблемы. Он сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных душ).
4 этап. Обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.
5 этап. Рефлексия.
Заполните анкету.
- На уроке я работал (активно/ пассивно).
- Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен).
- Урок для меня показался (коротким/ длинным)
- За урок я (устал/ не устал).
- Моё настроение стало ( лучше/ хуже).
- Материал урока мне был (понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен).
- Домашнее задание мне кажется (лёгким/ трудным).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».
Урок литературы в 7 классе....