Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
учебно-методический материал по литературе по теме
Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_s_rasskazom_i.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении
(С использованием групповой формы работы)
ТЕМА. Диалог с рассказом И. С. Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении жизни народа.
Цели.
- Рассмотреть образ Бирюка как народный тип.
- Повторить понятие «эпизод художественного произведения»
- Развивать навыки анализа эпизода.
Ход урока.
Эпиграф Он умеет на нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно группировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы, очертив их всего несколькими штрихами, столь легкими и искусными, что трудно понять, как можно добиться подобной реальности такими
простыми по видимости средствами
Ги де Мопассан
1. Вступительное слово учителя.
Так французский писатель отозвался о творчестве И. С. Тургенева И. С. Тургенев унаследовал лучшие поэтические традиции своих предшественников - Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Его исключительное умение передать глубокие внутренние переживания человека, его «живое сочувствие природе, тонкое понимание её красот» (А. Григорович), всепокоряющая музыкальность его фразы - все это порождало неповторимую гармонию его творений.
Мягкость, прозрачность красок, тонкость психологических характеристик, умение уловить малейшие движения в общественной жизни, глубокое уважение к человеку, сильнейшее гуманистическое начало - всё это придает поразительный блеск произведениям великого мастера.
Я думаю, что вы убедились в правоте моих слов, познакомившись с рассказами И. С. Тургенева, в частности с рассказом «Бирюк». А сегодня на уроке мы с вами продолжим диалог с этим рассказом. А тема нашего урока «Путь к мастерству в изображении жизни народа».
Сегодня мы с вами попробуем проделать этот путь (мысленно, конечно) от знакомства с текстом до вершин его понимания.
Для этого используем логику восхождения: от анализа к интерпретации (что значит интерпретация?), т. е. истолкованию.
Каковы цели анализа?
- выделить в тексте главное и проанализировать
- предложить свои смыслы
Вот мы сейчас и посмотрим, что же у нас получилось. Как поработала каждая группа и что удалось наработать?
Первыми слово берет экспертная группа.
Анализ анкет по вопросам, предложенным заранее:
- Почему рассказ называется «Бирюк»
- Почему Тургенев выбрал жанр рассказа?
- Что вы ждали от рассказа?
- Совпало или нет ваше ожидание с тем, что вы почувствовали после прочтения?
Вторая группа. Вступление. Лингво - стилистический анализ текста.
Замена авторского текста на свой. Вывод.
(Доказать, что стиль художественный)
Третья группа. Анализ эпизода. Неожиданная встреча.
Задача: разделить на смысловые части, составить план выделить ключевые слова предложить свое истолкование (презентация диафильма) Описание избы лесника. Мог бы Фома жить богаче?
Четвертая группа. Анализ эпизода «в доме лесника» Задание: составить план эпизода;
выделить ключевые слова;
дать характеристику героям, используя иллюстрации
(иллюстрации к тексту)
Пятая группа.
Анализ эпизода. Кто такой Бирюк?
Задание: озаглавить,
выбрать ключевые слова
дать характеристику героям, используя памятку «Анализ эпизода»
Шестая группа.
Анализ эпизода «В лесу» Задание: выбрать ключевые слова
лингвистический анализ эпизода (наличие глаголов) характеристика героев
Седьмая группа.
Анализ эпизода «Разговор с вором в доме лесника» Задание: создание киносценария,
знакомство с этапами своей работы
ответ на вопрос: почему лесник отпустил мужика?
(киносценарий)
Слово учителя
Подведем итог своей мыслительной деятельности. Проанализировав эпизоды рассказа, вы постарались их интерпретировать и даже материализовать: кто нарисовал иллюстрации, кто-то свернул текст в виде плана, кто диафильм, кто киносценарий написал. Я благодарю всех за работу.
А теперь несколько вопросов учителя:
- Вопрос для самого внимательного. Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто Фомой Кузьмичом, кто Бирюком? Как вы объясните это?
- Как Фома стал «бирюком»?
(Фомой - рассказчик; Фомой Кузьмичом - вор (мужик); Бирюком - соседние мужики)
- Мы прослушали сегодня анализы нескольких эпизодов рассказа И. С. Тургенева. Подумайте, какой из всех эпизодов является кульминационным? (что значит кульминационным?) Почему? Свой выбор обоснуйте!
- Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло» Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Ещё раз посмотрите на иллюстрации к рассказу. Такими ли представляли себе героев?
- Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева:
СКАЗАЛ (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.)- запишем в тетрадь.
Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному?
Домашнее задание:
- Творческий практикум. Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека
- Проанализируйте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?
- Поставьте себя на место художника, когда надо нарисовать только одну иллюстрацию. Какой момент рассказа лучше выбрать?
Устно опишите иллюстрацию.
- Повторите тему «маленького человека» в литературе.
Резервные вопросы.
- Охотник - зритель или участник событий? Что вообще мы о нем знаем?
- Финал рассказа. Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...