РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, групповой
Цели:
Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля;
Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный аспект: убедить учащихся, что доброй смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_chehov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трегубова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ 34 г. Нижневартовск
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, групповой
Цели:
Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля;
Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный аспект: убедить учащихся, что доброй смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Ход урока:
На доске записан эпиграф урока:
О смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.… Боясь смеха,
человек удержится от того,
от чего бы не удержит
его никакая сила.
Н.В.Гоголь
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
1)Организационный момент
2)Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи.
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А прозой я скажу.
Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. (Разворачиваю лист, удивляюсь) Но что это? Что за шутки? Ну-ка, ребята, посмотрите, не закатились ли под парты им прилагательные. Ну да, я ищу прилагательные. Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете?
(ученики называют различные им. Прилагательные)
Спасибо, ребята.
«Я, Погодина Марина Викторовна, весёлая учительница вкусной школы № 26 прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок литературы. Я рада приветствовать небесных гостей и счастлива видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока ”Лошадиная фамилия” А.П.Чехова как юмористический рассказ. Речь героев как источник юмора.»
- А почему вы, ребята, улыбались? Что вызвало ваш смех? Как же называется приём, который вас так рассмешил? (Несоответствие. В данном случае несоответствие им. прилагательных существительным)
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.
III Актуализация ранее изученного материала
- Почему слово может вызвать смех? И в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)
- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске.
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Сатира (лат.) – обличие людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
- Ребята, как вы думаете, какое из этих определений соответствует понятию юмор?
- Юмор – это всегда какой смех? (Добрый)
- В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину – несоответствие– мы уже назвали. Поищем ещё.
(Втаскиваю в класс большой, старый чемодан, при этом изображаю, что мне очень тяжело его тащить)
- А теперь вам почему смешно? (Ответы уч-ся)
- Значит, смех вызвали неожиданность, несоответствие, преувеличение.
- Как вы думаете, что может находиться в чемодане? (ответы уч-ся)
- Открываем чемодан: письмо на деревню дедушке, козья ножка, щипцы, зуб, удочка…
И зачем же на урок
Их учитель приволок?
(Все эти предметы встречаются в рассказах Чехова)
- Кстати, ребята, почему я употребила слово « приволок»? А почему не принесла, притащила, преподнесла? (Принёс… неясно что, слово без настроения. Преподносит подарок, что-то торжественное. Притащили подходит, но нарушилась бы рифма.)
- Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете слово, различаете синонимические оттенки. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом. Сегодня мы обратимся к произведению автора, с которым вы уже знакомились на уроках литературы в 5 классе.
IV. Знакомство с автором и его произведением.
- Слово учителя об А.П. Чехове.
Замечательный русский писатель А. П. Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали оригиналами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомлённым лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в 20 лет. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, очень подвижный, со светло - карими весёлыми глазами, искренним, смелым взглядом, бесстрашно устремлёнными на мир. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой и сказать: «Бомба! … неси в участок, да смотри осторожнее…». Или убедить наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе… Он говорил, что если человек не понимает шутки - пиши пропало. А. П. Чехов сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы.
Бесконечная влюблённость в жизнь, радость бытия придавали его художественному взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях.
- Инсценирование отрывка из рассказа А. П. Чехова «Хирургия»
Учитель в роли фельдшера Курятина, ученик в роли дьячка Вонмигласова.
-Ребята, над чем вы смеялись? (Высмеивается глупость, невежество)
-А сейчас мы прочитаем вместе рассказ с забавным названием “Лошадиная фамилия”, герой которого не решался долго выдернуть больной зуб.
3.Постановка проблемного вопроса
Вы во время моего чтения рассказа должны подумать и определить, почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?
4.Чтение учителем рассказа.
5.Беседа с классом.
-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?
-Что делает рассказ смешным? ( Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).
- Вы отметили, что смех вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать? *В это время 3 уч-ся работают по карточкам. Обратим внимание на речь генерала, смотрим в текст
« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»
« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь»,
«накося»
( В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)
- Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас, не правда ли? Скорее всего автор заставляет нас смеяться над комическим положением Булдеева. Как вы думаете, ребята, почему? Не забывайте свои ответы подтверждать примерами из текста.
( Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).
- Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
( Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.
- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.
Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное – фамилию - забывает)).
-Как после этого меняется поведение героя? ( Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)
- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)
-Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика. т.о. речь героев - это еще один литературный прием, - сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех. И мы с вами в этом убедились. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Лошадиная фамилия» : добродушным, уничтожающим или другим? (Добродушным. Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно)
6. Проверка выполнения индивидуального задания по карточкам.
V. Подведение итогов
-Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)
-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству,
учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова.
Домашнее задание:
1.Всем: прочитать другие рассказы Чехова и определить в них природу смешного.
2. Групповое: инсценировать любой юмористический рассказ Чехова, постановку которого вы можете показать на своем классном часе, делясь своими впечатлениями о нашем уроке.
3.По желанию: написать мини- сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?»
VI. Заключительное слово учителя.
Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали вы славно.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»
Цели урока:Образовательный аспект:продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях...
Разработка урока по литературе. Рассказ А.П.Чехова " Человек в футляре"
В цикле рассказов о футлярной, узкой ограниченной мещанской жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч») Чехов с прозорливостью писателя-реалиста раскрывает нравственное уродство мещан...
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока по литературе в 8 классе "Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого "После бала" "
Методическая разработка урока соответствует структуре ФГОС. Содержит нетрадиционную форму проведения урока- суда....