Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 Хафизова Гульназ Нафисовна

Урок литературы по теме "Самуил  Яковлевич  Маршак.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Самуил  Яковлевич  Маршак.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Положительные и отрицательные герои пьесы»

Класс: 5 «А»

Цель: обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию мышления;

формировать умение сопоставлять героев сказки, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: развитие речи и артистических способностей.

Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Ход урока

I.Организационный момент: приветствие, пожелание друг другу успехов, хорошего настроения.

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Прикоснитесь ладошками друг другу передайте частичку своей доброты своему однокласснику.  Ребята, я в руках держу корзину «Успешный урок», давайте в нее положим то, что нам будет необходимо для того, чтобы наш урок прошел успешно. (Дети пишут на листках фразы, читают их и складывают свои записки в корзину)-3мин.

II. Введение в тему урока, постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать сказку «Двенадцать месяцев».  Откройте тетради, напишите, пожалуйста, дату- 24 марта, Классная работа.  А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно собрать пазлы. Давайте для начала мы с вами поделимся на команды, каждой команде я раздам пазлы, которые вы должны собрать. (Детям раздаются пазлы с положительными и отрицательными героями. Они собирают пазл, называют героев, группируют их). Работа по группам:

-Назовите героев, изображенных на иллюстрациях.

Слайд 2. Какие поступки они совершали?

-Какие слова вы бы подобрали к этим иллюстрациям?

-Как будет звучать тема урока? (Запись темы урока)

Слайд 3. Тема: «Самуил  Яковлевич  Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?) 
(дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в задачах) 

-Как мы узнаем о персонажах, если в сказке нет авторской характеристики? На что мы будем обращать внимание? (поведение, речь, отношение к окружающим)5мин

Слайд 4. Ребята,  запишите эпиграф.

Эпиграф:

«…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»

М. Алигер.

Как вы понимаете эпиграф к уроку?

III. Физминутка-релаксация 3 мин

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно! Такое нежное, яркое, ласковое, теплое, как руки мамы! Все дотянулись? Возьмите его в руки, приятно добро держать в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром!

IV. Открытие новых знаний и первичное закрепление - 20 минут.

Слайд 5. Инсценировка «Королевский урок».

Вопросы для анализа эпизода. 

  1. Какая предстает королева перед нами?
  2. Скажите, пожалуйста, какие обязанности выполняет королева при дворе?
  3. Она понимает свою ответственность, важность каждого своего решения?
  4. Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям? 
  5. Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы? 
  6. Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много). 

(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге). 

  1. А теперь обратитесь к теме нашего урока и охарактеризуйте королеву одним словом. Какой это персонаж? (Дети отвечают на вопросы , делают выводы, обобщают)

Слайд 6, 7, 8.  Напишите, пожалуйста, в тетрадях описание королевы, профессора.

Теперь мы с вами поработаем с учебником. Найдите, пожалуйста, эпизод, в котором мачеха и дочка отправляют в лес падчерицу (страница 96).

Слайд 9. Выразительное инсценированное чтение эпизода «Как Мачеха и Дочь отправляли Падчерицу в лес».

1. Кто такая падчерица? Работа со словарем. Слайд 10.

2. Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене? (живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)

3.  Как вы можете её охарактеризовать? Какая она? Слайд 11. Напишите, пожалуйста, в тетрадях характеристику падчерицы.

(Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь).

3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что скажете о них? Слайд 12

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).

Слайд 13, 14, 15.  Какие это герои? Какие поступки они совершали? Запишите в тетрадях краткую характеристику этих героев.

-Подберите антоним к слову «злой» (добрый). Кого из действующих лиц сказки вы бы соотнесли с этим словом и почему?

-Какими положительными качествами они обладают? Зачитайте фразы, которые доказывают нам, что данные герои- положительные персонажи.

- Кто хочет пересказать концовку сказки?

4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

(Ещё в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:

"Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).

V. Итоги.

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.
- Какими положительными качествами они обладают? (доброта, милосердие…) 
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями? 
Отрицательные герои 
Мачеха,Дочка, 
Королева 

Чему учит нас Маршак?

(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.)

Вывод:  «Корзина мудрости».

Слайд 16. Ребята, перед вами народные пословицы, выберите те пословицы, которые выражают поучения пьесы-сказки, объясните свой выбор.

(Дети выбирают «подснежники» с записанными на них пословицами, которые выражают поучения пьесы-сказки, объясняют свой выбор, складывают «подснежники» в корзину).
Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что 
добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям. 

Слайд 17. Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую задачу мы решили на уроке? Как ее решили?

Чему научились на уроке? Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

 - Спасибо, ребята, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...

Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект урока по литературе в 5 классе.  Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).

Цели:  проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Задачи: образовательная:-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;-   совершенствовать умение де...

Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....