Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы по теме "Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои пьесы»
Класс: 5 «А»
Цель: обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию мышления;
формировать умение сопоставлять героев сказки, делать выводы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Метапредметные: развитие речи и артистических способностей.
Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Ход урока
I.Организационный момент: приветствие, пожелание друг другу успехов, хорошего настроения.
Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Прикоснитесь ладошками друг другу передайте частичку своей доброты своему однокласснику. Ребята, я в руках держу корзину «Успешный урок», давайте в нее положим то, что нам будет необходимо для того, чтобы наш урок прошел успешно. (Дети пишут на листках фразы, читают их и складывают свои записки в корзину)-3мин.
II. Введение в тему урока, постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать сказку «Двенадцать месяцев». Откройте тетради, напишите, пожалуйста, дату- 24 марта, Классная работа. А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно собрать пазлы. Давайте для начала мы с вами поделимся на команды, каждой команде я раздам пазлы, которые вы должны собрать. (Детям раздаются пазлы с положительными и отрицательными героями. Они собирают пазл, называют героев, группируют их). Работа по группам:
-Назовите героев, изображенных на иллюстрациях.
Слайд 2. Какие поступки они совершали?
-Какие слова вы бы подобрали к этим иллюстрациям?
-Как будет звучать тема урока? (Запись темы урока)
Слайд 3. Тема: «Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.
- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?) (дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в задачах)
-Как мы узнаем о персонажах, если в сказке нет авторской характеристики? На что мы будем обращать внимание? (поведение, речь, отношение к окружающим)5мин
Слайд 4. Ребята, запишите эпиграф.
Эпиграф:
«…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»
М. Алигер.
Как вы понимаете эпиграф к уроку?
III. Физминутка-релаксация 3 мин
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно! Такое нежное, яркое, ласковое, теплое, как руки мамы! Все дотянулись? Возьмите его в руки, приятно добро держать в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром!
IV. Открытие новых знаний и первичное закрепление - 20 минут.
Слайд 5. Инсценировка «Королевский урок».
Вопросы для анализа эпизода.
- Какая предстает королева перед нами?
- Скажите, пожалуйста, какие обязанности выполняет королева при дворе?
- Она понимает свою ответственность, важность каждого своего решения?
- Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?
- Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
- Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).
(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге).
- А теперь обратитесь к теме нашего урока и охарактеризуйте королеву одним словом. Какой это персонаж? (Дети отвечают на вопросы , делают выводы, обобщают)
Слайд 6, 7, 8. Напишите, пожалуйста, в тетрадях описание королевы, профессора.
Теперь мы с вами поработаем с учебником. Найдите, пожалуйста, эпизод, в котором мачеха и дочка отправляют в лес падчерицу (страница 96).
Слайд 9. Выразительное инсценированное чтение эпизода «Как Мачеха и Дочь отправляли Падчерицу в лес».
1. Кто такая падчерица? Работа со словарем. Слайд 10.
2. Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене? (живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)
3. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она? Слайд 11. Напишите, пожалуйста, в тетрадях характеристику падчерицы.
(Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь).
3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что скажете о них? Слайд 12
( Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).
Слайд 13, 14, 15. Какие это герои? Какие поступки они совершали? Запишите в тетрадях краткую характеристику этих героев.
-Подберите антоним к слову «злой» (добрый). Кого из действующих лиц сказки вы бы соотнесли с этим словом и почему?
-Какими положительными качествами они обладают? Зачитайте фразы, которые доказывают нам, что данные герои- положительные персонажи.
- Кто хочет пересказать концовку сказки?
4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
(Ещё в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:
"Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
V. Итоги.
– Назовите положительных героев пьесы-сказки.
- Какими положительными качествами они обладают? (доброта, милосердие…)
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?
Отрицательные герои
Мачеха,Дочка,
Королева
- Чему учит нас Маршак?
(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.)
Вывод: «Корзина мудрости».
Слайд 16. Ребята, перед вами народные пословицы, выберите те пословицы, которые выражают поучения пьесы-сказки, объясните свой выбор.
(Дети выбирают «подснежники» с записанными на них пословицами, которые выражают поучения пьесы-сказки, объясняют свой выбор, складывают «подснежники» в корзину).
Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.
Слайд 17. Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую задачу мы решили на уроке? Как ее решили?
Чему научились на уроке? Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?
- Спасибо, ребята, за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...
Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Конспект урока по литературе в 5 классе. Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...
С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).
Цели: проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Задачи: образовательная:-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;- совершенствовать умение де...
Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....
Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев".
Документ с вопросами....