Конспект урока В дорогу зовущие
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шевелёва Оксана Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_v_dorogu_zovushchie.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков по литературе, 6 класс.

Тема: Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.
Ход урока.
      I. Знакомство с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 15-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2008. 
            Продолжая работу, начатую в 5 классе, назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, рассмотрим репродукции на обложке и форзацах учебника.
      Предложим школьникам вспомнить, что такое
обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.
      — Чем отличается учебник 6 класса от учебника 5 класса?
      Обратим внимание, какие приложения есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, что осталось прежним.
      Предложим детям назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
      — Какие это были произведения?
      Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых дети читали самостоятельно.
      Выделим границы разделов: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей XVIII века», «Произведения русских писателей XIX века», «Произведения русских писателей XX века». Новым будет раздел «Из литературы народов России». В конце второй части — большой раздел «Из зарубежной литературы», который включает «Мифы Древней Греции».
      — Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом? Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?
      
      II. «В дорогу зовущие» 
      Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).
      III. Художественное произведение и автор 
      Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
      Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
      
Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин). 
      Чтобы дать детям представление о единстве объективного и субъективного в произведении, об отражении в нем одновременно и реальности, и авторского понимания этой реальности, предложим им рассмотреть переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа).
      — Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
      Дети отвечают, что с помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить свое впечатление и настроение, которое эта картина вызывает у нас.
      — С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
      К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
      — Кто такой автор?
       Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
      — Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
      В ходе ответов на эти вопросы важно привести учеников к мысли об активной роли читателя. Если читатель переживает вместе с героями произведения, цитирует фразы из него, отождествляет себя с одним из героев, это значит, что в произведении находит выражение не только личность автора, но и личность читателя. Функция самовыражения при соприкосновении с искусством особенно ярко видна, когда нам кажется, что автор произведения сказал о том, что мы давно думали и чувствовали, но не могли объяснить.
      Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
      — Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?
      Материал для учителя 
      При изучении конкретных художественных произведений ученики уже в 6 классе встретятся с различными значениями слова
автор, связанными друг с другом, но при этом относительно самостоятельными. В одних случаях мы будем говорить об авторе как о человеке реальном, в других случаях будем иметь в виду автора как носителя идейной концепции художественного произведения. В художественном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а лишь некоторые ее грани, и эти два значения слова автор не тождественны друг другу. Реальный человек, писатель может отличаться от автора художественного произведения, т. е. носителя идейной концепции.
      Грин, например, предстает перед шестиклассниками как человек, непоколебимо мечтающий о светлом, хотя вся жизнь его была одним тяжелейшим испытанием.
      При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями:
повествователь эпического произведения и образ автора.
      
Повествователь — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
      Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
      
Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
      Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
      Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
      Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
      Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
      В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 306) найдем слово
эпиграф и прочитаем его определение.
      
Домашнее задание. 
      Подготовить исполнение нескольких обрядовых песен (для детей, которые занимаются в фольклорных ансамблях, или для тех, в чьих семьях еще живы фольклорные традиции).


Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Тема проекта

 Очищение воды

Актуальность проекта

 Качество нашей жизни, здоровье зависит от качества воды, которую мы пьем. Но ухудшение экологической ситуации приводит к появлению в пресной воде нежелательных примесей.

 Проблема: загрязненная вода приносит вред здоровью человека

Объект исследования

 Вода

Цель проекта

Для учителя: формирование знаний о способах очистки воды в домашних условиях

Для ученика: познакомиться со способами очистки воды в домашних условиях

 Задачи:

 Образовательная:

-Узнать о способах очистки воды

-Провести исследование «Очистка воды»

 Воспитательная:

 -Воспитание самостоятельности на основе выполнения практических заданий

 Развивающая:

 -Развитие мыслительных операций на основе выполнения заданий на анализ, сравнение

Тип проекта

 Исследовательский, групповой, краткосрочный

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1.  Подготовка к исследовательской работе.

Выявить проблему исследовательского проекта

  1. Планирование исследовательской деятельности.

Найти и изучить информацию по теме «Очищение воды»

  1. Исследовательская деятельность

Предоставить и проанализировать  найденную информацию, провести опыт

  1. Итоги исследовательской деятельности.

Проанализировать  полученные результаты и сделать вывод.

  1. Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности.

Оценить результаты исследовательской работы, провести самооценку.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: познакомиться со способами очистки воды в домашних условиях

Гипотеза исследования: если дополнительно очищать воду, то она станет более безопасной для здоровья человека

Методы исследования: практический, наглядный, словесный

Оборудование для проведения исследования: пробирки с чистой водой, пробирки с загрязненной водой, лоток для пробирок, угольный фильтр, песок, бумажные салфетки, лист бумаги, листы с заданием

Ход исследования:

 1 группа:

  1.  Перелить грязную воду через бумажную салфетку в пустую пробирку.
  2. Сделайте вывод: что появилось на салфетке?
  3. С помощью белого листа бумаги сравните результаты исследования: приложите лист бумаги к пробирке с чистой водой и к пробирке с водой, пропущенной через бумажную салфетку. Вода стала чистой или в ней остались грязные частицы?
  4. Сделайте вывод проведенного исследования, запишите в дневник наблюдений:

-С помощью чего очищали воду?

-Каким образом очищали воду?

-Что появилось на бумажной салфетке?

-Вода очистилась полностью или в ней остались грязные частицы?

 2 группа:

  1.  Пропустить грязную воду через бумажную салфетку с песком в пустую пробирку.
  2. С помощью белого листа бумаги сравните результаты исследования: приложите лист бумаги к пробирке с чистой водой и к пробирке с водой, пропущенной через бумажную салфетку с песком. Вода стала чистой или в ней остались грязные частицы?
  3. Сделайте вывод проведенного исследования, запишите в дневник наблюдений:

-С помощью чего очищали воду?

-Каким образом очищали воду?

-Вода очистилась полностью или в ней остались грязные частицы?

 3 группа:

  1. Открыть угольный фильтр и перелить в него грязную воду.
  2. После того, как вода в фильтре полностью процедится, аккуратно перелить ее в пустую пробирку.
  3.  С помощью белого листа бумаги сравните результаты исследования: приложите лист бумаги к пробирке с чистой водой и к пробирке с водой, пропущенной через угольный фильтр. Вода стала чистой или в ней остались грязные частицы?
  1. Сделайте вывод проведенного исследования, запишите в дневник наблюдений:

-С помощью чего очищали воду?

-Каким образом очищали воду?

-Вода очистилась полностью или в ней остались грязные частицы?

Продукт проекта

 Дневник наблюдения с описанием проблемы, этапов исследования, результатов и выводов

10.

Перспектива проекта

 Защита проекта на школьной конференции

Компоненты паспорта

Описаниепроекта

ФИО участника

Тема проекта

«Воздух-удивительный газ»

Актуальность проекта

Объект исследования

Воздух

Цель проекта

Для учителя: формирование знаний о воздухе и его свойствах

Для ученика: Познакомиться со свойствами воздуха

Тип проекта

Исследовательский, короткосрочный, групповой

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе.

Выявить проблему исследовательского проекта

  1. Планирование исследовательской деятельности.

Найти и изучить информацию по теме Воздух – удивительный газ»

  1. Исследовательская деятельность

Предоставить и проанализировать  найденную информацию, провести опыт

  1. Итоги исследовательской деятельности.

Проанализировать  полученные результаты и сделать вывод.

  1. Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности.

Оценить результаты исследовательской работы, провести самооценку.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить, есть ли внутри предметов воздух

Гипотеза исследования: если в атмосфере есть воздух, то и внутри предметов он тоже есть

Методы исследования: словесный, наглядный, практический

Оборудование для проведения исследования: ИКТ – технологии,

Ход исследования:

Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся теме Воздух – удивительный газ». Учитель проводит инструктаж перед проведением опытов, контролирует действия учащихся.

Ход опыта:

  1. Опустить губку в емкость с водой.
  2. Изобразить губку и примерное количество пузырьков
  3. Опустить мел в емкость с водой.
  4. Изобразить мел и примерное количество пузырьков
  5. Опустить кусок ткани в емкость с водой.
  6. Изобразить кусок ткани и примерное количество пузырьков
  7. Опустить деревянный кубик в емкость с водой.
  8. Изобразить  деревянный кубик и примерное количество пузырьков
  9. Сравнить схемы по количеству пузырьков.
  10. Составить ранжированный список предметов в порядке уменьшения количества воздуха в предметах

Вывод – в предметах содержится воздух. Его количество зависит от плотности предмета.

Продукт проекта

Ранжированный список предметов по принципу уменьшения воздуха

Перспектива проекта

Представление и защита  проекта на школьной конференции

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Тема проекта

«Получение частиц из вещества»

Актуальность проекта

Объект исследования

Соль, сахар

Цель проекта

Для учителя: формирование знаний о веществах и частицах

Для ученика: Познакомиться с веществами и частицами

Задачи:

Образовательная:

1.Познакомиться с телами, веществами, частицами

Развивающая

1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

Воспитательная

1.Воспитывать умение сотрудничать

Тип проекта

Исследовательский, краткосрочный, групповой

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе.

Выявить проблему исследовательского проекта

  1. Планирование исследовательской деятельности.

Найти и изучить информацию по теме «Получение частиц из вещества»

  1. Исследовательская деятельность

Предоставить и проанализировать  найденную информацию, провести опыт

  1. Итоги исследовательской деятельности.

Проанализировать  полученные результаты и сделать вывод.

  1. Оценка процесса и результатов исследовательской деятельности.

Оценить результаты исследовательской работы, провести самооценку.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить, как вещества превращаются в частицы

Гипотеза исследования: если растворить сахар и соль, то их частицы будут невидимыми

Методы исследования: словесный, наглядный, практический

Оборудование для проведения исследования: ИКТ – технологии,

Ход исследования:

Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся теме. Учитель проводит инструктаж перед проведением опытов, контролирует действия учащихся.

Ход опыта:

  1. Опустить соль в емкость с водой
  2. Изобразить емкость с водой и солью
  3. Изобразить емкость с водой и солью через 1 минуту
  4. Опустить сахар в емкость с водой
  5. Изобразить емкость с водой и
  6. Изобразить емкость с водой и сахаром через 1 минуту
  7. Сравнить изображения
  8. Записать результаты в дневник наблюдений, сделать вывод

Вывод – вещества которые помещаются в емкость с водой, растворятся и превращаются в частицы, затем становятся невидимыми

Продукт проекта

Дневник с записями об опыте наблюдении и с выводом

Перспектива проекта

Представление и защита  проекта на школьной конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока МХК "Дорога к храму"

урок разработан на основе программы по МХК Даниловой ГИ...

Конспект урока. Изложение "Дорога в бессмертие"

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для учащихся 8 класса, используемую при повторении знаний об односоставных предложениях. В основу предполагаемого текста положены газетные материалы, рассказ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ (ROAD SAFETY)

Урок интересен тем, что содержит аутентичные авторские материалы и разработки по теме. В процессе работы ребята получают доступ к обучающему видео на английском языке (с субтитрами), что значительно о...

Конспект урока " Командовать дорогой буду я!"

Урок «Командовать дорогой буду я!» по УМК «Spotlight 6» в 6 классе.Цель: Повторение лексико-грамматического материала по теме «Getting around».Задачи: 1) повторение лексики по теме;    ...

конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".

Тема: «Дорога в школу».Цель:    обеспечить усвоение  правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи:  1. Обобщить  правила перехода улиц ...

Конспект урока литературы в 8 классе «Поэзия, зовущая к Победе»

Тема по программе: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.Тема (название) урока: «Поэзия, зовущая к  Победе»Цели: 1. Показать значение поэзии в годы Великой отечественной вой...

Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...