Конспект урока литературы в 8 классе «Поэзия, зовущая к Победе»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Куприна  Анна Владимировна

Тема по программе: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Тема (название) урока: «Поэзия, зовущая к  Победе»

Цели:

1. Показать значение поэзии в годы Великой отечественной войны, выявить традиции, новаторство и жанровое своеобразие в изображении боевых подвигов и военных будней, показать актуальность и призывно-воодушевляющий характер военной песни.

2. Продолжить формирование умения анализировать художественное произведение, навыка выразительного чтения и восприятия музыкального произведения.

3. Привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа, воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения,  чувства личной ответственности перед собой и другими, актуализировать внимание на роли каждой семьи, внесшей свой вклад в общую Победу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_8_klasse.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема по программе: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Тема (название) урока: «Поэзия, зовущая к Победе»

Цели:

1. Показать значение поэзии в годы Великой отечественной войны, выявить традиции, новаторство и жанровое своеобразие в изображении боевых подвигов и военных будней, показать актуальность и призывно-воодушевляющий характер военной песни.

2. Продолжить формирование умения анализировать художественное произведение, навыка выразительного чтения и восприятия музыкального произведения.

3. Привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа, воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения,  чувства личной ответственности перед собой и другими, актуализировать внимание на роли каждой семьи, внесшей свой вклад в общую Победу.

Оборудование: эпиграф, записи песен военных лет («Священная война», «Враги сожгли родную хату…»,  «Катюша», «Соловьи», «До свидания, мальчики…», «Белорусский вокзал», «Дороги», «Хотят ли русские войны»,  «Последний бой», «Как служил солдат», «День Победы», объявление о начале и окончании войны), ученические  презентации («Великая Отечественная война», «В каждой семье есть герой»)

Ход урока

1.

1) Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, мраморе, красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события. Приближается юбилей Великой Победы. В праздничные дни мы услышим по радио и телевидению песни военных лет, грустные, задушевные,  иногда и веселые, но объединяет их - величие подвига. Сегодня мы поговорим о песнях и стихах о Великой Отечественной войне.

Война – страшное и жестокое время. Время тяжелых испытаний, неимоверного напряжения всех душевных сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

2) Чтение и анализ эпиграфа                                                    Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В.Лебедев-Кумач(1943)

2.

1) Что мы знаем о Великой Отечественной войне?

Сообщение учащихся о начале войны

с использованием презентации «Великая Отечественная война»,

записи объявления о начале войны.

2) Прослушивание записи песни «Священная война» на стихи В.Лебедева-Кумача.

Какие чувства  вызывает данная песня?

Какой призыв звучит?

Вселяет ли песня оптимизм, мужество?

Ощущается ли готовность бросить все возможные и невозможные силы на борьбу с врагом?

В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…  И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…»

Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава стала несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…»

Звучит песня «Враги сожгли родную хату…»

Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, Марк Бернес, передавая боль от утраты  близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой стала именно «Катюша». Почему? Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы  о нем.

Звучит песня «Катюша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...