«Медный всадник» А. С. Пушкина – ответ на «Дзяды» А. Мицкевича»
статья по литературе (10 класс)
Данная статья – сравнительный анализ образов Петра и Петербурга в произведениях двух поэтов – представителей различных стран. Этот анализ может быть применён на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества А. С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medny_sadnik_inne.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная статья – сравнительный анализ образов Петра и Петербурга в произведениях двух поэтов – представителей различных стран. Этот анализ может быть применён на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества А. С. Пушкина
«Медный всадник» А. С. Пушкина – ответ на «Дзяды» А. Мицкевича»
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 в имении поэта в Болдино. В поэме описано петербургское наводнение 1824 года – самое разрушительное за всю историю нашего города. Во вступлении к поэме поэт создаёт образ Петра Великого – основателя города на Неве.
В примечаниях к поэме Пушкин прямо указывает на то, что его произведение является ответом на стихи Адама Мицкевича. «Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта»
Адам Мицкевич – выдающийся польский поэт – был сослан в Петербург из Вильно за участие в тайных польских организациях, которые ставили своей целью добиться восстановления польской государственности (Герцогство Варшавское входило тогда в состав Российской империи). Живя в Петербурге, поэт сошёлся с представителями русской творческой интеллигенции, в том числе и с Пушкиным. «Олешкевич» - глава из поэмы «Дзяды» («Поминки») - крупнейшее произведения поэта, над которым он работал с 1823 по 1834 год. В этой главе польский литератор также пишет и об основании Петербурга, и о наводнении 1824 года. Глава была написана в 1832 году, то есть накануне создания «Медного всадника»
Образы Петра и Петербурга, созданные поэтами, во многом противоположны друг другу. Вот что пишет о Петре Мицкевич:
Бог, ремесло иль некий покровитель,
Вот кто был древних городов зиждитель.
А кто столицу русскую воздвиг,
И славянин, в воинственном напоре,
Зачем в пределы чуждые проник,
Где жил чухонец, где царило море?
Не зреет хлеб на той земле сырой,
Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,
И небо шлет лишь холод или зной,
Неверное, как дикий нрав тирана.
Не люди, нет, то царь среди болот
Стал и сказал: "Тут строиться мы будем!"
И заложил империи оплот,
Себе столицу, но не город людям.
Пушкин отвечает Мицкевичу строками, которые мы знаем с детства:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Не менее различны образы Великого города, созданные поэтами. Сосланный в Петербург Мицкевич явно не в восторге от детища Петра:
От стужи здесь не ходят, а бегут.
Охоты нет взглянуть, остановиться.
Зажмурены глаза, бледнеют лица.
Дрожат, стучат зубами, руки трут,
И пар валит из бледных губ столбами
И белыми расходится клубами.
А Пушкин отвечает ему:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз.
И далее, строфа за строфой, Александр Сергеевич противопоставляет недобрым петербургским впечатлениям польского поэта своё ощущение родного (не важно, что в Москве родился, большую часть жизни прожил в столице) города. Мицкевича раздражают длинные и абсолютно прямые проспекты, а Пушкин ими наслаждается. Мицкевич проклинает военные парады, а Пушкин ими гордится.
Красуйся град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия
Мицкевича бесят белые ночи, которые не дают ему спать, а у Пушкина:
…Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пус5кая тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря, сменив другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Подведём итог. Общее в образах Петра и Петербурга, созданных Пушкиным и Мицкевичем то, что оба поэта утверждают – град петров создан был исключительно волею одного человека – монарха. А различие в том, что у Мицкевича эта воля разрушительная, а у Пушкина – творческая и созидательная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).
Тема рассчитана на 2 часа. Первый урок посвящен Петербургу Пушкина (образу города,), изображенному в поэме «Медный всадник», второй – семинар «Два бунта» (жанр, композиция произведен...
Медный всадник А.С.Пушкин
обзор ресурсов на портале ПРОшколу.ру(материал для дистанционного обучения)http://www.proshkolu.ru/club/literature7/blog/...
Медный всадник А.С.Пушкин
Автор: Ирина Михайловна Дмитриеваhttp://www.proshkolu.ru/user/hasi/file/4249664/...
Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.
Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...