Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

  Тема рассчитана на 2 часа.  Первый урок посвящен Петербургу Пушкина (образу города,), изображенному в поэме «Медный всадник», второй – семинар «Два бунта» (жанр, композиция произведения, конфликт:  власть, стихия, человек).

 

На уроках можно показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу; развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение; анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;показать учащимся непреходящую ценность  произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.

 Прилагается слайдовая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Галина Михайловна Мошкина

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 264 Санкт-Петербурга

Педагогическая  мастерская

«Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).

                                                                                       Люблю тебя, Петра творенье…

                                                                                                            А.С.Пушкин

Ход урока

Слово учителя.

- А.С.Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её  и Н.В. Гоголь, и Ф.М.Достоевский. Город Петра  стал темой и многих стихотворений поэтов Серебряного века.

      1-2 слайды: Тема урока, его цели, озвученное высказывание Н.В.Гоголя             “Пушкин — это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет”.

 1.   Индукция. Создание эмоционального настроя( включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения).

Учитель:

 - Настройтесь эмоционально на урок, прослушайте отрывок из произведения. Обратите внимание на вопрос.

       3 слайд «Петербург Пушкина»: На фоне музыки чтение отрывка «Люблю тебя, Петра  творенье»  А.Шварцем.

    -  Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? (Ключевое словосочетание –   «Петра творенье…»)

- Кто продолжит чтение отрывка до конца?

       2. Самоконструкция

  4 слайд: Задание: 

- Откройте страницу в Word и запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию («Петра творенье…»), в которых содержалась бы разная по оценке информация (позитивная и негативная). Сохраните работу.

- Обсуждение работы. Помощь учителя. (5,6,7 слайды).  

Позитивная информация:

“город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье”, “светла Адмиралтейская игла ”,

оград узор чугунный”, “живость потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею столицей померкла старая Москва”…

    Словарь -   Адмиралтейская игла – 1)Здание Главного Адмиралтейства заложено в Петербурге в 1704 году. Его украшал шпиль с иглой. 2)Здание в строгих формах русского ампира – центр архитектурной композиции города.

Негативная информация:

“над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”, “перегражденная Нева…затопляла острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по улицам”, “над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне”, “скривились домики, другие совсем обрушились”…

           3. Социоконструкция.

(Работа учащихся в группах).

- Составить схемы – тезисы своих ответов на  странице  в Word или на предложенных листах.

                   1 группа: (слайд 8)

  1. А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это?
  2. Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…»
  3.  Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования?

                   2 группа: (слайд 9)

  1. А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это?
  2. Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…»
  3. Каким размером написано вступление и какое звучание он (размер) ему придает ?
  4. Какие символы города упоминаются во фрагменте? Как поэт относится к Петербургу?

                    3 группа: (слайд 10)

  1. А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это?
  2. Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…»
  3. Какие эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин?

                   4 группа: ( слайд 11)

  1. Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»?
  2. Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге?

            4. Социализация.

Работа учеников распечатывается на принтере.

 (Выступление ученика в группе – сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

           5.Афиширование.  

 Вывешивание работ учеников (схем, проектов).  Обсуждение полученных в групповой работе результатов. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Учитель  дает пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

              6.Разрыв.

 Ликвидация разрыва.(Внутренне осознание учеником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому).

Учитель: организует работу учащихся в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия ( дать познакомиться с составленными  учителем схемами).  Слайды: 12, 13, 14, 15

  1. 1 группа

Образ Петербурга  - торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю:  творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее        

  1. 2 группа

Любимый пушкинский размер - четырехстопный ямб, который  звучит  маршеобразно, победно, четко и звучно.

                           

         С И М В О Л Ы : Марсово поле, Адмиралтейская игла, Коломна, площадь Петрова, Всадник Медный

Петербург Пушкина – город пышный

Всё говорит о красоте Петербурга: мосты,  дворцы, замки, памятники… -  это музей под открытым небом

  1. 3 группа
  1. А.С.Пушкин любит  Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами.
  1. Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость…
  2. Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; юный град…вознесся пышно, горделиво…;красуйся, град Петров…
  3. Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует…
  4. Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе…
  5. Анафора: Люблю тебя, Петра творенье;  люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…

  1. 4 группа

А.С.Пушкин назвал свое произведение «Медный всадник», потому что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр — основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает  памятник  в поэме так:

  1.                            В неколебимой вышине,
                                Над возмущённою Невою
                                Стоит с простёртою рукою
                                Кумир на бронзовом коне.
  2.                            И прямо в томной вышине
                                Над ограждённою скалою
                                Кумир с простёртою рукою
                                Сидел на бронзовом коне.
  3.                            …неподвижно возвышался
                                Во мраке медною главой,
                               Того, чьей волей роковой
                               Под морем город основался…
                               Ужасен он в окрестной мгле!
                               Какая дума на челе!                          
  4.                            Какая сила в нём сокрыта…

  1.                           О, мощный властелин судьбы!
                               Не так ли ты над самой бездной,
                               На высоте узды железной
                               Россию поднял на дыбы?

Памятник Петру I в Петербурге – это работа  французского скульптора Фальконе.

 16 слайд. Знакомство с историей памятника.

         Знаменитый памятник Петру I  установлен в правление Екатерины II. Приглашенный императрицей французский скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра в виде всадника, поднимающего коня на дыбы. Задние копыта коня попирают змею - традиционный символ зла. Голова Петра вылеплена по модели Мари-Анн Калло - ученицы Фальконе. Постамент памятника - "Гром-камень", 1600-тонный гранитный монолит, найденный близ деревни Конная Лахта. Почти полкилометра, отделявших его от моря, его волокли  на особой платформе с полозьями, а затем повезли в Петербург на 54-метровой плоскодонной барже. Камень был обточен по рисунку Фальконе. На постаменте надпись по-русски и по-латыни: "Петру Первому - Екатерина Вторая" . В 1778 статую отлили, в том же году Фальконе вернулся во Францию. Название "Медный всадник" памятник получил после появления одноименной поэмы Пушкина (1833). Благодаря Пушкину он стал олицетворением творческой, но беспощадной воли Петра, символом основанного им города.

Работа с источниками дополнительной информации. Прослушивание сообщений учащихся.

Слайд 17. 1 группа: История создания поэмы.

       Конец июля - начало августа 1833 года. Пушкин знакомится с новыми стихотворениями Адама Мицкевича...

Сильнейшее впечатление произвел на Пушкина «петербургский» цикл Мицкевича, состоящий из семи стихотворений, исполненных ненависти к императорскому Петербургу и российской тирании... больше всего его поразили «Олешкевич» (с подзаголовком: «День накануне петербургского наводнения»), «Русским друзьям» и «Памятник Петру Великому»...Записи польских стихов в рабочей тетради поэта — это след рождения нового пушкинского замысла.      Именно тогда в тетради Пушкина впервые легли рядом стихи о наводнении и о памятнике Петру...

        Возможно, тогда же, летом 1833 года, Пушкин услышал от Михаила
Юрьевича Виельгорского рассказ о «вещем сне», в котором судьба конной
статуи Петра и судьба города оказались неразрывно связаны. (Эта легенда
пересказана      в     статье      учебника     «Судьба        случайность      или предопределение?». Кроме того, Пушкину, конечно, были известны
предания о проклятии»,тяготеющем над Петербургом с момента его строительства.)!

        7 августа 1833 года Пушкин вместе с С.А.Соболевским уезжает из Петербурга, огни выехали в дорожной коляске поэта и направились к Троицкому мосту. Но мост был закрыт, так как из-за сильного ветра вода в Неве угрожающе поднялась. Опасались нового наводнения... Впечатления этого дня не раз будут возникать в воображении Пушкина.

PS. Наводнение, описываемое в поэме, произошло 7 ноября 1824 г.; оно отличалось особенной силой и причинило огромные разрушения.

Слайд 18. Предания о проклятии

  1. О новой столице антихриста, воздвигнутой чудесным образом на болотистой дельте, на «чухонской земле», бродили темные слухи. В глуши керженских лесов так толковали о Петербурге:
    «Ныне был у нас с починок человек, был он в Петербурге и сказывал про тамошние чудеса. Собрал де он Петр, беглых солдат, человек двести и поставя на колени, велел побить до смерти из пушки. Эко стало ныне христианам ругательство!»
    Усилилась своеобразная эмиграция из заселенных мест в глухие дебри, где бывали страшные гари, где в огненной смерти искали тысячи самосжигателей спасения души.
    «Уразумевши лютое и прискорбное время сие настоящее и свое отпадение и пленение исходят вон из града мира «его, идут на горы и пустыни и в вертепы и пропасти земные и плачут горько, якоже и Петр той (апостол) и в пощении и молитве день и нощь в ину

пребывают, ничем не пекущеся о земных, зане Господь близь есть при дверех».
В эпохе, столь насыщенной религиозным возбуждением, столь сострясенной напряженной

борьбой, легко могли пробудиться мифотворческие силы и легенда о пришествии антихриста и его граде явилась ее знамением.

Учитель: Что же представлял из себя  ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга?

По мшистым топким берегам
Чернели избы тут и там,
Приют убогого чухонца.
 

  1. Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города-крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.

    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    На зло надменному соседу,
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.

Демонстрация слайда 19.

Слайд 20.2 группа: Петербургский миф.

В истории Петербурга одно явление природы приобрело особое значение, придавшее петербургскому мифу совершенно исключительный интерес. Периодически повторяющиеся наводнения, напор гневного моря на дерзновенно возникший город, возвещаемый населению в жуткие осенние ночи пушечной пальбой, вызывал образы древних мифов. Хаос стремится поглотить сотворенный мир.
Идея потопа присуща мифотворческому сознанию большинства народов, она повторяется повсюду, часто совпадая даже в деталях.

   Исконный миф подобен потоку реки, которая исчезает под почвой, во мраке струит свои незримые воды, и внезапно выступает из-под земли, чтобы на некоторое время продлить свое течение под открытым небом.                                                                                                                        Наша петербургская легенда все в том же потоке.
В потрясенном народном сознании зародился миф о Петре, как о сверхчеловеческом существе. Оценка его дела придавала ту или иную окраску его сверхчеловечности. Для одних он явился началом разрушительным, злой силой, антихристом. Для других — силой творческой, благою — полубогом.
Последних было немного. Но среди них оказался гениальный поэт и его слово о Петре прозвучало отчетливо и властно. Пушкин придал творимой легенде форму законченного мифа.

Слайд 21.3 группа:  Слово историкам.

При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил.
        Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга — города титанической борьбы — свидетельствовал о торжестве дела Петра.
       Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина — Медный Всадник.

Слайд 22.4 группа: История публикации

        «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен ‘’Медный всадник‘’ с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».

          «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, № 1) с рядом  вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»).

            Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

8. Рефле'ксия.

Учитель активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

  1. Учитель:

-  Стал ли вам понятен Петербург Пушкина?  Признается он ему в любви или нет?

- Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

- Что вам было интересно?

- О чём заставляет задуматься данный урок?

- Рецензия на урок.

 (Данный урок организован по технологии педагогический мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний.

Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 9 класса подойдут к пониманию того, чем вызван  интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; позволит выявить позиции автора по отношению к Петербургу.

Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся:

  1. Чтение наизусть;
  2. Работа с текстом произведения;
  3. Эвристические задания;
  4. Групповая;
  5. Индивидуальная работа
  6. Составление схем – тезисов.

Домашнее задание: Подготовиться к семинару   «Два бунта».

Вопросы в учебнике на стр.216.

Вопросы к семинару по повести А. С. Пушкина «Медный всадник»

  1. История создания произведения.
  2. Почему «Медный всадник» повесть, а не поэма?
  3. Образ Медного всадника - смысл и символика.
  1. Развитие образа «маленького человека» - «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Медный всадник».
  1. Человек и стихия.
  2. Художественное исполнение образа природной стихии.
  3. «Бунт, бессмысленный и беспощадный...».

Литература:

  1. А. С. Пушкин «Медный всадник».
  2. Ю. М. Лотман «Учебник по русской литературе для средней школы». - М., 2000 г.
  3. Г. Краснов. «Поэма «Медный всадник» и ее традиции в русской поэзии». - М., 1977 г.
  4. Анциферов Н.П. “Непостижимый город…” Л., 1991.
  5. А. Л. Осповат, Р. Д. Тименчик  «Печальну повесть сохранить...». -М., «Книга», 1987 г.
  6. Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люблю тебя, Петра творенье… А.С.Пушкин Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).

Слайд 2

Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу. Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина ( на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения. Цели урока:

Слайд 3

В кабинете великого поэта

Слайд 4

Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? Петербург Пушкина

Слайд 5

Ключевое словосочетание – « Петра творенье…» Запишите ассоциативные ряды к этому словосочетанию, в которых содержалась бы разная по оценке информация.

Слайд 6

Позитивная информация: “ город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье”, “светла Адмиралтейская игла ”, оград узор чугунный”, “живость потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею столицей померкла старая Москва”… Первый ассоциативный ряд

Слайд 7

Негативная информация: “ над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”, “перегражденная Нева…затопляла острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по улицам”, “над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне”, “скривились домики, другие совсем обрушились”… Второй ассоциативный ряд

Слайд 8

1 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования? Работа в группах

Слайд 9

2 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Каким размером написано вступление и какое звучание он (размер) ему придает ? Какие символы города упоминаются во фрагменте? Как поэт относится к Петербургу? Работа в группах

Слайд 10

3 группа: А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это? Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…» Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин? Работа в группах

Слайд 11

4 группа: Почему свое произведение А.С.Пушкин назвал «Медный всадник»? Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру I в Петербурге? Работа в группах

Слайд 12

5 группа: Разгадать кроссворд «Медный всадник». Работа в группах

Слайд 13

6 группа работает за столами. Решить распечатанный тест «Медный всадник». Проверить решение теста за компьютерами. Работа в группах

Слайд 14

Афиширование Вывешивание работ учеников и обсуждение полученных результатов.

Слайд 15

1 группа торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный создает лексика, принадлежащая высокому стилю: творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. образ Петербурга

Слайд 16

2 группа любимый пушкинский размер четырехстопный ямб, который звучит маршеобразно, победно, четко и звучно. С И М В О Л Ы : Марсово поле, Адмиралтейская игла, Коломна, площадь Петрова, Всадник Медный Петербург Пушкина – город пышный Всё говорит о красоте Петербурга: мосты, дворцы, замки, памятники… - это музей под открытым небом

Слайд 17

3 группа А.С.Пушкин любит Петербург: «Люблю тебя, Петра творенье…» Язык поэмы очень образен и выразителен, и это достигается различными речевыми средствами. Эпитеты: воинственную живость; строгий, стройный вид; прозрачный сумрак, блеск безлунный; однообразную красивость… Метафоры: не пуская тьму ночную на золотые небеса; сиянье шапок этих медный; красуйся, град Петров; юный град…вознесся пышно, горделиво…; Олицетворения: взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует; Метонимия: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе… Анафора: Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…; люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…; люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…; люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…

Слайд 18

4 группа А.С.Пушкин назвал свое произведение «Медный всадник», потому что ему важен именно памятник Петру, потому что Пётр — основатель города, он заложил начала Петербурга. Поэт описывает памятник в поэме так: В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. И прямо в томной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне. … неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта… О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте узды железной Россию поднял на дыбы? Памятник Петру I в Петербурге – это работа французского скульптора Фальконе.

Слайд 19

История создания поэмы Сообщение ученика : Конец июля - начало августа 1833 года. Пушкин знакомится с новыми стихотворениями Адама Мицкевича... Сильнейшее впечатление произвел на Пушкина «петербургский» цикл Мицкевича, состоящий из семи стихотворений, исполненных ненависти к императорскому Петербургу и российской тирании... больше всего его поразили «Олешкевич» (с подзаголовком: «День накануне петербургского наводнения»), «Русским друзьям» и «Памятник Петру Великому»...Записи польских стихов в рабочей тетради поэта — это след рождения нового пушкинского замысла. Именно тогда в тетради Пушкина впервые легли рядом стихи о наводнении и о памятнике Петру... Возможно, тогда же, летом 1833 года, Пушкин услышал от Михаила Юрьевича Виельгорского рассказ о «вещем сне», в котором судьба конной статуи Петра и судьба города оказались неразрывно связаны. (Эта легенда пересказана в статье учебника «Судьба случайность или предопределение?». Кроме того, Пушкину, конечно, были известны предания о проклятии», тяготеющем над Петербургом с момента его строительства.)! 7 августа 1833 года Пушкин вместе с С.А.Соболевским уезжает из Петербурга, огни выехали в дорожной коляске поэта и направились к Троицкому мосту. Но мост был закрыт, так как из-за сильного ветра вода в Неве угрожающе поднялась. Опасались нового наводнения... Впечатления этого дня не раз будут возникать в воображении Пушкина. PS. Наводнение, описываемое в поэме, произошло 7 ноября 1824 г.; оно отличалось особенной силой и причинило огромные разрушения.

Слайд 20

Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга? Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города-крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.

Слайд 21

Слово историкам: При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил. Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга — города титанической борьбы — свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина — Медный Всадник.

Слайд 22

Сообщение ученика : «Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен ‘’Медный всадник‘’ с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения». «Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. (т.V, № 1) с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского (самой существенной было устранение центрального эпизода – «бунта» Евгения против «самодержавного великана», что резко исказило основной смысл «петербургской повести»). Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время. История публикации

Слайд 23

- Стал ли вам понятен Петербург Пушкина? Признается он ему в любви или нет? Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что вам было интересно? О чём заставляет задуматься данный урок? Урок подошел к концу. Наша рефлексия.

Слайд 24

Домашнее задание: Подготовиться к семинару «Два бунта». .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин.Поэма "Медный всадник"

Презентация к уроку литературы по теме"А.С.Пушкин.Поэма "Медный всадник."...

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.

Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....

Поэма "Медный всадник". Вступление

Данная презентация позволяет наглядно представить эпоху, о которой пишет А.С. Пушкин в поэме, получить  представление о значении непонятных и малопонятных слов. Увидеть Петербург прошлого и сопос...

А.С. Пушкин. Поэма "Медный всадник".

А.С. Пушкин. Поэма "Медный всадник"....

А.С.Пушкин. Поэма "Медный всадник"

Презентация по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" предназначена для работы с вступительной частью поэмы. Рассказывается о памятнике Петру I, после чтения вступления учащимся предлагается под...