Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
презентация к уроку литературы (9 класс) по теме

Дунаевская Ирина Александровна

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a.s._pushkin_mednyy_vsadnik.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. ПУШКИН МЕДНЫЙ ВСАДНИК ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

Слайд 2

ПРЕДИСЛОВИЕ Происшествие, описанное в сей повести , основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Слайд 3

А.С. Пушкин даёт собственное жанровое определение своему произведению: « петербургская повесть ». Здесь важны оба слова: автор подчёркивает роль Петербурга в поэме и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается вести эпическое повествование . Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.

Слайд 4

Вступление I. Мир до города («На берегу пустынных волн…») На берегу пустынных волн Стоял он , дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася ; бедный чёлн По ней стремился одиноко . По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца , Кругом шумел. Ср. с черновыми редакциями: *** На берегах Варяжских волн Стоял глубокой думы полн Великий Петр . Пред ним катилась Уединенная <река? > *** Однажды близ пустынных волн Стоял задумавшись глубоко Великий муж . Пред ним широко Неслась пустынная Нева. *** Однажды близ Балтийских волн Стоял задумавшись глубоко Великий царь. Пред ним широко Текла пустынная Нева.

Слайд 5

Пётр принимает на себя функции Творца , он хочет сотворить свой мир. (Ср. с библейской историей сотворения мира: «Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1–2). В мире «до города» свет «спрятан» от Петра (хотя о нём знает автор), и царь не нашёл его. Он смотрит вдаль и видит пространство, движение, свободу. Здесь ещё нет вертикали – есть только горизонтальное пространство, но оно безгранично.

Слайд 6

II . Думы Петра («Здесь будет город заложён…») И думал он: Отсель грозить мы будем шведу , Здесь будет город заложен Назло надменному соседу . Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно , Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе . В думах Петра заложены те противоречия , которые воплотятся затем в самом Городе: предполагаемые насильственные действия («прорубить окно») противоречат природе, а не суждены ею, жёсткость Петра («грозить», «назло») плохо сочетаются с гостеприимством и широтой души («И запируем на просторе»). Строительство Петербурга напоминает сооружение Вавилонской башни , а гордыня Петра – гордыню её строителей: «И сказали они: построим себе город и башню , высотою до небес , и сделаем себе имя , прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11, 1-9). Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, например идею «центра мира» , которым должен был стать построенный людьми город.

Слайд 7

В поэме нет описания строительства Города. Его создание напоминает чудо, однако это чудо не от Бога. Город вознёсся ввысь, но не к небу. В городе Петра нет места человеку, нет пространства, «толпа кораблей» и теснящиеся «громады дворцов и башен» подавляют, они заполнили мир. Ср. с черновыми редакциями , в которых сначала отсутствовало слово «башен», видимо, оно появилось у А.С. Пушкина не случайно. (См. в предыдущем разделе упоминание о Вавилонской башне »): *** Громады тесные дворцов Стоят вдоль Невских берегов. Кроме того, в окончательном варианте Пушкин вычёркивает слово «церквей», которое привносит оттенок святости, что не соответствует замыслу поэта: *** Теснится стройная громада [Дворцов и башен и церквей ] Окно прорублено, но человеку от этого не стало светлей. Свет новой столицы напоминает блеск царского наряда. III . Город Петра («Прошло сто лет…») Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво , Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво ; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева ; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.

Слайд 8

IV . Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…») Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье , Береговой ее гранит , Твоих оград узор чугунный , Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак , блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц , и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит , дав ночи полчаса. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой , Девичьи лица ярче роз , И блеск , и шум, и говор балов , А в ч а с п иру ш ки холо с той Ш и п енье п ени с тых бокалов И п ун ш а п ламень голубой . Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость , В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица , Твоей твердыни дым и гром , Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом , Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует.

Слайд 9

Почему же Пушкин , показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу? В IV части, помимо Петра, Человека («убогий чухонец», «финский рыболов») и Природы, во Вступлении появляется ещё одна сила, ещё один герой – Автор . Только в лирической стихии Поэта возможно преодоление трагических противоречий, примирение между противоположностями. Ведь «лирика – это мир , пропущенный через сердце поэта » (Поль Элюар). Эта композиционная часть – любовное послание Городу.

Слайд 10

Автор использует перифразу («Петра творенье», «военная столица»), метонимию («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»), метафору («Адмиралтейская игла») Город Поэта насыщен светом , яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с ). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц » - мир вновь обретает пространство . Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество. Анафора «люблю» становится Своеобразным рефреном. Многочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит». Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны , соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость». Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») и разные по стилистической принадлежности слова («лоскутья» - «сих знамён победных», «сиянье» - «шапок», «пирушки» - «пламень») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию.

Слайд 11

Мечты Поэта о примирении , в отличие от дум Петра, могут найти своё воплощение - но только в пространстве лирического текста*. Автор как герой покидает поэму. *Ср. мотив примирения в связи с Петром в лирическом «Пире Петра I ». V . Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…») Красуйся , град Петров , и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра !

Слайд 12

VI . До повести («Начну своё повествованье…») Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье . Печален будет мой рассказ . Дальше начнётся повествование , в котором останутся три силы: стихия природы, Пётр (Медный всадник) и Человек, - трагические противоречия между которыми непреодолимы.

Слайд 13

Интересно, что композиция Вступления зеркальна: I. Мир до города ______ («На берегу пустынных волн…») II. Думы Петра ______ («Здесь будет город заложён…») III. Город Петра ______ («Прошло сто лет…») VI . До повести («Начну своё повествованье…») V . Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…») IV . Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины" "Княгиня Трубецкая"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины"....

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы "Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник»"

Презентация к уроку литературы "Александр Сергеевич  Пушкин «Медный всадник»"...