Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_peterburga_i_ego_sozdatelya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.
УЧИТЕЛЬ: Бушина Е.Н.
Образы Петербурга и его создателя
в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формирование представления об авторской позиции (трактовке образов города Петербурга и Петра I ) в поэме «Медный всадник».
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Развитие навыков анализа художественного и литературоведческого текстов.
- Развитие навыков грамотной устной речи, художественного чтения, систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи(мыслительной деятельности).
- Развитие умения применять знание литературоведческой терминологии при анализе текста.
- Воспитание гражданской позиции учащихся.
- Расширение кругозора учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», репродукции А.Бенуа, фотография скульптуры Э.Фальконе, запись музыки Р.Глиэра, А.Вивальди, М.Мусоргского; видеофрагмент «Ансамбли Санкт-Петербурга».
ХОД УРОКА
- Звучит музыка Вступления к балету Р.Глиэра «Медный всадник»
УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем разговор о поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», звучит музыка композитора Р.Глиэра из одноименного балета. Это вступление, и вы, наверное, слышите его впервые. А вот если бы эта композиция прозвучала в петербургской школе, то многие ребята назвали бы имя композитора, так как с 2002 года это официальный гимн города. (НА ДОСКУ: композитор Р.Глиэр)
О чем у нас сегодня пойдёт речь?
УЧИТЕЛЬ: Тема урока: «Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
(Запись темы на доске)
УЧИТЕЛЬ: Но прежде чем мы будем говорить о поэме, небольшая историческая справка.
(Сообщение ученика о строительстве С-П, легендах о нём и двух мнениях, исторически сложившихся о городе, распечатки на доску.)
Петр – отец Отечества Петр - антихрист
Птб – преславный город, Птб – город на костях,
Оплот государства. обреченный на гибель.
УЧИТЕЛЬ: Целью нашего урока будет разобраться, какое из этих двух мнений в 30-е годы было ближе автору, какими изображает А.С.Пушкин Санкт-Петербург и Петра в поэме?
(Учитель отправляет работать творческую группу, озвучивает их задание: трактовки аллегорического образа скульптуры Фальконе «Медный всадник»
Группа будет работать над этим же вопросом, но параллельно с нами, они самостоятельно изучают и анализируют материал, приходят к какому-то выводу. Посмотрим, совпадут ли наши выводы)
УЧИТЕЛЬ: А мы пойдём по порядку и будем говорить о городе. ГДЕ впервые звучит имя города?
ДЕТИ: В названии поэмы «Петербургская повесть».
УЧИТЕЛЬ: ГДЕ, в какой части поэмы, мы видим самое подробное (самое первое) описание города?
ДЕТИ: Во Вступлении.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ отрывка «Люблю тебя, Петра творенье…» под музыку А. Вивальди с видеорядом Петербурга.
УЧИТЕЛЬ: Откройте этот текст . Я предлагаю вам БЛИЦ-ОПРОС:
- Что по форме, стилю напоминает эта часть? (гимн, ода)
- Основная функция оды? (воспеть, возвысить)
- Какое чувство переполняет автора? (восторг, восхищение)
- Какое слово РЕФРЕНОМ (НА ДОСКУ) проходит через весь отрывок? (люблю)
- Сколько раз звучит слово «люблю»? (5)
- Обратимся к тексту. ЧТО любит в Петербурге поэт? В любви к чему он признаётся?
«стройный вид», «оград узор», белые ночи,
Бег санок, блеск балов, пирушки, парады, победный выстрел пушки…
«Красуйся и стой!»
Объедините одним словом все черты,
охарактеризуйте одним словом состояние души (ПРАЗДНИК) – НА ДОСКУ
- Какой из двух позиций это созвучно? (1 позиции) – ПЕРЕНОС СХЕМЫ
- Ответ найден? Можно закончить урок? Но ответьте мне на один вопрос:.
- что поэт говорит о ЦЕЛИ строительства Петербурга. (назло соседу) – НА ДОСКУ
- АНТОНИМ к слову НАЗЛО – на благо. Есть ли разница: назло что-то сделано или на благо, результат-то одинаков?
(Сделанное назло зло и несёт.)
- Есть ли в поэме факты, что строительство Петербурга обернулось злом? (НАВОДНЕНИЕ)
Послушайте ещё одно описание города и подумайте, к какой из двух позиций оно ближе?
ЧТЕНИЕ ВТОРОГО ОТРЫВКА НАИЗУСТЬ.
(работа с лексикой
«обломки хижин», «пожитки бледной нищеты»,
«снесенные мосты», «гроба с размытого кладбища»
«Всё гибнет: кров и пища!»)
Обобщите смысл одним словом
Охарактеризуйте состояние души – страдание (НА ДОСКУ)
УЧИТЕЛЬ: К какой позиции эти строки ближе? (ко 2) – перенос схемы
11) Кому в данном случае город несет зло?(Евгению, людям). Думал ли об этом Петр? О чем он заботился?( о государстве)
12) А как сам Петр, воплощенный в скульптуре, чувствует себя во время наводнения? Пострадал ли памятник?
Чтение отрывка:
И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.(аллитерация ???)
УЧИТЕЛЬ: -) Какое слово указывает, что Всадник для Стихии оказался недоступен? (неколебимая);напуган ли Всадник?
-) Подумайте, а какая роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города?(защитником, хранителем). Для своего города, своего Детища –Да.(Указать позицию)
-)А видит ли Всадник страдания Евгения? (Нет, он к нему спиной)
-) Что это может символизировать (равнодушие к человеку)
-) Как поэт называет Всадника в этом отрывке? (кумир – по Д.З. - работа со словарём)
Какой позиции это созвучно?
УЧИТЕЛЬ: Памятник работы скульптора Фальконе( НА ДОСКУ) тоже в своё время породил множество трактовок, скульптура, конечно, аллегорическая (НА ДОСКУ), в её деталях автор пытался донести своё видение образа Петра, но ведь инструкция, расшифровка на памятнике не написана и поэтому каждый понимал, трактовал ее по-своему. Изучением этого вопроса и занимались сегодня наши исследователи, давайте послушаем, к каким выводам они пришли.
1 эксперт озвучивает содержание и результаты исследования,
2 эксперт записывает на доске цитаты.
Блок-схема почти готова, я бы добавила союз НО.
УЧИТЕЛЬ: Конечно, разговор об образе Петра не закончен, нам предстоит ещё анализ кульминационного эпизода поэмы, но какие-то выводы мы сделать уже можем.
Возвращаемся к началу урока, к нашему вопросу. Каков же ответ?
Учитель вешает на доску цитату Д.Гранина, звучит музыка Глиэра.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке звучала музыка композиторов Р.Глиэра, М.Мусоргского и А.Вивальди. Оценки за урок. Ваше домашнее задание: закончите блок –схему и вклейте в тетрадь, Часть 2 – готовимся к анализу. Подумайте над цитатой Д.Гранина: два Петра и два Евгения в поэме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....
Урок литературы в 9 классе на тему: "Жанровое свеобразие поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" и его связь с идейно-художественным замыслом произведения"
Урок литературы с использованием элементов технологии проблемного обучения....
Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...
Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.
Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...
Урок литературы в 7 классе по теме: Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"
Урок литературы в 7 классе по теме: " Идейный смысл поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…"посвящён вопросам чести и достоинства человека, что является главной мыслью произведения....
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Композиция и художественное содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""
На изучение поэмы "Мцыри" М.Ю.Лермонтова в 8 классе я отвожу 4 часа. Урок "Композиция и художественное содержание поэмы" является вторым. В ходе урока предполагается выразительное чтение поэмы, выявле...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....