Сочинение по литературе к направлению "Преступление и наказание - вечная тема"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Сочинение по литературе 11 класс к направлению "Преступление и наказание - вечная тема"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение по литературе к направлению "Преступление и наказание - вечная тема" | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура сочинения:
1 Вступление
2 Мостик
3 Тезис
4 Комментарий
5 Мостик
6 Два аргумента
7 Заключение
Направление: Преступление и наказание – вечная тема
Эпиграф: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» Достоевский Ф.М.
История преступления берет свое начало со времен сотворения мира. Вспоминается библейское сказание о двух братьях Каине и Авеле. Имя Каина стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного даже на братоубийство. После совершенного преступления Каин был подвергнут Божьему проклятию и изгнан. Таким образом, в Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки. Что же такое преступление? Прежде всего это нарушение нравственного закона, когда человек сам себе дает полное право переступить через кровь по совести. «…есть один закон – закон нравственный», - говорил Ф.М.Достоевский. Этот закон существует в душе человека.
Постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли быть милосердным к преступникам?» Я считаю, что однозначного ответа быть не может, так как очень важны причины преступления, характеристика личности преступника. Причины могут быть разного характера: личностные, социальные. Немаловажную роль играет воспитание. Все эти факторы нужно учитывать при вынесении приговора преступнику.
За аргументами обратимся к художественной литературе. Вспомним роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и пристальное внимание обратим на главного героя Родиона Раскольникова. Неслучайно для своего персонажа автор выбрал такую фамилию, которая образована от глагола «расколоть», т.е.в его душе происходит раскол. В чем же двойственность натуры Раскольникова? Мы видим, что герой чуток к людским страданиям, раним, великодушен. Он деньгами помогает семье Мармеладова, спасает незнакомую девушку от надругательства. Раскольников любит свою мать и сестру. Он вмешивается в судьбу Дуни, понимая, зачем Лужин берет ее замуж. Будучи маленьким мальчиком (это мы узнаем из его сна), он сострадает бедной лошаденке, которую избивает пьяный хозяин. Таким образом, мы понимаем, почему совесть Раскольникова не выдерживает страшного преступления, и поэтому главный герой идет сдаваться. В то же время герой испытывает презрение к обществу. Скитаясь по городу, он видит страшные сцены отчаяния, унижения, пьянства, нищеты. Острое ощущение человеческого страдания и невозможность помочь человеку, бедственное положение матери, унижение сестры – все это истерзало сердце Раскольникова. Мир зла побуждает его протестовать и действовать. У него рождается идея, мысль об особых людях, которые ведут остальные массы на правильный путь. Ради этой идеи они могут убрать с дороги других, т.е. они имеют право на преступление. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных». Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «переступить» через кровь по «совести». Важно отметить, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над собой: он не может сосредоточиться, растерян, его натура противится совершаемому. Впоследствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови. И только на каторге в его душе совершается переворот: он возрождается к новой жизни. Нравственное сознание победило. Совесть оказалась сильнее теории. Подведем итог рассуждений. Оправдать поступок Раскольникова нельзя. Но преступление не совершилось бы только по теоретическим причинам, без давления жизненных обстоятельств, без того социального тупика, из которого он пытался найти выход.
Какого героя литературного произведения еще оправдать нельзя? Ларру из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». На фоне морского пейзажа выделяется образ главной героини, которая рассказывает повествователю историю своей жизни и две легенды. Первая легенда о Ларре. Он был сыном орла и красивой черноволосой девушки, которую однажды этот орел, спустившись с неба, унес. «Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад». Ларра был подобен могучему зверю: он был ловок, хищен, силен, жесток. Он был исполнен презрения к людям, их законам, образу жизни, не считал себя нужным подчиняться законам человеческого сообщества, поэтому легко пошел на преступление – убийство отказавшей ему девушки. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла». Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью, и нет ему нигде приюта и покоя. Ларра воплощает в себе единственную черту – крайний индивидуализм, он антигерой, его поступок оправдать нельзя.
Таким образом, люди, совершая преступление и тем самым нарушая нравственный закон, должны нести заслуженное наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...
«Городская» проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Данный материал о жизни, творчестве писателя, сюжете героев произведения "Обмен"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
"Преступление и наказание- вечная тема" примеры сочинений
quot;Преступление и наказание- вечная тема" примеры сочинений +аргументы (примеры)+ комментарии к сочинениям...