Разработка урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Тема урока: Ссора друзей
Цели урока: Начать работу над романом Пушкина «Дубровский», учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров.
2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.
3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Метапредметные УУД:
1.Умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности, оценивать ее результативность, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
2.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения.
3.Умение производить мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизацию.
4.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание толерантности, умения общаться.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение навыками монологической и диалогической речи.
Формы: коллективная, индивидуальная, парная
Методические приемы:
анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
беседа;
литературный эксперимент;
устное монологическое высказывание;
составление сопоставительной таблицы.
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, настрой на урок.
II.Проверка домашнего задания (Перечитать 1-3 главы романа «Дубровский», фронтальный опрос):
-Кто из героев вам понравился и почему?
-Кто вызвал неприязнь и почему?
III. Актуализация (беседа).
На слайде пословицы:
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Слово не стрела, но пуще стрелы ранит.
От одного слова да на век ссора.
- Прочитайте пословицы.
- Какой темой они объединены?
- Приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?
- Как вы думаете, почему люди ссорятся?
- Можно ли избежать ссор?
- А теперь попробуйте объяснить смысл эпиграфа к уроку.
-Что такое истинная дружба? Как научиться её беречь?
IV. Целеполагание. (Совместная формулировка темы, целей урока)
- Исходя из всего нами сказанного, предложите тему урока.
- Что по этой теме вам необходимо «Знать» и «Уметь»
(«Ссора друзей». Знать: термины, содержание глав, приемы характеристики героя; уметь: работать с текстом, давать характеристику героя, отвечать на вопросы)
V.Изучение нового материала.
-Ребята, перед вами лежат оценочные листы, в процессе выполнения заданий производите по ключу само- и взаимопроверку, само- и взаимооценку.
№ п/п | Задание | Форма проверки, оценки | Балл |
1 | Литературный эксперимент | Самопроверка самооценка | Максимальный 7 |
2 | Сравнительная характеристика героев | Взаимопроверка взаимооценка | Максимальный 18 |
3 | Ответы на вопросы | Самопроверка самооценка | Максимальный 1 |
Итого 26 «5» - 24-26 «4» - 20 -23 «3» -13-19 «2» - 0-12 |
1.Литературный эксперимент (индивидуальная работа; самопроверка, самооценка)
-А сейчас мы с вами проведём небольшой литературный эксперимент. Готовы?
-Прочитайте отрывки из произведения (раздаточный материал), восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.» (Кирила Петрович Троекуров)
«Отставной поручик гвардии владел ______________(семьюдесятью) душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне… Остался беден и независим». (А.Г.Дубровский)
-Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента?
-Какова их роль в 1й главе?
-Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).
Усвоение в ходе беседы литературоведческого термина.
- Запишите в тетради по литературе следующий термин:
Конфликт – это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
- Что же может стать причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)
2. Составление сравнительной характеристики героев (работа в паре; взаимопроверка, взаимооценка)
-Вы прочитали первые главы романа А.С. Пушкина «Дубровский». Герои произведения – хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора. Что же привело их к этому? Чтобы разобраться в причинах конфликта между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их быт. А для этого нам нужно будет составить сравнительную характеристику Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. (Взаимопроверка, взаимооценка по ключу на слайде)
(раздаточный материал)
Сравнительная характеристика
Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.
Кирила Петрович Троекуров | Андрей Гаврилович Дубровский | |
Воспитание | ||
Семейное положение | ||
Название поместий | ||
Описание дома, двора | ||
Социальный статус | ||
Чин | ||
Материальное положение | ||
Поступки | ||
Речь |
Ключ
Кирила Петрович Троекуров | Андрей Гаврилович Дубровский | |
Воспитание | Родились в одном сословии, воспитывались одинаково | Родились в одном сословии, воспитывались одинаково |
Семейное положение | Вдовец, имеет дочь | Вдовец, имеет сына |
Название поместий | Покровское | Кистеневка |
Описание дома, двора | «…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…» | Поселился «в остальной своей деревне», домишко |
Социальный статус | «старинный русский барин» | Обедневший помещик |
Чин | Генерал-аншеф (высший генеральский чин) | Отставной поручик гвардии |
Материальное положение | «Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…» Имел 3 тысячи душ. | «беден и независим», 70 душ |
Поступки | «Выказывал пороки человека необразованного» «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно». | «нетерпеливость и решительность характера», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира. |
Речь | Надменна | Прямо высказывал свое мнение |
Вывод
Троекуров выказывал все пороки человека необразованного. Общественный вес и готовность всех угождать ему развили в нем такие качества, как самолюбие, надменность и праздность. Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства. Дубровский - исключение из общего правила. Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым.
-Почему же «нечаянный случай все расстроил и переменил»? (Перечитайте эпизод от слов «Раз в начале осени…» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»). Кто виноват в ссоре между Дубровским и Троекуровым? (Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря, дерзкое замечание которого льстило его самолюбию. Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми. Псарь– осмелился унизить лучшего друга хозяина, обидно пошутив. Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в безнаказанности. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила. В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может. Поэтому, уязвленный вызывающим поведением Дубровского, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его. Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина, который специально заезжает к Троекурову узнать, нет ли каких приказаний, отвешивает поклон за поклоном, ожидая изъявления воли барина. Поэтому Троекуров уверен, что его планы осуществятся. Дубровский осмеливается защищать свое достоинство и чувствовать себя равным Троекурову, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Дубровский ведет себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым – на коленях. В этом драматизм положения А.Г. Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон»).
3.Ответы на вопросы (самостоятельная работа; самопроверка, самооценка по ключу)
По рядам
1 ряд: Что явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова? (Стремление человека, имеющего чувство собственного достоинства нарушить несправедливый социальный закон.)
2ряд: Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров? (Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер. Но он не испытывал радости от этой победы. Ведь Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие.
3ряд: В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.)
VI. Рефлексия. Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо. Мы с вами выяснили, какие острые нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня, поставил А.С. Пушкин в романе. Так что же такое истинная дружба? Как научиться её беречь?
(Дружба - это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное - вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее. )
А мне бы хотелось, чтобы вы помнили эпиграф к уроку и задумывались о том, как ваше слово отзовется.
- А теперь обратимся к оценочным листам, оцените свою работу за урок. Сдайте листы.
VII. Домашнее задание: Перечитать главу вторую; подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?» Подготовиться к тестированию по 2 главе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые тестовые задания (технология уровневой дифференциации) для проведения урока контроля в 6 классе по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
Применяя на уроках литературы и русского языка технологию уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся....
тест по литературе 6 класс по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".
Итоговая контрольная работа роману А.С. Пушкина «Дубровский». Задания с выбором ответа...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Технологическая карта урока литературы "Роль книг в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок помогает раскрыть значение книг в воспитании героев романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""
Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....
Технологическая карта урока. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
На уроке рассаматривается проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного» разбойника по роману А.С. Пушкина «Дубровский»....
Самостоятельная работа по литературе для 6 класса по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
Данная работа проверяет знание материала романа...