Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок-рассуждение по роману А.С. Пушкина "Дубровский" | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Яшкульская многопрофильная гимназия.
Урок литературы в 6б классе.
Тема:» Смысл финала романа А.С.Пушкина
« Дубровский»
Учитель: Баирова Р.Б.
Цели урока: Размышление над проблемой нравственного выбора, возникшего перед главными героями романа.
« Точность и краткость- вот
первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и
мыслей: без них блестящие
выражения ни к чему не
ведут.»
( А.С. Пушкин.)
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем разговор о незаконченном романе А.С. Пушкина «Дубровский». Впервые мы встретились с жанром романа. Давайте вспомним определение романа.
Роман- это эпическое произведение со сложным, разветвленным сюжетом, в котором повествуется о жизни многих действующих лиц, интересы и судьбы которых сталкиваются. По объему роман гораздо больше рассказа, в нем есть главы, части.
3. Задание классу:
Докажите, что изучаемое нами произведение-роман.
- Несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия.
- многообразие персонажей.
- изображение чувств, характеров и судеб героев.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. ( ученик зачитывает эпиграф)
Вывод: Автору удалось в столь малом объеме создать значительное, емкое по содержанию произведение, в котором поднимаются важные нравственные проблемы, рассматриваются такие понятия, как честь, долг, благородство, порядочность.
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас состоится урок-диалог. Мы постараемся ответить на многие вопросы. Домашним заданием для вас было проследить одну из основных сюжетных линий романа- любовную. В центре нашего внимания будут взаимоотношения двух героев, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. В ходе нашей работы мы будем обращаться непосредственно к тексту отдельных глав романа.
- Я предлагаю вам вспомнить авторскую характеристику героев. Владимир Дубровский( противоречивость, переменчивость образа) Маша Троекурова (Воспитана на романах, не имеет подруг, редко бывает в обществе.)
Обратимся к главе 3-й 1-го тома, т.к. в этой главе мы встречаем первое упоминание о Маше.( « Он хотел об ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его»)
--Как вы думаете, что заставило Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
Работа по главе 7(2-й том) сцена объяснения Дубровского с Машей
Зачитать»…я следовал за вами…»
ВЫВОД: Дубровский влюблен в Машу, ради нее он совершает этот рискованный поступок.
Под видом кого проник в дом Троекурова Дубровский?
Ему не составило труда под видом француза Дефоржа поселиться в доме врага своего. Сам Пушкин называл этот прием « тайной занимательности»
А теперь понаблюдаем за Дефоржем…
--Чем понравился учитель-француз Троекурову?
--А как Маша отнеслась к Дефоржу?
--Какой случай и почему изменил отношение Маши к Дефоржу?
Анализ сцены « Убийство медведя» (гл.8 стр.138)
Вопрос классу: Как пишет Пушкин эпизод в медвежьей комнате7 Почему он так краток, стремителен и на каких словах построен этот эпизод?
--Сплошь глаголы(« не смутился, не побежал и ждал нападения…, вынул из кармана пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.»)
---Как эта сцена характеризует Дубровского?
---Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой о Дубровском.
---Какое открытие сделала для себя Маша?
« Она увидела,что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию…»
ВЫВОД: Дубровский соответствует тому идеалу романтического героя, сформировавшемуся у Маши. Он благороден, умен, смел, красив и т.д. Поэтому автор утверждает, что Маша в него влюбилась, сама себе еще в том не признаваясь.
----Найдите в тексте строки, подтверждающие этот вывод. (начало главы 12-й)
«…Она скучала без Дефоржа…» до слов « но при первом препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце.»
--- Зачем Дефорж назначает Маше свидание в саду?
Анализируем признание Дубровского. « Я понял, что дом, где вы обитаете, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию, я отказался от мщения, как от безумства.»
---- К какому выводу подводит нас автор?
Любовь преображает героя…
----Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (сватовство кн. Верейского)
--- Почему Дубровский не испытывает ненависти к Троекурову?
(« В сердце моем нет места ненависти»)
Ребята, мы не должны забывать, что в художественном произведении сюжет строится по воле автора: это его умысел, его желание. Так почему , по вашему мнению, в самый судьбоносный момент Дубровский опаздывает к любимой, и венчание Маши и князя состоялось?
---- При сложившихся обстоятельствах их союз и счастье невозможны.
Но Дубровский верен своему слову: он все же пытается спасти Машу. (зачитывается сцена из гл. 18)
--Ребята! Согласны ли вы с Машей?
--А на чьей стороне автор?
Еще раз обратимся к ответу Маши:» Нет… возразила она ствердостью… Я согласилась, я дала клятву…»
Маша Троекурова оказалась перед нравственным выбором, и она его сделала.
ВЫВОД: Пушкин утверждает, что счастье- это любовь, взаимоуважение, жизнь в соответствии с нравственными законами. Автор разводит жизненные дороги своих героев. Он не оставляет Дубровского предводителем разбойников, т.к. тот стал разбойником поневоле.
---Какие качества проявляет Дубровский?
Великодушие, благородство, отвага, честь.
ИТОГИ УРОКА: Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Мы узнали, что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются для них превыше всего.
Домашнее задание: Напишите продолжение романа «Дубровский». Попробуйте стать соавторами великого А.С.Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»
В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...