Тема Родины в рассказе К. Г. Паустовского " Акварельные краски"
статья по литературе (9 класс)
эссе-анализ по рассказу К.Г.Паустовского "Акварельные краски"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rodiny_v_rasskaze_k.g.paustovskogo_akvarelnye_kraski.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ рассказа К.Г.Паустовского « Акварельные краски». Файкова И.П.
Рассказ К.Г.Паустовского « Акварельные краски» посвящен теме родины, тому, как в зрелом уже мужчине пробуждается любовь к родному краю, как это чувство преображает его и как человека, и как художника. Эта любовь не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца. Герой обретает ее не в детстве, которое прошло в пыльном еврейском городке, не в годы гражданской войны, когда он дрался как « создатель новой жизни», не в « прекрасные годы труда и преодолений » Советской страны – а однажды осенью в глухих муромских лесах. Эта любовь - связующее звено между разными историческими эпохами, между разными поэтами и писателями, между художником Бергом и сыном лесника Ваней Зотовым. Наконец, эта любовь – то, что завещано нам и А.С.Пушкиным, и М.Ю.Лермонтовым, и А.П.Чеховым, реминисценциями из произведений которых полон рассказ, это и завет автора произведения К.Г.Паустовского читателю.
Главный герой рассказа художник Берг – обладатель «литературной» фамилии. В памяти всплывает персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого Берг, немец по происхождению, лишенный какого бы то ни было чувства любви к России – и это до поры сближает образы обоих Бергов. Примечательно, что К.Г.Паустовский не дает герою рассказа имени – это обесчеловечивает его, как будто без чувства родины человек лишается очень важной части самого себя.
Основным принципом построения рассказа служит антитеза. Она проявляется на разных уровнях. Так в экспозиции рассказа образу главного героя противопоставлены образы бойцов, которые относятся к родине с благоговением: они «с особенным светом в глазах» говорили о «родных» местах, о «родимом» Доне (повтор однокоренных слов придает экспрессивность). Берг же, напротив, слова «родина», «земля отцов» воспринимает насмешливо и иронично, замечая цинично: «Трепотня!». Поэтому неспроста автор использует эпитет «сухарная» по отношению к душе Берга, т.е. черствая, неживая душа.
На контрасте строится и отношение главного героя к родине, которое мы видим в экспозиции и в развязке рассказа, когда у героя в противовес былому равнодушию появляется «ясное и радостное чувство родины». Автор пишет: «Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».
Антитезой становится и отношение главного героя к творчеству. Если в начале рассказа Берг не может обрести себя как художник, его «… попытки были полны неудач и неясностей», то в конце герой, полюбивший « свою землю», в ответ на предложение поучаствовать в выставке пишет: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, - мой первый пейзаж». Значит, за первым пейзажем последуют другие, а « ясное и радостное чувство родины» поможет Бергу найти свой путь в искусстве, состояться как художнику.
Кроме антитезы важным средством выражения идеи произведения становится хронотоп рассказа, который имеет символическое значение. Образ времени соотносится с реальным историческим временем, в котором живет герой. Далекое прошлое героя обозначено лишь пунктирно: детство в маленьком городке на Днепре, годы гражданской войны (влияние которых на жизнь героя автор особо не подчеркивает, что удивительно, учитывая, что рассказ написан в 1936 году). Будущее слегка угадывается в желании Берга дальше рисовать пейзажи и подарить акварельные краски Лефранка, которыми он так дорожил, сыну лесника Ване Зотову.
Но автору важны не столько далекое прошлое и будущее, сколько недавнее прошлое, время, проведенное в лесу, когда художник осознал сопричастность родному краю. Чувство это совершенно перевернуло сознание героя и преобразило его душу, и потому время здесь намеренно замедлено автором и описано детально. Значимым является и то, что основное действие рассказа происходит осенью – это символическое время для русской литературной традиции (оно связано и со стихотворением А.С.Пушкина «Осень», и со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Родина», и с лирикой Ф.И.Тютчева, и с творчеством И.А.Бунина).
Символичны и образы пространства в рассказе. И мы понимаем, почему любовь к родине не могла зародиться у Берга в детстве, потому что место, в котором родился герой, вызывает отвращение: «Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат - защитников отечества».
Образу города детства противостоит образ лесной глухомани, в которую по приглашению друга-художника приезжает Берг: глубокое озеро « с черной водой»,« заросли золотых берез», « пахучий можжевельник». Этот «… пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами» пробуждает в герое чувство родины. Художник «с любопытством» рассматривал цветы и травы, осенние листья; слушал, как «… звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики». И спустя месяц после того как научился и видеть по-новому, и слышать по-новому, когда произошло духовное преображение – совсем как у пушкинского пророка – Берг рисует свою первую акварель. И рождается новый человек и новый художник.
Рассказ К.Г. Паустовского вступает в диалог со многими текстами русской литературы. Здесь звучит мотив увядания: « засохшая гвоздика», « палые листья», «поредевшие леса» (как не вспомнить пушкинское: «унылая пора»!). Здесь и мотив необъятности и бескрайности родных просторов: «леса качались» (отсылка к строке «…лесов безбрежных колыханье» из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина»). Здесь и мотив сопричастности художника жизни народа: образы живописцев-кустарей, о которых поведала Бергу бабка Татьяны, отсылают нас к лермонтовским «мужичкам», а само имя бабки напоминает имя пушкинской героини, любительницы лесов. Письмо сына лесника Вани Зотова художнику – не что иное, как реминисценция из рассказа А.П.Чехова «Ванька Жуков», только со счастливым концом, потому что голос Вани будет услышан художником Бергом.
И мы понимаем благодаря К.Г.Паустовскому, что чувство родины в человеке не зависит от особенностей исторической эпохи, от реалий «нового» времени (допустим, от исполняемого часами Спасской башни «Интернационала»), оно вечно. Пушкин, Лермонтов, Чехов, художник Берг, сын лесника Ваня Зотов, Паустовский – все они связаны единым чувством любви к родине.
Особую роль в символике рассказа К.Г.Паустовского играет мотив света. Так бойцы говорили о родине «с особенным светом в глазах»; Берг, подъезжая к станции, дышал, казалось, « не воздухом, а удивительным солнечным светом»; а оставшись на озере, несмотря на затяжные дожди, как бы в вознаграждение видит «особый свет», «сияние». И недаром в кульминационный момент рассказа, когда Берг «…работал как одержимый, пел и кричал », начинается осенняя гроза, как некий знак свыше, знак того, что рождается новый человек, новый художник.
Этот скрытый мотив света звучит и в названии рассказа « Акварельные краски». Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, активно отражающий свет. Поэтому акварельные краски - это и краски родины, которую открыл для себя художник Берг, полные света и сияния, это и символ преемственности , потому что чувство любви к родному краю передастся от художника Берга Ване Зотову вместе с коробкой акварельных красок Лефранка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"
Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...
Урок по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» "
План - конспект урока по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками" ( Базовый учебник Т.И.Науменко , В.В.Алеева)Цель урока: формирование у учащихся умения следить за...
Уроки изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение предметного мира – натюрморта. Живопись натюрморта акварельными красками"
Конспект урока, презентация к урокам...
Конспект урока на тему "Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Соответствует презентации на сайте...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
11 класс, родная литература (русская), 1 четверть Контрольная работа по темам «М. Горький. Литературные портреты», «Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»)», «Образ матери в рассказах». А. Белый. Тема родины. Тревога за судьбу Родины
Контрольная работа по родной русской литературе составлена с учётом материала, изученного в 1 четверти (творчество М. Горького и А. Белого).При её выполнении требется либо выбрать ответ из неско...