Конспект урока на тему "Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с произведением К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками", проанализировать его; показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать.
2. Формирование умения определять и формулировать идею произведения.
3. Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.
4. Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига. Развивающие:
Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к литературе; развитие речи обучающихся; развивать воображение, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности; воспитание любви к музыке и литературе.
Тип урока: Интегрированный урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока
- Орг. момент
Добрый день, друзья! Наконец – то и к нам пришла весна, одарила нас своим теплом, а мы подарим друг другу свои улыбки и не забудем о наших гостях.
- Целеполагание и мотивация.( Определение темы урока,
постановка целей урока.)
Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам, ребята, решить ребус, читая через 2 буквы.(слайд№1)
«Корзина с еловыми шишками» рассказ автором которого является Константин Георгиевич Паустовский. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.
- Скажите, пожалуйста, какие произведения вы вспоминаете, когда мы говорим о К.Г. Паустовском?
- «Мещорская сторона» «Прощание с летом»
- «Заячьи лапы» « Надпись на валуне»
-О чем писал Константин Георгиевич в своих рассказах?
- О красоте родного края, о доброте, о милосердии.
Его герои добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают, сердцем чувствуют природу. Но он писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных людей, описать некоторые случаи из их жизни.
- Изучение нового
С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку.(Звучит музыка Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт»Ибсена)
-Какие картины рисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку?
-А теперь откройте тексты и найдите отрывок , в котором Паустовский попытался передать при помощи слов чувства композитора?(стр.179-180 ты как солнце…)
-А что испытывала девочка Дагни, слушая музыку?(стр.182 -183)
-Имя какого композитора упоминается в произведении?(Эдварда Грига)
Страна в которой жил и писал свои произведения Григ – величественная и суровая. Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов.
Григ родился в 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории (высшего учебного заведения). Через 4 года консерватория была успешно закончена и Григ вернулся на родину. Григ много работал, один за другим появляются концерты, пьесы. Последние годы жизни Григ провёл в местечке Трольхоуген – «холм троллей».
Вернёмся к рассказу Паустовского. Мы попадаем в удивительный мир, который помогает нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами.
- Анализ текста
– Почему мы слушали музыку Грига, а не другого композитора? (Главный герой произведения)
– Где Э.Григ проводил осень?(в лесах около Бергена)
- В рассказе мы видим или слышим красоту осени?
(Прочитаем отрывок – описание осенней природы)
- Что мы видим?
Горные леса около моря, туман. «Буйно разрастается мох от сырого климата», ведь действие происходит в Норвегии, а Норвегия с трёх сторон окружена морями – Норвежское море, Баренцево море)
« Он (мох) свешивается с веток зелеными прядями до самой земли».
Листья медные, золотые. Они такие красивые, что если бы дать самому искусному кузнецу выковать что-то подобное, у него не получилось бы такого тонкого, красивого листа.
- А что мы слышим?
Шелест листьев, шум прибоя. В горных лесах живет, как птица-пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. Осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
- Чьими глазами мы видим красоту осеннего леса? Кто оказался в лесу в этот замечательный день?
– Прочитайте диалог встречи Дагни и Грига.
– Как описывает Паустовский девочку? (Портрет девочки: маленькая девочка с двумя косичками, говорила в полголоса, зрачки у неё зеленоватые, трудолюбивая, но не очень терпеливая)
- Как удалось дочери лесника завоевать любовь великого композитора, что тот обещал ей подарить «одну интересную вещь», т.е. посвятил ей музыку?
С незнакомым человеком Дагни вела себя просто, непринужденно.
- Вспомните, как Дагни рассказывает о своей старенькой кукле, уверяет Грига, что она не сломает игрушку. Она и сейчас стирает пыль со стеклянной лодки, и не отколола даже самого маленького кусочка. А главное- она имеет доброе сердце – умеет думать о других
- Григ заметил: « зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками золотая листва». Эти добрые глаза невинной девочки запомнились композитору на всю жизнь. Докажите, что это действительно так?( Дети должны зачитать отрывок « Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья…»стр.179).
- Почему Дагни вела себя так непринуждённо с незнакомым человеком?
«Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись,» - пишет К.Г.Паустовский.
– Григ отсрочил подарок. Почему, ведь подарки ждёшь с нетерпением? (Подарки материальные легче дарить. Григ задумал душевный подарок – музыку, поэтому подарок обещал через 10 лет.)
Словарная работа
Работа в парах (карточки на стол )
- Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.
– Что такое олицетворение? (Олицетворение-это художественный приём, когда неживые существа наделены качествами живых)
– Что такое эпитет? (Эпитет-это образное художественное определение)
- Что такое сравнение?(Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.)
а) найди в тексте олицетворение (клавиши – убегая, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом, смолкали; пароходы приходили, дремали, посапывая; туман закутал; рояль мог петь)
б) эпитет (нежный ветер, маленькая струна, обиженная сёстрами, зелёными сияющими глазами)
в)сравнение(эхо, как птица пересмешник)
- Вспомните, с чем сравнивал Нильс Дагни?
Нильс говорил, что Дагни похожа на первый аккорд увертюры.
Первый аккорд увертюры
Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.
Увертюра – вступление к музыкальному произведению.
- Почему, по-вашему, Нильс употребляет такое сравнение? (Дагни молода, она только вступает в жизнь, вот почему такое сравнение).
Дагни узнала, что эта музыка посвящается ей. Вот, наконец, она получила тот подарок, который много лет назад обещал ему незнакомый человек в лесу!
- Давайте прочитаем, что испытывала Дагни, слушая музыку?(стр.182 -183 звучит музыка с середины и читается текст)
- Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так сильно волновала девушку?
Она напоминала ей мир её детства, разбудила самые лучшие воспоминания, надежды на лучшее, стремление к красоте, к добру, веру в счастье, в любовь.
- Как вы думаете, за какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?
За щедрость души. Музыке он отдавал свое сердце, душу.
- Прочитаем вместе заключительные строки рассказа.
«Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдет даром…»
- Почему Нильс думает, что жизнь Дагни не пройдет даром?
Он услышал её счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает больно. Жизнь её будет полна добра и света, в ней обязательно будет большая любовь. Дагни будет щедрым человеком, таким же как Григ, который подарил ей замечательную музыку, научил её любить жизнь.
- Откуда у Нильса такая уверенность в том, что жизнь Дагни не пройдет даром? Какие люди окружали Дагни? Что для них важно в этой жизни?
В детстве Дагни много работала (собирала шишки, вытирала пыль). Семья жила небогато (кукла старая, мамина; «У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка»,18-летняя девушка приехала в гости, её ведут родственники в театр, она одета в платье, которое тетя принесла из костюмерной) она окружена любовью, заботой. Конечно, в таком окружении не может вырасти плохой человек.
- Подведение итогов
Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…»
- А что осталось у вас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ?
- А музыка? Оставила ли она след в вашей душе?
К. Паустовский словами, Э. Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые добрые чувства.
VI. Домашнее задание
Написать мини – сочинение на тему «Что осталось у меня в душе после прочтения и обсуждения этого рассказ?»
VII.Рефлексия
Я желаю вам быть щедрыми, нести людям добро и радость, как это делали замечательный норвежский композитор Эдвард Григ и великий русский писатель К.Г.Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....
Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Разработка урока по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Урок внеклассного чтения....
Разработка урока по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Урок внеклассного чтения...
Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.
Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий урок по теме) Цели: 1. ...