Конспект урока на тему "Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Иванкова Наталья Васильевна

Соответствует презентации на сайте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_uroka.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нравственных, эстетических ценностях  на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с произведением К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками", проанализировать его; показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать.

2. Формирование  умения определять и формулировать идею произведения.

3. Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

4. Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.                                                                     Развивающие:

 Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к литературе; развитие речи обучающихся; развивать воображение, мышление.

 Воспитательные:

 Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности; воспитание любви к музыке и литературе.

Тип урока: Интегрированный урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная

Необходимое техническое оборудование:  интерактивная доска, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент

Добрый день, друзья! Наконец – то и к нам пришла весна, одарила нас своим теплом, а мы подарим друг другу свои улыбки  и не забудем о наших гостях.

  1. Целеполагание и мотивация.( Определение темы урока,

постановка целей урока.)

Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам, ребята, решить ребус, читая через 2 буквы.(слайд№1)

http://festival.1september.ru/articles/599448/img1.gif

 «Корзина  с  еловыми шишками» рассказ автором которого является Константин Георгиевич Паустовский. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

- Скажите,  пожалуйста, какие произведения вы вспоминаете, когда мы говорим о К.Г. Паустовском?

  - «Мещорская сторона»                «Прощание с летом»

       - «Заячьи лапы»                              « Надпись на валуне»

-О чем писал Константин Георгиевич в своих рассказах?

    -  О красоте родного края, о доброте, о милосердии.

Его герои добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают, сердцем чувствуют природу. Но  он  писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий  наиболее интересных людей, описать некоторые  случаи из их жизни.

  1. Изучение нового

С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку.(Звучит музыка Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт»Ибсена)

-Какие картины рисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку?

-А теперь откройте тексты и найдите отрывок , в котором Паустовский попытался передать при помощи слов чувства композитора?(стр.179-180 ты как солнце…)

-А что испытывала девочка Дагни, слушая музыку?(стр.182 -183)

-Имя какого композитора упоминается в произведении?(Эдварда Грига)

Страна в которой жил и писал свои произведения Григ – величественная и суровая. Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. 
Григ родился в 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории (высшего учебного заведения). Через 4 года консерватория была успешно закончена и Григ вернулся на родину. Григ много работал, один за другим появляются концерты, пьесы. Последние годы жизни Григ провёл в местечке Трольхоуген – «холм троллей». 


 Вернёмся к рассказу Паустовского.  Мы попадаем в удивительный мир, который помогает нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами.

  1. Анализ текста

–  Почему мы слушали музыку Грига, а не другого композитора? (Главный герой произведения)
– Где Э.Григ проводил осень?(в лесах около Бергена)

- В рассказе мы видим или слышим красоту осени?

 (Прочитаем отрывок – описание осенней природы)

- Что мы видим?

 Горные леса около моря, туман. «Буйно разрастается мох от сырого климата», ведь действие происходит в Норвегии, а Норвегия с трёх сторон окружена морями – Норвежское море, Баренцево море)

  « Он (мох) свешивается с веток зелеными прядями до самой земли».

Листья медные, золотые. Они такие красивые, что если бы дать самому искусному кузнецу выковать что-то подобное, у него не получилось бы такого тонкого, красивого листа.

  - А что мы слышим?

Шелест листьев, шум прибоя. В горных лесах живет, как птица-пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. Осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

-  Чьими глазами мы видим красоту осеннего леса? Кто оказался в лесу в этот замечательный день?

– Прочитайте диалог встречи Дагни и Грига.
– Как описывает Паустовский девочку? 
(Портрет девочки: маленькая девочка с двумя косичками, говорила в полголоса, зрачки у неё зеленоватые, трудолюбивая, но не очень терпеливая)

-  Как удалось дочери лесника завоевать любовь великого композитора, что тот обещал ей подарить «одну интересную вещь», т.е. посвятил ей музыку?

 С незнакомым человеком Дагни вела себя просто, непринужденно.

  -  Вспомните, как Дагни рассказывает о своей старенькой кукле, уверяет Грига, что она не сломает игрушку. Она и сейчас стирает пыль со стеклянной лодки, и не отколола даже самого маленького кусочка. А главное- она имеет доброе сердце – умеет думать о других

 -  Григ заметил: « зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками золотая листва». Эти добрые глаза невинной девочки запомнились композитору на всю жизнь. Докажите, что это действительно так?(  Дети должны зачитать отрывок « Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья…»стр.179).

-  Почему Дагни вела себя так непринуждённо с незнакомым человеком?

 «Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись,» - пишет К.Г.Паустовский.

–  Григ отсрочил подарок. Почему, ведь подарки ждёшь с нетерпением?  (Подарки материальные легче дарить. Григ задумал душевный подарок – музыку, поэтому подарок обещал через 10 лет.)

Словарная работа

 Работа в парах (карточки на стол )

- Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.

– Что такое олицетворение? (Олицетворение-это художественный приём, когда неживые существа наделены качествами живых)
– Что такое эпитет? 
(Эпитет-это образное художественное определение)

- Что такое сравнение?(Сравнение -  образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.) 

а) найди в тексте олицетворение (клавиши – убегая, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом, смолкали; пароходы приходили, дремали, посапывая; туман закутал; рояль мог петь)

б) эпитет (нежный ветер, маленькая струна, обиженная сёстрами, зелёными сияющими глазами)

в)сравнение(эхо, как птица пересмешник)

- Вспомните, с чем сравнивал Нильс Дагни?

Нильс говорил, что Дагни похожа на первый аккорд увертюры.

Первый аккорд увертюры

Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты,     воспринимаемых как звуковое единство.

Увертюра – вступление к музыкальному произведению.

 - Почему, по-вашему, Нильс употребляет такое сравнение? (Дагни молода, она только вступает в жизнь, вот почему такое сравнение).

Дагни узнала, что эта музыка посвящается ей. Вот, наконец, она получила тот подарок, который много лет назад обещал ему незнакомый человек в лесу!

-   Давайте прочитаем, что испытывала Дагни, слушая музыку?(стр.182 -183 звучит музыка с середины и читается текст)

- Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так сильно волновала девушку?

 Она напоминала ей мир её детства, разбудила самые лучшие воспоминания, надежды на лучшее, стремление к красоте, к добру, веру в счастье, в любовь.

-  Как вы думаете, за какую «щедрость»  Дагни хотела поблагодарить Грига?

За щедрость души. Музыке он отдавал свое сердце, душу.

-  Прочитаем вместе заключительные строки рассказа.

    «Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдет даром…»

 -  Почему Нильс думает, что жизнь Дагни не пройдет даром?

Он услышал её счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает больно. Жизнь её будет полна добра и света, в ней обязательно будет большая любовь. Дагни будет  щедрым человеком, таким же как Григ, который подарил ей замечательную музыку, научил её любить жизнь.

 -  Откуда у Нильса такая уверенность в том, что жизнь Дагни не пройдет даром? Какие люди окружали Дагни? Что для них важно в этой жизни?

В детстве  Дагни много работала (собирала шишки, вытирала пыль). Семья жила небогато (кукла старая, мамина; «У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка»,18-летняя девушка приехала в гости, её ведут родственники в театр, она одета в платье, которое тетя принесла из костюмерной) она окружена любовью, заботой.  Конечно, в таком окружении не может вырасти плохой человек.

  1. Подведение итогов

Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…»

- А что осталось у вас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ?

- А музыка? Оставила ли она след в вашей душе?

К. Паустовский словами, Э. Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые добрые чувства.

VI. Домашнее задание

Написать мини – сочинение на тему «Что осталось у меня в душе после прочтения и обсуждения этого рассказ?»

VII.Рефлексия

Я желаю вам быть  щедрыми, нести людям добро и радость, как это делали замечательный норвежский композитор Эдвард Григ и великий  русский писатель К.Г.Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....

Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.

Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий  урок по теме)     Цели: 1. ...