Метафоры в романе «Евгений Онегин»
статья по литературе
Как образуются метафоры? Какую синтаксическую роль выполняют в предложении? На эти вопросы даёт ответ статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метафоры в романе «Евгений Онегин» | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Метафоры в романе «Евгений Онегин»
Метафора – один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.
Метафора представляет собой перенос лексического значения предмета или предмета-понятия на другой предмет по какому-либо основанию.
Глагольные метафоры образуют словосочетания с глаголом в роли главного слова: сыпать острые слова, пить обман.
Генетивные метафоры – это сочетания двух существительных, в котором главное слово употреблено в переносном значение, а зависимое слово употреблено в родительном падеже: сумерки свободы, лес голосов, тучи стрел, колокол братства.
Адъективные метафоры образуют сочетания прилагательного и существительного: небесные слёзы, небесный купол.
Для образования метафоры, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чём-то. Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
В предложении «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой» значение существительного «рой» приобретает словосочетание «комедий шумный рой». Метафора «комедий шумный рой» является в предложении дополнением.
В предложении «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись» значение существительного «молодость» приобретает словосочетание «младые дни». Метафора «младые дни» является подлежащим.
В предложении «Нет: рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум» значение существительного «общество» приобретает метафора «света шум». В предложении метафора является дополнением.
В предложении «И вод весёлое стекло Не отражает лик Дианы» значение «поверхность» приобретает словосочетанием «вод весёлое стекло». Метафора «вод весёлое стекло» является подлежащим, лик Дианы – перифразой, употреблённой вместо существительного «луна».
В предложении «Под ризой бурь, с волнами споря, По вольному распутью моря Когда ж начну я вольный бег?» значение существительного «одежда» приобретает словосочетание «под ризой бурь». Метафора «под ризой бурь» в предложении является дополнением: начну бег (под чем?) под ризой бурь.
В предложении «Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы, И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника» значение существительного «довод» приобретает словосочетание «сосуд клеветника». Метафора «сосуд клеветника» является в предложении дополнением.
В предложении «И отворились наконец Перед супругом двери гроба, И новый он приял венец» значение глагола «умереть» приобретает словосочетание «приял венец». Метафора «приял венец» в предложении является сказуемым.
В предложении «О ты, чья память сохранит Мои летучие творенья, Чья благосклонная рука Потреплет лавры старика!» значение глагола «вспомнить» приобретает словосочетание «потреплет лавры». В предложении метафора является сказуемым.
В предложении «Помилуй! и тебе не трудно Там каждый вечер убивать?» значение глагола «проводить» приобретает словосочетание «убивать время». Метафора входит в состав сказуемого «не трудно вечер убивать».
В предложении «Теперь с каким она вниманьем Читает сладостный роман, С каким живым очарованьем Пьет обольстительный обман!» значение глагола «мечтать» приобретает словосочетание «пить обман». Метафора «пить обман» является в предложении сказуемым.
В предложении «Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты, Дыханье замерло в устах, И в слухе шум, и блеск в очах» значение глагола «покраснеть» приобретает словосочетание «покрыты пламенем». Метафора «покрыты пламенем» является в предложении сказуемым.
В предложении «Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef-stеаks и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова» значение глагола «острить» приобретает словосочетание «сыпать острые слова». Метафора «сыпать острые слова» входит в состав сказуемого «не мог сыпать острые слова».
В предложении «Он охладительное слово В устах старался удержать» значение существительного «нравоучение» приобретает словосочетание «охладительное слово». Метафора «охладительное слово» в предложении является дополнением.
В предложении «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги» значение существительного «заблуждение» приобретает словосочетание «различные вериги». Метафора «различные вериги» является в предложении подлежащим.
В предложении «Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом» значение существительного «игрушка» приобретает словосочетание «мячик предрассуждений». Метафора «мячиком предрассуждений» в предложении является дополнением.
В предложении «Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал» значение существительного «комплимент» приобретает словосочетание «огнём и вздохов и похвал». Метафора «огнём и вздохов и похвал» является в предложении дополнением.
В предложении «В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил» значение существительного «хомут» приобретает словосочетание «ярем барщины». Метафора «ярем барщины» в предложении является дополнением. Ярмо – деревянный хомут для упряжки рабочего крупного рогатого скота.
В предложении «Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник» значение существительного «снежинка» приобретает словосочетание «морозная пыль». В предложении метафора «морозной пылью» является дополнением.
В предложении «Блаженней тот, кто их не знал, Кто охлаждал любовь – разлукой, Вражду – злословием; порой Зевал с друзьями и с женой, Ревнивой не тревожась мукой, И дедов верный капитал Коварной двойке не вверял» значение существительного «карты» приобретает словосочетание «коварная двойка». Метафора «коварной двойке» является в предложении дополнением.
В предложении «Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес, И, Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы» значение существительного «желание» приобретает словосочетание «новый бес». Метафора «новый бес» в предложении будет подлежащим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"
Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...
Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.
Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....
Презентация к роману "Евгений Онегин"
Данная презентация поддерживает первый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В ней рассматривается история создания романа, проблема, сюжетные линии и действующие герои....
Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»
Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...
Тест по роману "Евгений Онегин"
Тестирование."Евгений Онегин"...
Тест по роману "Евгений Онегин"
Тест на знание содержания романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...