Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_9_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок литературы в 9 классе


Исполнитель – Хлопина И.В. (Насадская ООШ).

Тема урока: «Уж не пародия ли он?» (урок-обобщение работы над образом Евгения Онегина по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Цели, которые ставит перед собой учитель:

  1. обобщить и систематизировать те знания, которые получили учащиеся на предыдущих уроках;
  2. сделать более полным представление об образе героя;
  3. раскрыть перед учащимися глубинные пласты смыслов данного произведения;
  4. дать учащимся возможность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эти навыки;
  5. развивать речь учащихся.

«Сверхзадача», которую ставит себе учитель: учить мыслить обобщенно, находить как можно больше смысловых связей между явлениями, учить понимать другую точку зрения, не теряться в полилоге, аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения и отказываться от них, если они ошибочные, а также задуматься о смысле жизни.

Информационная поддержка урока: тексты романа, слайды с цитатами, изображениями, выписка из словарей с объяснением слова пародия.

Слово учителя:

- Мы прочитали роман «Евгений Онегин», но, думаю, точки в нашем восприятии этого произведения ставить еще рано. Даже для многочисленных исследователей и неравнодушных читателей романа образ Е.О. не является однозначным, он вызывает споры. Интересно, а как восприняли вы этого героя, может ли он быть для вас актуальным и, вообще, понятен ли он вам? Что хотел сказать А.С.Пушкин через образ своего героя? Сегодня мы проведем урок в обсуждении этих вопросов, а называться он будет так: «Уж не пародия ли он?»

- Откуда эти строки?...Конечно, из романа (гл.7, стр.24). Давайте вспомним, какое значение имеет это слово, для чего обратимся к выпискам из словарей.


Толкование слова пародия в различных словарях.



“пародия” в словаре Ефремовой



1)…



2) а) перен. Что-л., что является неудачным подражанием чему-л., искажением образца.



    б) Насмешка, карикатура.





“пародия”в словаре Ушакова



1….



2. Внешнее, неудачное подражание чему-нибудь, комически искажающее образец. “пародия”





в словаре Ожегова



ПАРО́ДИЯ, -и, ж.



1. Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на стихотворение.



2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура (во 2 знач.) на что-н. Жалкая п.



| прил. пародический, -ая, -ое (к 1 знач.) и пародийный, -ая, -ое (к 1 знач.). Пародический приём. Пародийный стиль.





 “пародия”



в словаре русских синонимов



насмешка, повторение, подражание; гротеск, подобие, имитация, карикатура, сатира, шарж





“пародия”



в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»



 (греч. parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения (см., напр., Козьма Прутков). 2) Подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо.


Учитель:

- Какие слова вам кажутся «ключевыми» для толкования слова пародия?

Учащиеся:

- Подражание, неудачное подобие, насмешка над чем-то, что-то ненастоящее.

Учитель:

- Это Татьяна, размышляя об Онегине, произносит это слово.  Давайте и мы поразмышляем, что же такое Онегин – явление значительное или ничтожное, пародийное или трагическое, жалкое или достойное уважения?

- Помогут нам в этом наши собеседники, или наши оппоненты: критик «Московского телеграфа», В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Ф.М.Достоевский, В.О.Ключевский.

Одновременно на экран выплывают слайды-портреты.

Учитель:

- Давайте познакомимся с тем, что сказали эти люди о главном герое романа «Евгений Онегин». На слайдах появляются высказывания-цитаты.


Слова критика из «Московского телеграфа» : « Спрашиваем: какая общая мысль остается в душе после „Онегина“? Никакой..., при создании „Онегина“ поэт не имел никакой мысли.»



Слова В.Г.Белинского: «Что сталось с Онегиным потом?... — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»



Н.А.Добролюбов:  «Его Онегин не просто светский фат; это человек с большими силами души, человек, понимающий пустоту той жизни, в которой призван он судьбою, но не имеющий довольно силы характера, чтобы из нее выбраться».



Ф.М.Достоевский: 1)  «В Онегине в первый раз русский человек с горечью сознает или по крайней мере начинает чувствовать, что на свете ему нечего делать».





2) «Онегин страдает еще только тем, что не знает, что делать, не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить».



В.О.Ключевский: «Онегин это не столько тип, сколько гримаса, не столько характер, сколько поза, и притом чрезвычайно неловкая и фальшивая».


Учитель:

- Какое впечатление вызывают у вас эти цитаты?

Учащиеся:

- Они отрицательно характеризуют Онегина…Это немного неожиданно…Не все характеристики отрицательные…Фразы парадоксальны

Учитель:

- Давайте поработаем в группах. (Класс делится на группы) Выберите, пожалуйста, высказывание, которое вас особенно задело: или очень понравилось, или очень не понравилось, и сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию и по отношению к герою.

Работа в группах (10-15 мин.)

Результаты работы могут быть такими:

  1. Не согласны с Ключевским: Онегин – незаурядная личность. Он изменился, а если человек способен к изменению, значит, он достоин уважения. Его характер – это не поза, он не боится противопоставить себя обществу. Недаром его не любят в светском обществе – значит, он не такой, как все, он, как Чацкий, презираем в обществе светских бездельников. За этим презрением стоят боязнь и зависть.
  2. Не согласны с Добролюбовым, что Онегин не имеет силы характера, чтобы выбраться из «пустоты» своей жизни. Напротив, он все время предпринимает попытки сделать это. Сначала, не удовлетворившись светской жизнью, жизнью светского повесы, он пытается жить в деревне. А ведь если бы он был доволен той жизнью, он был бы «в тридцать выгодно женат», а в «пятьдесят освободился от частных и других долгов», и «славы, денег и чинов спокойно в очередь добился»…Но и потом, после убийства Ленского на дуэли, Онегин не бежит от себя, а ищет путь к себе и находит себя истинного, полюбив Татьяну.
  3. Согласны с Достоевским, что «на свете ему нечего делать». Пример – Чацкий. Но есть и другие примеры – декабристы. Возможно, Онегин последует этим путем. Белинский, кстати,  из-за цензурных соображений не мог высказаться об этом. А Достоевский, вероятно, не захотел из-за каких-то других соображений.
  4. Не согласны с Белинским, что силы этой богатой натуры остались без приложения. Онегин незауряден в том, что смог измениться, не приняв то, чем другие довольствуются, как «статусом кво» своей жизни, а те, кто «не примиряются», и, не примирившись, изменяются,  живут полной жизнью, ошибаясь и падая, но поднимаясь и обретая смысл вновь. Разве это жизнь без приложения сил?
  5. Согласны с Белинским, что силы этой богатой натуры остались без приложения, потому что, даже если бы Онегин захотел послужить на пользу отечеству, у него бы ничего не получилось, как у Чацкого, но это не его вина.
  6. Не согласны с Белинским, что «жизнь Онегина без смысла», потому что он испытал, что значит любить. Он был отвергнут в этой любви, разбит, уничтожен, но это не смерть – это лишь еще один шанс в возрождению и к обретению смысла.
  7. Не согласны с критиком из «Московском телеграфа», что при создании «Онегина» Пушкин не имел никакой мысли. Пушкин показал трагизм существования незаурядной личности, не имеющей возможности реализовать свои способности в той действительности, что окружала его. Трагизм и в том, что эта личность оказалась заложником своих предубеждений и не заметила, что «счастье было так возможно, так близко».

Учитель:

- Вы сформулировали свою позицию по отношению к тому или иному высказыванию, вы попытались ее аргументировать. Конечно, и с вами можно поспорить, тем более, если будут найдены слабые места в знании и понимании текста. Но мы не ответили на вопрос: «не пародия ли он?».  Может, значительность этого образа окажется мнимой? Поработайте еще в группах и заполните предложенную вам схему.

«Пародия ли он?»

Цели

Нет

Есть (Какие?)

Приложение сил

Нет

Есть (Какое?)

Результат (Какой?)

Выводы:

Над заполнением этой схемы учащиеся работают еще минут 10, затем представляют свои результаты.

Выводы в обобщенном виде учащиеся должны будут сделать дома как домашнее задание в индивидуальном исполнении. Это должен быть или -  1.Связный текст-обобщение работы над образом, в котором могут быть отражены: 1) мнение об образе Евгения Онегина одного из представленных «оппонентов-собеседников», 2)комментирование этого мнения, 3) развернутое согласие-несогласие с представленной точкой зрения с опорой на предыдущую схему,  или -  2. Своя интерпретация образа Евгения Онегина.  Работы выполняются в виде странички читательского дневника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...