Рабочая программа для 7 класса по литературе
рабочая программа по литературе (7 класс)
Данная рабочая программа составлена по учебнику Коровина В. Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_literatura.docx | 67.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии нормативными документами:
1.ФЗ от 02.07.2021 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. В соответствии письмом Минобразования « О федеральном перечне учебников» № 254 от 20.05.2020г.
4. Учебным планом МБОУ Шеминской СОШ на 2021-2022 учебный год.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов.
Планируемые результаты освоения программы.
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметные результаты изучения:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение устанавливать целевые приоритеты;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами проектно-исследовательской деятельности;
- умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;
- знание основных исторических событий развития государственности и общества;
- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом; работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению
2
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ, работа с репродукциями;
Коллективная работа (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос); работа в парах сильный-слабый (выразительное чтение с его последующим рецензированием).
Характеристика героя, составление плана, беседа, групповая практическая работа. Выразительное чтение, устное или письменное рецензирование, составление тезисного плана.
Самостоятельная работа, работа в парах по теме «Киевский цикл былин», «Новгородский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения.
Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев)
Работа в группе, выступления, нахождение пословиц по теме, восстановление пословиц, лабораторная работа в парах по теме «Пословицы и поговорки», устный монологический ответ на проблемный вопрос
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий
3
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Беседа, сообщение, чтение и анализ,
запись, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования)
Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
4
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа, работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам
Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя, работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту стихотворения
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
5
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа
Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; лабораторная работа в парах сильный-слабый (Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада)
Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат
Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами
Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа
Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения.
Выступления подготовленных учащихся, словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря), лабораторная работа (составление лексических и историко-литературных комментариев)
Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтении
Составление характеристики героев с опорой на текст, составление тезисного плана для пересказа, самостоятельная работа(письменный ответ на проблемный вопрос)
Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ
Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа; самостоятельная работа с литературоведческими терминами, работа в парах, выразительное чтение, рецензирование
Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами
Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, устное рецензирование, лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров)
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; самостоятельная работа, выразительное чтение, устное рецензирование
Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение.
Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей, групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом, составление устного или письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах (подбор цитатных примеров)
Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, их анализ, работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции)
Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, практическая работа в парах (рецензирование)
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими.
6
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование)
Групповое выполнение заданий, анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев
Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), выразительное чтение
Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, лабораторная работа в парах (подбор цитат, иллюстрирующих понятия лирический герой, ритм, рифма
Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа
Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение и
рецензирование
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
7
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование
Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом Индивидуальная и
парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея).
Выразительное чтение любимых отрывков из произведений, индивидуальная работа с дидактическим материалом, парная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (рецензирование)
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 7 класса)
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | 07.09 | |
2 | Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | 08.09 | |
3 | Эпос народов мира. Воплощение в былине «Вольга и Микула Селянинович» нравственных свойств русского народа. | 1 | 14.09 | |
4 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов. | 1 | 15.09 | |
5 | Внеклассное чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | 21.09 | |
6 | Французский средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде». | 1 | 22.09 | |
7 | Народная мудрость пословиц и поговорок. | 1 | 28.09 | |
8 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пословице. | 1 | 29.09 | |
9 | Русские летописи. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | 05.10 | |
10 | Житие как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 06.10 | |
11 | М. В. Ломоносов. Личность поэта. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия…», ода «К статуе Петра Великого» | 1 | 12.10 | |
12 | Краткий рассказ о Г.Р. Державине. Его размышления о смысле жизни, о судьбе. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». | 1 | 13.10 | |
13 | Краткий рассказ об А.С. Пушкине. Лицейские годы. Прославление мужества и отваги русских солдат в поэме «Полтава». | 1 | 19.10 | |
14 | Тема настоящего и будущего России в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | 20.10 | |
15 | Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в балладе «Песнь о вещем Олеге». | 1 | 26.10 | 09.11 |
16 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Истина как цель летописного повествования. | 1 | 27.10 | 10.11 |
17 | Изображение «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Дуня и Минский | 1 | 09.11 | |
18 | Краткий рассказ о М.Ю. Лермонтове. Конфликт и система образов в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | 10.11 | |
19 | Проблематика и поэтика поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | 16.11 | |
20 | Проблема гармонии человека и природы. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | 1 | 17.11 | |
21 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению-эссе «Мой Лермонтов». | 1 | 23.11 | |
22 | Краткий рассказ о Н. В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». | 1 | 24.11 | |
23 | Осуждение предательства в повести «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа Андрию. | 1 | 30.11 | |
24 | Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | 01.12 | |
25 | Краткий рассказ о И.С.Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | 1 | 07.12 | |
26 | Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк». | 1 | 08.12 | |
27 | Тургенев о богатстве и красоте русского языка в стихотворениях «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача». | 1 | 14.12 | |
28 | Краткий рассказ о Н. А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». | 1 | 15.12 | |
29 | Образ родины в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Размышления поэта о судьбе народа. | 1 | 21.12 | |
30 | Краткий рассказ об А.К. Толстом. «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | 22.12 | |
31 | Краткий рассказ о М. Е.Салтыкове-Щедрине. Нравственные пороки общества в «Повести…». | 1 | 28.12 | |
32 | Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске. | 1 | 29.12 | |
33 | Краткий рассказ о Л.Н.Толстом (детство, юность, начало литературного творчества). Автобиографический характер повести «Детство». | 1 | 18.01 | |
34 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. | 1 | 19.01 | |
35 | Р/р. Литературный ринг на тему: «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого». | 1 | 25.01 | |
36 | Краткий рассказ об А.П. Чехове. Проблематика рассказа «Хамелеон». | 1 | 26.01 | |
37 | «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон». | 1 | 01.02 | |
38 | «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в рассказах «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». | 1 | 02.02 | |
39 | Р/р. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | 1 | 08.02 | |
40 | Краткий рассказ об И. А. Бунине. Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе «Цифры». | 1 | 09.02 | |
41 | Нравственный облик героев рассказа И.А. Бунина «Лапти». | 1 | 15.02 | |
42 | Краткий рассказ о М. Горьком. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство». | 1 | 16.02 | |
43 | Повесть М. Горького «Детство»: светлые стороны жизни. | 1 | 22.02 | |
44 | Романтический характер легенды М. Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Иносказательный характер легенды. | 1 | 23.02 | |
45 | Краткий рассказ о Л. Н. Андрееве. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев рассказа «Кусака». | 1 | 01.03 | |
46 | Краткий рассказ о В. В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 | 02.03 | |
47 | Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 08.03 | |
48 | Краткий рассказ об А.П. Платонове. Главный герой произведения «Юшка», его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. | 1 | 09.03 | |
49 | Р/р. Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | 15.03 | |
50 | Краткий рассказ о Б. Л. Пастернаке. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…». | 1 | 16.03 | |
51 | Краткий рассказ об А.Т. Твардовском. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | 1 | 22.03 | |
52 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. | 1 | 23.03 | |
53 | Краткий рассказ о Ф. Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади». | 1 | 05.04 | |
54 | Краткий рассказ о Е. И. Носове. Сила внутренней, духовной красоты человека в рассказе «Кукла» («Акимыч»). | 1 | 06.04 | |
55 | Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя». | 1 | 12.04 | |
56 | Краткий рассказ о Ю. П. Казакове. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка в рассказе «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 | 13.04 | |
57 | Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине Д.С. Лихачеве. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи в мемуарах. | 1 | 19.04 | |
58 | Внеклассное чтение М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах М.М. Зощенко. | 1 | 20.04 | |
59 | Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы в стихах В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба и др. | 1 | 26.04 | |
60 | Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся (тестирование). | 1 | 27.04 | |
61 | Краткий рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Возвращение к истокам, основам жизни в лирике поэта. | 1 | 03.05 | |
62 | Краткий рассказ о Р. Бёрнсе. Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность». | 1 | 04.05 | |
63 | Краткий рассказ о Д.Г. Байроне. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна…». | 1 | 10.05 | |
64 | Особенности жанра японских хокку (хайку). | 1 | 11.05 | |
65 | Краткий рассказ об О. Генри. Сила любви и преданности в рассказе «Дары волхвов». | 1 | 17.05 | |
66 | Краткий рассказ о Р.Д. Брэдбери. Мечта о чудесной победе добра в рассказе «Каникулы». | 1 | 18.05 | |
67 | Внеклассное чтение. Детективная литература. | 1 | 24.05 | |
68 | Итоговый тест по темам: «Из русской литературы ХIХ века», «Из русской литературы ХХ века». | 1 | 25.05 |
Учебно – методический комплекс.
Основная литература
1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч./Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. – М.: Просвещение, 2013 г.
Методические пособия для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я. Методические советы. – М.: Просвещение.
Дополнительная литература:
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей.
- Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007..
2. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 7 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 10-е изд. – М.: Просвещение.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Интернет-ресурсы:
1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)
3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)
4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник.
http://writerstob.narod.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шеминская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского района Республики Тыва
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/А.Х Монгуш/
Протокол заседания ШМО от __________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/В.Х Ондар/ | «Утверждаю» Директор МБОУ Шеминской СОШ ______________/С.С Куулар/
|
Рабочая программа
по литературе
для 7б класса
учителя русского языка и литературы
Майны Чайзат Болатовны
на 2021-2022 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 7 класс по литературе
Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса...
Рабочая программа. 8 класс. татарская литература
Эш планы атнага 2 сәгать исәбеннән, стандартка нигезләнеп төзелде. Дәреслек авторлары: З.Н.Хәбибуллина, Х.Г.Фәрдиева, Ә.Н.Хуҗиәхмәтов Татар әдәбияты.8нче сыйныф. К., Татарстан китап нәшрияты, 2011....
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа 11 класса по литературе
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса по литературе....
Рабочая программа 5 класса по литературе
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 класса...
Рабочая программа 9 класс по литературе 2015
Рабочая программа 9 класс по литературе 2015...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...