Рабочая программа 7 класс по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Кушнарева Татьяна Кузьминична

Рабочая программа по учебнику Курдюмовой Т.ф. для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature7_klass.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования МО «Заиграевский район»

                      МОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школ

 Утверждаю                                          Согласовано заместитель                          Программа            рассмотрена   Директор МОУ Усть-Брянской             директора по УВР                                     одобрена на          заседании МО

ООШ  ___________________                     МОУ____________ООШ                            Усть- Брянской ООШ                                                                                                                          

Приказ№___от «    »______2011г.                       «    »________2011г                                 Протокол№__ от «    »_____

                     

Рабочая программа

по литературе

для учащихся 7-х классов

                                                              учителя  Кушнаревой Т.К.

2011г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими  потребностями.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цели и задачи обучения:

 Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

      приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

         

Рабочая программа составлена с учётом авторской программы Т.Ф.Курдюмовой которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утверждённому Приказом Минобразования  и Федеральному базисному плану.

Программа рассчитана на  68-70 учебных часа (2 часа в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений; 
  3. основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  направлений;
  5. понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения

Учащиеся должны уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  3. определять род и жанр произведения;
  4. писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  5. писать развернутый ответ на вопрос;
  6. письменно составлять план сочинения;
  7. писать рассказ-характеристику;
  8. свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

Литература для учителя:

 

      1. Т.Ф.Курдюмова. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель. – М.: Дрофа,2008  

  1. И.В.Золотарева Поурочные разработки, Москва, ВАКО,2007г
  2. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение,

Литература для учащихся:

1.. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008

2.Рабочая тетрадь по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Календарно-тематические планы

Тема урока

Кол-во

часов

дата

Оснащение

Виды и

Формы контроля

Планируемый результат

Вводный. Роды и жанры художественной литературы.

1

беседа, мини-сочинение, работа с учебником, конспектирова-ние

Текущий контроль - проверка тетрадей для внеклассного чтения

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой  учебника

2

Жанры фольклора. Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ.

1

Сообщение, беседа,  обсуждение, работа с учебником, анализ преданий

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость»

3

Художественные особенности сатирической драмы «Барин».

1

Слово учителя, чтение, беседа, ответы на вопросы, словарная работа,

работа с текстом былины, с мультимедиа-презентацией

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников

4

В/ч Детский фольклор

Тест

1

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника по теме урока

Тест

Углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

5,6

Уильям Шекспир  «Ромео и Джульетта»

Б.Л.Пастернак Сонеты Шекспира

1

Слово учителя (лекция),работа с учебником, чтение по ролям. Выразительное чтение

Текущий контроль – ответы на вопросы

Д/знать автора и его произведение, уметь его анализировать

7,8

  Из истории басни Р/р Инсценирование басен Крылова И.А.

Викторина по басням И.Крылова.

1

Слово учителя, чтение, беседа, ответы на вопросы, словарная работа,

работа с текстами древнерусской литературы, с мультимедиа-презентацией

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста, Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова

9,10

11

Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Светлана », «Перчатка».

1

Беседа,  обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов

12

13

14

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика.

1

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Блиц-опрос по биографии Пушкина

углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов, понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

15

16

Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».

1

Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом, мультимедиа-презентация

Развернутый ответ на вопрос

выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка»

17

В/чтение «Повести Белкина» в оценки критики и литературоведения

1

Объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

Написание отзыва

показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения

18

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.

1

Сообщение, беседа,  обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Письменная работа по плану характеристики героя.

. познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев

19

Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Сравнительный анализ, беседа, составление плана. характеристика героев,  обсуждение, работа с худ. текстом( эпизод «Пожар в Кистеневке»

Анализ эпизода  «Пожар в Кистеневке»

помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение героев

20

Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа.

1

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом ( анализ эпизода с кольцом), выводы

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа

21

22

Р\р Классное сочинение А.С.Пушкин «Дубровский»

ТЕСТ

2

Темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?», «Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?» ТЕСТ

Написание сочинения

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

23

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта и его история». Жанры лирики.

1

Сообщение, беседа,  обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Анализ одного стихотворения

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

24

25

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания.

1

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Составление плана поэмы

показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова

26

Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

Выразительное комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа.

Развернутый ответ на вопрос

. показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста

27

Н.В.Гоголь»Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

1

Рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа

Выразительное чтение сцен по ролям

углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения

28

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

Комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа

Характеристика персонжей

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности ученико

29

Анализ отдельных сцен

1

Элементы анализа текста, беседа просмотр и обсуждение  мультимедиа

Письменная работа

совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения

30

Р\р. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.гоголя «Ревизор»

1

Сообщения учащихся, инсценирование ичтение по ролям, викторина

Выразительное чтение по ролям

развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников

31

32

И.С.Тургенев «Стихотворение в прозе». Общая характеристика жанра.

2

Объяснение учителя, чтение и анализ текстов

Анализ одного стихотворения

показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

33

34

Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

ТЕСТ

2

Составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, чтение ианализ текста

Чтение наизусть стихотворения (тест№2)

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя

35

Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа.

1

Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ.текстом

Блиц-опрос по содержанию сказа

кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования

36

37

Характеристика героев сказа «Левша»

1

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией

Устный ответ характеристика Левши

кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования

38

39

М. Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2

Рассказ учителя, чтение ианализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола.

Составление цитатного плана

кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

40

41

Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

1

Сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста.

Терминологический диктант

заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена

42

43

А. П. Чехов. Ранние рассказы. « Жалобная книга», «Хирургия».

1

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губер-натором Иркутска».

Сочинение- миниатюра

«Мой Чехов»

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»

44

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях хх века. Творчество В. Я. Брюсова.

1

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы,  работа с мультимедиа -презентацией

Выразительное чтение стихотворения

показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века

45

Жанры лирики К. Д. Бальмонта.

1

Рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

Выразительное чтение стихотворения

продолжить знакомство с лирикой Серебряного века (творчество К.Бальмонта), совершенствовать навыки анализа поэтического текста

46

Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина.

1

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение.

Выразительное чтение стихотворения

показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста

47

Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если…».

1

Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного

Сопоставление переводов (письменная работа)

показать особенности разных переводов одного стихотворения, выявить идею стихотворения Киплинга

48

49

М, Горький. «Старуха Изергиль». Сюжет и герой легенды о Данко.

1

 Объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями.

Написание эссе

познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями

50

М. Горький «Старый год».

1

Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам

Развернутый ответ на вопрос

помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста

51

52

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение с В. Маяковским летом на даче».

1

Рассказ и объяснения учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение наизусть

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме

53

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием».

1

Чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя

познакомить с ранним произведением Булгакова; определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя

54

55

К. Г. Паустовскй. «Рождение рассказа».

1

Комментированное чтение, сопоставление плана. беседа по вопросам

ТЕСТ№3

показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству

56

Р/Р Рецензирование одного из изученных произведений.

1

Работа со схемой рецензии, пояснение учителя, беседа, самостоятельная письменная работа

Написание рецензии

закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии

57

М. А, Шолохов, «Они сражались за Родину».

2

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение презентации

Беседа по вопросам

познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны

58

Жанры лирики А. Т. Твардовского.

2

Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Анализ одного стихотворения Твардовского

знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского

59

60

В. Г. Распутин «Уроки французского».

1

Слово учителя, анализ эпизода,  ответы на вопросы, работа  в группах

Развернутый ответ на вопрос

познакомить с главными темами творчества Распутина, раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

61

62

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади».

1

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, словарная работа, работа с планом.

Размышление «Зачем нам нужны животные?»

кратко познакомить учеников  с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

63

А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников».

1

Сообщение, беседа,  обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей, продолжить работу над анализом текста

64

65

Роберт Шекли «Запах мысли».

1

Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение.

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли

66

Артур Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе. «Пляшущие человечки».

1

Путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам

Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя

67

Новелла А.К.Дойла « Пляшущие человечки2

1

Работа с терминами: портрет, образ, сообщение холмсоведа

Беседа на понимание

заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла

68

Р\Р Написание детективного рассказа

1

Обсуждение черновых работ, редактирование, письменная работа

Написание детективного рассказа

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей

69

Контрольная работа «Анализ любимого стихотворения» или «Анализ запомнившегося эпизода»

2

Инструктаж. Письменный развернуты ответ на проблемный вопрос.

Итоговый контроль ТЕСТ№4

систематизировать знания, полученные в течение года

70

Подведение итогов года

1

Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа –презентацией, тестирование, запись книг для летнего чтения.

Защита читательских дневников

систематизировать знания, полученные в течение года

Контрольно- измерительные материалы по литературе 7 класс (ТЕСТЫ)

Оснащение:

1.Учебник литературы Т.Ф.Курдюмова 7класс

2.Тесты по темам

3.Портреты писателей и поэтов

4.Презентации к урокам(биография писателей и поэтов)

5.Диск Литература 7 класс

6. Литературная страница (оформление в кабинете)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)

Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...