Рабочая программа 11 класса по литературе
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11 класса по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_literatura.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
По литературе
Класс – 11
Учитель – Ветошкина Наталья Ивановна
Количество часов
Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа.
Уроко внеклассного чтения – 8, развития речи – 3
Контрольных работ – 3, тестовых работ - 5
Классных сочинений – 1; домашних сочинений - 4
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта полного (среднего) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы (базовый уровень) (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.полухина; под ред. В.П.журавлёва. – М.: просвещение, 2006, с.37-45
Учебник:
Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2007.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программе по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
Учитывая рекомендации, изложенные в "Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования", в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Основные историко-литературные сведения.
Русская литература 20 века.
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже19-20 вв. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, Гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, её темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Литература народов России.
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Зарубежная литература.
Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных проблем» бытия. Постановка в литературе 19-20 века острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 19 века.
Литературные роды: зпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение из роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды контроля:
• Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного ( фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе и сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
• Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изучаемых литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литерные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-
выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять"сквозные темы" и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (ил их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Планирование составлено на 102 часа (3 часа в неделю). Использованы материалы «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2006.
Данная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утверждённому приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года.
Основное содержание (в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта)
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению. Но не включается в требования подготовки выпускнико Русская литература 20 века.
И.А.Бунин. Три стихотворения по выбору. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", а также 2 рассказа по выбору.
А.И.Куприн. Одно произведение по выбору. (Повесть "Олеся").
.М.Горький. Пьеса "На дне". Одно произведение по выбору. (Рассказ "Старуха Изергиль").
Поэзия конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Стихотворения В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва (не менее двух авторов по выбору).
А.А.Блок. Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека…", "В ресторане", "Река раскинулась…"(из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также 3 стихотворений по выбору. Поэма "Двенадцать".
В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также 3 стихотворения по выбору. Поэма "Облако в штанах".
С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная!", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "Шаганэ ты моя, Шаганэ", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Русь советская", а также 3 стихотворения по выбору.
М.И.Цветаева. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано…", "Стихи к Блоку"("Имя твоё – птица в руке"), "Кто создан из камня, кто создан из глины…", "Тоска по Родине…", а также 2 стихотворения по выбору.
О.Э.Мандельштам. Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…", "За гремучую доблесть грядущих веков…", "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…", а также 2 стихотворения по выбору.
А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под тёмной вуалью…", "Мне не к чему одические рати…", "Мне голос был…", "Родная земля", а также 2 стихотворения по выбору. Поэма "Реквием".
Б.Л.Пастернак. Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определенье поэзии", "Во всём мне хочется дойти…", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также 2 стихотворения по выбору. Роман "Доктор Живаго" (Обзор).
М.А.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита".
А.П.Платонов. Одно произведение по выбору.
М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение)..
А.Т.Твардовский. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины…", а также 2 стихотворения по выбору.
В.Т.Шаламов. "Колымские рассказы" (два рассказа по выбору).
А.И.Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ Матрёнин двор",
Проза второй половины 20 века. Ф.А.Абрамов ("Деревянные кони", "Пелагея", "Алька"). В.П.Астафьев ("Царь-рыба"), В.Г.Распутин ("Прощание с Матёрой").
Поэзия второй половины 20 века. В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов.
Литература последнего десятилетия. Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
Зарубежная литература. Поэзия. Дж.Г.Байрон, Г.Гейне.
Название темы | Что должны знать и уметь учащиеся |
Введение |
|
Поэзия и проза конца 19 – начала 20 века |
|
Литература 20-ых годов 20 века |
|
Литература 30-х годов 20 века. |
|
Литература периода Великой Отечественной войны |
|
Русская литература 50-90 годов |
|
Литература конца 20 – начала 21 века |
|
Разделы курса литературы | Кол-во часов | Содержание темы | Требования к знаниям и умениям учащихся. |
1. Введение | 1 | Судьба России в 20 веке. Характеристика литературного процесса. Многообразие литературных направлений. Стилей, школ, групп.Писатель и эпоха. Литература рубежа 19-20 веков. Традиции и новаторство. |
Отражение в лит-ре 20 века «вечных проблем» бытия. |
2. Поэзия и проза конца 19 – начала 20 века. | 24 | И.А.Бунин. Три стихотворения по выбору. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", а также 2 рассказа по выбору. А.И.Куприн. Одно произведение по выбору. (Повесть "Олеся"). .М.Горький. Пьеса "На дне". Одно произведение по выбору. (Рассказ "Старуха Изергиль"). Поэзия конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Стихотворения В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва (не менее двух авторов по выбору). А.А.Блок. Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека…", "В ресторане", "Река раскинулась…"(из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также 3 стихотворений по выбору. Поэма "Двенадцать". |
|
3. Литература 20-ых годов 20 века | 17 | В.В.Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Облако в штанах». С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», а также 3 стихотворения по выбору. |
|
4. Литература 30-х годов 20 века. | 23 | М.И.Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»(«Имя твоё – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине…», а также 2 стихотворения по выбору. О.Э.Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», а также 2 стихотворения по выбору. А.А.Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне не к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля», а также 2 стихотворения по выбору. Поэма «Реквием». Б.Л.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определенье поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также 2 стихотворения по выбору. Роман «Доктор Живаго» (Обзор). М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». А.П.Платонов. Одно произведение по выбору. М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).. |
|
5. Литература периода Великой Отечественной войны (обзор). | 4 |
| |
6. Русская литература 50-90 годов | 25 | А.Т.Твардовский. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины…", а также 2 стихотворения по выбору. В.Т.Шаламов. "Колымские рассказы" (два рассказа по выбору). А.И.Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ Матрёнин двор", Проза второй половины 20 века. Ф.А.Абрамов ("Деревянные кони", "Пелагея", "Алька"). В.П.Астафьев ("Царь-рыба"), В.Г.Распутин ("Прощание с Матёрой"). Поэзия второй половины 20 века. В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов. |
|
7. Литература последнего десятилетия. | 2 | Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору). |
|
8. Из зарубежной литературы. | 3 | Б.Шоу. Т.С.Элиот. Э.Хемингуэй |
|
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Поэзия и проза конца 19-начала 20 века. | 25 |
3. | Литература 20-х годов. | 17 |
4. | Литература 30-х – начала 40-х годов. | 23 |
5. | Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. | 4 |
6. | Литература 50-90-х годов. | 25 |
7. | Литература на современном этапе. | 2 |
8. | Из литературы народов России. | 1 |
9. | Из зарубежной литературы. | 3 |
10. | Итоговый тест. | 1 |
Итого 102 часа. |
Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата | ||
По плану | Факт | |||||||
1 | Введение. Писатель и эпоха. Литература рубежа 19-20 вв. Традиции и новаторство. |
| 1 | 1 | Л | ЛВШ №3-90 с 50 Х с 76-81 | ||
2-5 | Поэзия и проза конца 19 – начала 20 века. И. А. Бунин. Поэзия: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Проза: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыханье», «Тёмные аллеи» |
| 4 | 1 | Л П Б Т | |||
6-8 | А. И. Куприн. Повести «Олеся» и «Гранатовый браслет». |
| 3 | 1 | Л Б П Т | ЛВШ №5-90 ЛУШ №9-90 | ||
9 | Серебряный век русской поэзии. Общая характеристика. Русский символизм, его истоки. |
| 1 | 1 | Л | ЛУШ № 7-91 с 59 | ||
10 | В. Я. Брюсов – поэт-символист. |
| 1 | 1 | Л Б | ЛВШ № 3-91 с 19, портрет работы Врубеля | ||
11-12 | Н. С. Гумилёв. Романтический герой поэзии. |
| 2 | 1 | Л П | ЛВШ № 5-90 ЛУШ № 4-91 с 64 ЛУШ № 8-90 с 42 | ||
13 | Футуризм как литературное направление |
| 1 | 1 | Л Б | |||
14 | А. М. Горький. Жизнь, творчество, личность писателя. |
| 1 | 1 | Л П | |||
15 | Романтические рассказы М. Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». |
| 1 | 1 | Л П | |||
16 | А. М. Горький – драматург. Социально-философская драма «На дне». |
| 1 | 1 | Л Б | ЛВШ № 5-90 ЛВШ № 4-88 с 54 ЛУШ № 3-90 с 18 | ||
17-18 | «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. |
| 2 | 1 | П | |||
19 | Авторская позиция в пьесе и способы её выражения. Новаторство Горького-драматурга. |
| 1 | 1 | Б П | |||
20 | Контрольная работа по творчеству Горького |
| 1 | 7 | ||||
21 | А. А. Блок. Романтический мир раннего Блока. Трагедия поэта в «страшном мире». |
| 1 | 1 | Л Б | ЛВШ № 5-90 с 4 ЛУШ № 7-90 с 28 | ||
22-24 | Тематика и идейно-художественное своеобразие лирики Блока. |
| 3 | 2 | П | РЯШ № 6-93 с 69 | ||
25-26 | Поэма «12» - первая попытка поэта осмыслить события революции. Сюжет поэмы и герои. Вечные образы в поэме. Тест по творчеству Блока. |
| 2 | 2 | Б | ЛУШ № 7-90, № 3-93 с 16, 23 № 6-96 с 49 | ||
27 | Литература 20-х годов. Общая характеристика литературы 20-х годов. Литературные группировки и журналы. |
| 1 | 1 | Л | ЛВШ № 2-91, № 2-90 с 25, 103 ЛУШ № 8-91 с 2 № 10-90 с 14 | ||
28 | Обзор русской л-ры 20 годов. Тема революции и гражданской войны в прозе 29 годов. |
| 1 | 1 | С | ЛВШ № 2-91 ЛУШ № 10-90 | ||
29 | Тема России и революции в поэзии 20-х годов. Русская эмигрантская сатира. |
| 1 | 1 | Л | |||
30 | Крестьянская поэзия 20-х годов (Клюев, Клычков, Орешин) |
| 1 | Вн.чт. | С | ЛВШ № 5-91 с 31 | ||
31 | С. А. Есенин. Жизнь, личность поэта. Раннее творчество. |
| 1 | 1 | Л Б | ЛВШ № 5-89, №5 -90 Нац №12 -90 | ||
32-34 | Тема Родины в лирике С. А. Есенина. |
| 3 | 1 | П | ЛВШ № 3-94 ЛУШ № 2-90 ЛУШ № 5-95 ЛУШ № 9-90 | ||
35 | Стихи Есенина о любви. |
| 1 | Вн.чт. | К | |||
36 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина». |
| 1 | 1 | С | ЛВШ № 5-89 ЛУШ № 11-89 | ||
37 | Последние годы жизни поэта. Трагедия судьбы творческой личности. Домашнее сочинение по лирике Блока и Есенина. |
| 1 | 1 | Л П | |||
38-39 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество Маяковского до революции. |
| 2 | 2 | Л Б | ЛВШ № 2-91 | ||
40 | Стихотворения Маяковского о любви. |
| 1 | 1 | П | ЛУШ № 10-89 | ||
41 | Сатирические произведения Маяковского. |
| 1 | 1 | Л Б П | |||
42 | Маяковский о назначении поэта и поэзии. Поэма «Во весь голос». | Маяковский о роли поэта и поэзии в жизни общества Поэт – народный слуга. | 1 | 1 | Б | |||
43 | Контрольная работа по творчеству С.Есенина и В.Маяковского. | 1 | 7 | К | ||||
44-45 | Литература 30-х – начала 40-х годов. Обзор. Лирика О.Э.Мандельштама. | Сложность творческих поисков и писательских судеб Судьба и лирика поэта. | 2 | 2 | Л | ЛВШ № 1-91, № 3-90 | ||
46 | Сатира 30-х годов. М. Зощенко и М. Булгаков. | Автор и его герой. Тематика сатиры Зощенко и Булгакова. | 1 | 1 | С | ЛВШ № 1-91 ЛУШ № 5-91 | ||
47-52 | М. Булгаков «Мастер и Маргарита». | Сатирические сцены в романе. История и современность. Личность писателя. Проблема творчества и судьбы художника. | 6 | 1 | Л Б П Т | |||
53 | Писательские судьбы. Творчество А.П.Платонова. | Сложность творческих поисков писателя. Этапы творчества Платонова. Идейно-художественное своеобразие пр-ий. | 1 | Вн.чт. | Б | |||
54-55 | М. И. Цветаева. Личность, творчество, судьба. | Личность и судьба поэта. Этапы творческого пути. Образная система в стихах. | 2 | 1 | Л П | ЛВШ № 3-91, № 5-91 ЛУШ № 10-91, № 6-90 | ||
56-58 | Судьба и стихи А. А. Ахматовой. Поэма «Реквием». Домашнее сочинение по лирике Цветаевой и Ахматовой. | Биография поэта. Темы лирики. "Реквием". Тема суда времени и исторической памяти. | 3 | 1 | Л П | ЛУШ № 2-92 ЛВШ № 3-89 | ||
59 | М. А. Шолохов. Истоки великого таланта (Биография писателя). | Формирование личности писателя. Своебразие тематики творчества. | 1 | 1 | Л | ЛВШ № 2-90, № 2-91 | ||
60-62 | «Тихий Дон» - великая эпопея. Жизнь донского казачества до революции. Гражданская война в изображении писателя. | Картины гражданской войны в романе. Проблемы и герои романа. | 3 | 3 | Л Б П | ЛУШ № 4-91 | ||
63-64 | Образ Григория Мелехова в романе. | Сложный путь казачества в революции. Противоречивость характера главного героя. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе. | 2 | 2 | С Б | |||
65 рр | Женские судьбы в романе. | Внешняя и внутр-ая красота любимых героинь Шол-ва | 1 | РР | С | |||
66 | Контрольная работа по тв-ву Шолохова. | 1 | 7 | К | ||||
67 | Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. Драматургия периода войны. Пьесы Л. Леонова, К. Симонова, А. Корнейчука. | Тематика. Идейное содержание. | 1 | 1 | Л Б | |||
68 | Поэзия периода ВОв. Жанр поэмы. | Эволюция лирики в период ВОв. Изобразительно-выразительные средства. | 1 | 1 | Л Б | Нац № 4-90 | ||
69 | Проза периода ВОв. Э. Казакевич «Звезда». | Реалистическое и романтическое направления в прозе. Анализ повести «Звезда». | 1 | 1 | С | |||
70 вн чт | Повести В. Быкова о войне. | Проблематика и герои повестей. | 1 | Вн.чт. | С | |||
71-72 | Литература 50-х – 90-х годов. Военная тема в литературе. М.Шолохов "Судьба человека", В Кондратьев "Сашка». | Отражение в судьбе героя судеб русских людей. Черты национального характера в главном герое. | 2 | 2 | С | |||
73 | Поэзия Н. Рубцова. | Личность и судьба поэта. Тема лирики. Средства художественной выразительности. | 1 | 1 | Л Б | Роман-газета № 3-91 | ||
74-75 | А. Т. Твардовский. Судьба поэта. Этапы творческого пути. Лирика Твардовского. | Формирование личности писателя. Роль семьи в становлении писателя. Размышл-я о наст-м и будущем Родины. Осмысление темы войны | 2 | 2 | Л П | |||
76 | Поэма А. Твардовского «По праву памяти». | Эпоха культа личности в поэме Твардовского. Боль и покаяние лирического героя. | 1 | 1 | П | |||
77-80 | «Деревенская» проза. Ф. Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Домашнее сочинение по произведениям литературы 30-х годов. | Слово о писателе. Характеры героинь писателя. Положительные и отрицательные черты. | 4 | 1 | Л Б | |||
81 | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. | Факты биографии. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы поэзии. | 1 | 1 | Л П | |||
82-85 | А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛаг»,«Матрёнин двор». | Человек и тоталитарное государство. Русский национальный характер в рассказах. | 4 | 1 | Л Б | ЛВШ № 5-89, №5-90 ЛУШ № 2-91, 8-91, 3-90 | ||
86 | Вн.чт. В. Шаламов. "Колымские рассказы" | Человек и тоталитарное государство | 1 | Вн.чт. | П | |||
87-91 | Нравственная проблематика литературы 50 – 90-х годов. В. Распутин "Прощание с Матёрой", «Пожар». | Нравственные проблемы повести. Тема человека и его выбора. | 5 | 1 | Б | ЛВШ № 1-90, 5-90, 2-86 ЛУШ № 5-91 ЛВШ № 6-88 | ||
92-94 | Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба». | Проблема человека и природы. Смысл названия . | 3 | 1 | Л Б | ЛВШ № 3-4-92 № 1-91 | ||
95 рр | Итоговое сочинение по произведениям 50-90-х годов 20 века. | 1 | РР | Соч. | ||||
96-97 | Литература на современном этапе. Направления, имена, тематика произведений. | Пути развития литературы на современном этапе. | 2 | 1 | Л Б | |||
98. | Из литературы народов России. Мустай Карим. | Жизнь и творчество. «Подует ветер..», «Тоска», «Птиц выпускаю..». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм башкирского поэта. | 1 | Вн.чт. | Б П | |||
99-101 | Зарубежная литература. Б.Шоу. «Пигмалион». Э.Хемингуэй. «Старик и море». Т.С.Элиот. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока» | Духовно-нравственные проблемы пьесы, повести. Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического. | 3 | Вн.чт. | ||||
102 | Итоговый тест за курс 11 класса. | 1 | 7 | Т |
Условные обозначения типов урока: Форма урока
Вн.чт. – урок внеклассного чтения К – урок-конкурс
РР – урок развития речи Л – урок-лекция
1 – урок усвоения новых знаний П – урок-практикум
4 – урок повторения и закрепления изученного С – урок-семинар
7 – урок контроля Т – тестовая работа
Б - беседа
Литература для учащихся:
- «Русская литература 20 века 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях» под редакцией В. П. Журавлёва, М., Просвещение, 2007.
- «Русская литература 20 века 11 класс. Хрестоматия в двух частях». Составители А. В. Баранников и др., М., Просвещение, 2005
- Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова «Тесты по литературе», М., Айрис-пресс, 2004
- «Русская литература 20 века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений» под редакцией Ю. И. Лысого, М., Мнемозина, 2001
Литература для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной, М., Просвещение, 2006
- Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе 20 века», Москва, ВАКО, 2008.
- Методический журнал «Литература в школе» (1996-2005)
- Методический журнал «Русская словесность» (2001-2002)
Материально-техническое обеспечение:
1.Комплект портретов «Русские писатели и поэты 19 века», Дрофа, 2003
2. Иллюстративные материалы «Выставка к школьной библиотеке», М., Школьная библиотека, 2000-2011
3 Компьютер
Сайты: digital.1september/ru; fcior edu.ru; school-collection edu,ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...