Конспект урока литературы в 7 классе. (к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.).
план-конспект урока по литературе (7 класс)
«М.В. Ломоносов «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_boksha_m.v.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе.
(к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.).
Учитель русского языка и литературы Бокша М.В.
«М.В. Ломоносов «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»».
Цели урока:
Обучающие:
Продолжить знакомство с фактами биографии М.В. Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы; дать понятие о жанре оды.
Развивающие:
Способствовать развитию литературных способностей ученика, а также владению элементов анализа текст и выразительного чтения; развить навыки умения готовить сообщения и выступать с ними.
Воспитывающие:
Воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, его прошлому; расширить культурный кругозор учащихся.
Диагностические: 1. Узнать что такое ода, какие особенности одического жанра. Интересные факты о биографии биологии, Ломоносов и власть, роль учёного в России 18 века.
2. Освоить понятия «Ода», теория трёх «штилей».
3. Предвосхищают результаты / освоить умения публичного выступления
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (Реализация «Творческого задания», стр. 82: сообщения и их обсуждение).
На доске слайд с портретом М.В. Ломоносова.
- Работа по теме урока.
Чтение и обсуждение статьи о М.В. Ломоносове (с.84-86).
Сообщения учеников о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Беседа. Актуализация знаний.
(обсуждение вопросов и заданий 1-2 рубрики «Вопрос и задание»).
Комментированное чтение отрывков из произведений Ломоносова.
- «К статуе Петра Великого». Перед прочтением учитель демонстрирует фотографию памятника Петру I.
Комментарии
Пётр I всегда был для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Ломоносов ценит в царстве то, что он «Царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки». Ломоносов относит к великим деяниям Петра и то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, после сооружения статуи царя.
На доске слайд памятника.
- Что означает слово зрак? (Облик).
- Перескажите содержание отрывка.
- Найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю». (Воздвигла, зрак, россы, гласит, сей град, подвиги геройски).
- Определите цель их использования.
- «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Перед прочтением учитель демонстрирует портрет Елизаветы.
Комментарии
В ноябре 1741 года, через 16 лет после смерти Петра I, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как и отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил Ломоносов.
Мы знакомимся с новым для вас жанром – жанром оды.
- Найдите, пожалуйста, определение этого жанра в словаре учебника и запишите в тетрадь.
Ода – один из важнейших жанров в литературе 18 века. Тогда считалось, что поэзия должна, прежде всего, участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны: высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов (обращение, риторический вопрос).
«Ода на день восшествия…» не столько прославление Елизаветы, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца – Петра I. Но Елизавета Петровна слишком не похожа была на Великого царя.
Оды обычно были объёмными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.
Поясним некоторые слова: Невтонов – Ньютонов; раченье – старание, усердие; от недр – из глубин.
- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (к молодым соотечественникам).
- К чему он их призывает? (к служению Отечеству, к стремлению к знаниям, к наукам).
- Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю» (Отечество, благословенны, раченьем, отраду).
4. Закрепление изученного материала.
1. Беседа. Обсуждение вопросов:
- В чём необычность курса обучения, пройденного М.В. Ломоносовым?
- Что такое теория «трёх штилей»?
- За что М.В. Ломоносов прославлял Петра I?
2. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Михайло Ломоносов».
5. Подведение итогов урока.
Обсуждение высказываний о М.В. Ломоносове.
Слово учителя (параллельно на доске слайд с высказываниями).
Пушкин так писал о Ломоносове: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый, углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия…»
И ещё одна знаменитая характеристика Пушкиным Ломоносова: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
- Какими качествами обладал М.В. Ломоносов?
- Какова была главная жизненная цель М.В. Ломоносова?
Домашнее задание.
Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Творческое задание», стр. 87-88.
Индивидуально: подготовить сообщение о Г.Р. Державине (по вопросам рубрики «Проверь себя», стр. 90 и по «Творческому заданию»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по литературе 7 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Рабочая программа на 70 часов...
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...