Открытый районный урок по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема урока: Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedresource_ru_610946.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок литературы в 5 «А» классе
Тема урока: Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Учитель: Гафитулина М.А.
Цель урока:
обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя. Выделить реальное и фантастическое в повести.
Задачи:
- обучающие
1) продолжить формирование умения анализировать эпизоды, наблюдать за языком произведения;
2) проследить утверждение писателем общечеловеческих ценностей;
3) обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев;
-развивающие
1) создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки
2) развивать связную речь учащихся;
-воспитательные
1) воспитывать интерес к слову;
2) воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;
3) воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;
4) формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация; фрагменты фильма; раздаточный материал.
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;
Предметные:
-умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успешной, интересной и продуктивной работы. Скажите, с каким произведением мы познакомились дома? Чтение отрывка (начало повести) учителем. Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть возможность отправиться в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. | Настраиваются. | Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | А знаете ли героев повести? Проверим Работа по группам. Класс делится на четыре группы: 1 группа работает с образом Вакулы. 2 группа – с образом Оксаны. 3 группа – Солоха. 4 группа – Чёрт. Написать синквейн. Распределить героев (ребят) под данными плакатами на доске. Объяснить почему именно так? 1.реальные герои 2.фантастические герои (либо использующие колдовство-волшебство) | Учащиеся представляют героев повести. Работают в группах – синквейн. | Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений или способностей. | Мини-сценки. Узнаём героев. | Инсценировка отрывков. | Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся. Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. | Есть ли различия между показанными героями? Все ли эти герои реальны? А есть ли среди них выдуманные, фантастические? И события выделяются реальные и фантастические. Верно, таким образом, сегодня мы поговорим о реальном и фантастическом в повести Н.В.Гоголя. Какие же цели должны мы перед с собой поставить? | Представлены и реальные, и фантастические персонажи, а также события. Исследовать повесть, найти в ней элементы реального и фантастического. | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал . Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Подведение к выводу. |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель этапа: построение учащимися нового способа действий | Обратимся к терминам (презентация). Что означают они? | Реальность – то, что действительно существует не в воображении. Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное. | Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция . |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия. | Мы с вами выяснили, что означают важные для нас понятия. А сейчас давайте перенесемся в мир повести «Ночь перед Рождеством». Попытаемся заполнить таблицу. Но прежде чем это сделать, ребята, вспомните, пожалуйста, где происходит действие повести? То есть указано конкретное место событий. А когда происходит действие? Значит, мы смогли определить и конкретное время событий. А что такое Рождество? Что же такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило. А какие основные события происходят этой ночью? Какие же из этих событий реальные, а какие фантастичные? Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? - Место и время действия повести - реальны или возможны, а в событиях, которые происходят – переплетается и реальное и фантастическое. Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях? Какие герои будут реальными? А какие герои относятся к фантастическим, имеющим отношение к нечистой силе? Сейчас мы с вами просмотрим отрывок из фильма, снятого по повести «Ночь перед Рождеством», а затем проанализируем его. Что за герой представлен здесь? Каков он? Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «… всё бы таки посовеᴛᴏʙаться с ними». - Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального - Где начинается сказка для Вакулы? Итак, фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное, то есть границы между реальным миром и фантастическим размыты. В заключении обратимся к финалу произведения. Откройте последнюю страницу повести. - Какова дальнейшая судьба Вакулы? Итоги урока: Итак, повторим еще раз все выводы, которые мы сделали в процессе работы. Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду. Он победил его силой любви и веры. Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот вопрос: Что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это. А вы как думаете, что должно победить? | В Малороссии, в Диканьке, у Оксаны в доме, в доме Солохи. В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю. Христианский праздник, День рождения Иисуса Христа. Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны, разговор Вакулы и Оксаны, встреча казаков с царицей и т.д. Реальные герои: Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки, то есть: обычные люди, верующие, они не любят нечисть. Фантастические существа: Черт, Солоха ("заодно с чертом"), Пацюк ("сродни черту"). Сообщение учащегося о Пацюке. Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы. Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.
Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова "намалевал" черта в церкви. | Личностный результат УУД: - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
7. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: включение нового способа действий в | Работаю в группах, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. | Систематизируют свои знания. | Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р). |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Чтобы оценить свою работу на уроке, впечатление от урока и знания, полученные в процессе, покажите смайлик. А теперь поработайте с оценочным листом. | Координатор в каждой группе выставляет оценки. | Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности . Самооценка на основе успешности . Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
9. Домашнее задание | Выведено на слайд (распределено по уровням успеваемости) На «3» - пересказ эпизода «Вакула в Петербурге» На «4»-«5» + цитатный план произведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый комбинированный урок по литературе и истории
Данный урок был представлен в 5 классе...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».
Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...
Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"
урок посвящён закреплению знаний по литературе и истории Древней Руси....
открытый интегрированный урок по литературе
Познакомить учащихся с творчеством русского поэта Некрасова, воспитать у учащихся чувство собственного достоинства....
Презентация к открытому бинарному уроку по литературе "И.Э.Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов "Конармия".
Презентация к уроку....
Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»
Цели урока: 1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать са...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...