Открытый районный урок по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Гафитулина Магдалина Александровна

Тема урока: Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedresource_ru_610946.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок литературы в 5 «А» классе

Тема урока: Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Учитель: Гафитулина М.А.

Цель  урока:

 обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя. Выделить реальное и фантастическое в повести.

Задачи:

- обучающие

1) продолжить формирование умения анализировать эпизоды, наблюдать за языком произведения;

2) проследить утверждение писателем общечеловеческих ценностей;

3) обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев;

-развивающие

1) создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки

2) развивать связную речь учащихся;

-воспитательные

1) воспитывать интерес к слову;

2)  воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;

3) воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;

4) формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация; фрагменты фильма; раздаточный материал.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;

Предметные:

-умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель этапа:  выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успешной, интересной и продуктивной работы. Скажите, с каким произведением мы познакомились дома?

Чтение отрывка (начало повести) учителем.

Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть возможность отправиться в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

Настраиваются.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

А знаете ли героев повести?

Проверим

Работа по группам. Класс делится на четыре группы:

1 группа работает с образом Вакулы.

2 группа – с образом Оксаны.

3 группа – Солоха.

4 группа – Чёрт.

Написать синквейн.

Распределить героев (ребят) под данными плакатами на доске. Объяснить почему именно так?

1.реальные герои                 2.фантастические герои (либо          использующие колдовство-волшебство)

Учащиеся представляют героев повести.

Работают в группах – синквейн.

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность        знаний учащихся, их умений или способностей.

Мини-сценки. Узнаём героев.

Инсценировка отрывков.

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся.

Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Есть ли различия между показанными героями? Все ли эти герои реальны? А есть ли среди них выдуманные, фантастические?

И события выделяются реальные и фантастические.

Верно, таким образом, сегодня мы поговорим о реальном и фантастическом в повести Н.В.Гоголя.

Какие же цели должны мы перед с собой поставить?

Представлены и реальные, и фантастические персонажи, а также события.

Исследовать повесть, найти в ней элементы реального и фантастического.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал .

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Подведение к выводу.

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа:  построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса
или типа вообще.

Обратимся к терминам (презентация).

Что означают они?

Реальность –

 то, что действительно    существует не в воображении.

Фантастика –

то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция .

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:  усвоение учащимися нового способа действия.        

Мы с вами выяснили, что означают важные для нас понятия. А сейчас давайте перенесемся в мир повести «Ночь перед Рождеством». Попытаемся заполнить таблицу. Но прежде чем это сделать, ребята, вспомните, пожалуйста, где происходит действие повести? То есть указано конкретное место событий. А когда происходит действие? Значит, мы смогли определить и конкретное время событий.

А что такое Рождество? Что же такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.

А какие основные  события происходят этой ночью? Какие же из этих событий реальные, а какие фантастичные?

Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? - Место и время действия повести - реальны или возможны, а в событиях, которые происходят – переплетается и реальное и фантастическое.

Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях? Какие герои будут реальными?

А какие герои относятся к фантастическим, имеющим отношение к нечистой силе?

Сейчас мы с вами просмотрим отрывок из фильма, снятого по повести «Ночь перед Рождеством», а затем проанализируем его.  

Что за герой представлен здесь? Каков он?

Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «… всё бы таки посовеᴛᴏʙаться с ними». - Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального - Где начинается сказка для Вакулы?

Итак, фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное, то есть границы между реальным миром и фантастическим размыты.

В заключении обратимся к финалу произведения. Откройте последнюю страницу повести.

- Какова дальнейшая судьба Вакулы?

Итоги урока: Итак, повторим еще раз все выводы, которые мы сделали в процессе работы.

Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду. Он победил его силой любви и веры. Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот вопрос: Что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это.

А вы как думаете, что должно победить?

           В Малороссии, в Диканьке, у Оксаны в доме, в доме Солохи.

           В ночь перед Рождеством,  а именно 24 декабря по старому стилю.

            Христианский праздник, День рождения Иисуса Христа.

Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны, разговор Вакулы  и Оксаны, встреча казаков с царицей и т.д.

             Реальные герои: Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки, то есть: обычные люди, верующие, они не любят нечисть.  Фантастические существа: Черт, Солоха ("заодно с чертом"), Пацюк ("сродни черту").

       Сообщение учащегося о Пацюке.

Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы.

Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.

         

Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова "намалевал" черта в церкви.

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).  

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа:  включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Работаю в группах, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Систематизируют свои знания.

Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Чтобы оценить свою работу на уроке, впечатление от урока и знания, полученные в процессе, покажите смайлик.

А теперь поработайте с оценочным листом.

Координатор в каждой группе выставляет оценки.

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности .

Самооценка на основе успешности .

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

9. Домашнее задание

Выведено на слайд

(распределено по уровням успеваемости)

На «3» - пересказ эпизода «Вакула в Петербурге»

На «4»-«5» + цитатный план произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый комбинированный урок по литературе и истории

Данный урок был представлен в 5 классе...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"

урок посвящён закреплению знаний  по литературе и истории Древней  Руси....

открытый интегрированный урок по литературе

Познакомить учащихся с творчеством русского поэта Некрасова, воспитать у учащихся чувство собственного достоинства....

Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»

Цели урока:  1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать са...

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...