Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цели урока:  

1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».

2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Задачи:

Образовательные:

1.      Дать определение словам «чувство», «обида»;

2.      Формировать способности у обучающихся выделять главное, отбирать нужный материал;

Развивающие:

1.      Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

2.      Делать выводы и обобщения на основе проделанной работы с источником информации;

3.      Создавать устные или письменные высказывания на основе прочитанного;

4.      Развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»;

5.      Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

6.      Развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные:

1.      Способствовать эстетическому и нравственному восприятию обучающихся, воспитание читательского вкуса;

2.      Моделировать перспективы «ближайшего будущего».

 

Компетенции:

Лингвистическая - познакомить обучающихся со «Словарем одного слова».

Языковая - раскрыть особенности лирического произведения.

Коммуникативные - работа с текстовой информацией и выражение мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:    

1.      Способствовать развитию целеполагания и построению жизненных планов во временной перспективе;

2.      Оценивать ситуацию и способы решения проблем.

Познавательные:

1.      Формулировать познавательную цель;

2.      Структурировать знания.

Личностные - формировать умения работать в коллективе, навык сотрудничества.

 

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия:

1.      Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

2.      Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

3.      Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1.      Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

2.      Построение жизненных планов во временной перспективе;

3.      Оценивание ситуации и способа решения проблем.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия:

1.      Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2.      Поиск и выделение необходимой информации;

3.      Структурирование знаний;

4.      Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5.      Рефлексия способов и условий действий;

6.      Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; определение основной и второстепенной информации;

7.      Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

8.      Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Логические универсальные действия:

1.      Анализ объектов с целью выделения признаков;

2.      Подведение под понятие;

3.      Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1.      Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.      Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №3»

Открытый интегрированный урок

по литературе в 6 классе

 «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»

                                                                                                    Выполнили

                                                                                                    учитель русского языка и  

                  литературы

                                                                                                     Прокопчук О. А.,

                                                                                                             педагог-психолог

                                                                                                      Гришина Н. В.


Тема урока: «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок – исследование

Приемы и методы: 

  • погружение в тему;
  • поиск информации;
  • актуализация личного опыта;
  • моделирование «будущего»;
  • проективный диагностический метод;
  • метод цветотерапии;
  • метод релаксации.

Цели урока:   1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида»;

  2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать определение словам «чувство», «обида»;
  2. Формировать способности у обучающихся выделять главное, отбирать нужный материал;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
  2. Делать выводы и обобщения на основе проделанной работы с источником информации;
  3. Создавать устные или письменные высказывания на основе прочитанного;
  4. Развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»;
  5. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  6. Развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные:

  1. Способствовать эстетическому и нравственному восприятию обучающихся, воспитание читательского вкуса;
  2. Моделировать перспективы «ближайшего будущего».

Компетенции:

Лингвистическая - познакомить обучающихся со «Словарем одного слова».

Языковая - раскрыть особенности лирического произведения.

Коммуникативные - работа с текстовой информацией и выражение мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:    

  1. Способствовать развитию целеполагания и построению жизненных планов во временной перспективе;
  2. Оценивать ситуацию и способы решения проблем.

Познавательные:

  1. Формулировать познавательную цель;
  2. Структурировать знания.

Личностные - формировать умения работать в коллективе, навык сотрудничества.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия:

  1. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  2. Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  3. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
  2. Построение жизненных планов во временной перспективе;
  3. Оценивание ситуации и способа решения проблем.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Структурирование знаний;
  4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  5. Рефлексия способов и условий действий;
  6. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; определение основной и второстепенной информации;
  7. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  8. Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Логические универсальные действия:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков;
  2. Подведение под понятие;
  3. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Оборудование: текст рассказа В. Набокова «Обида», карта чувств, детские и родительские рисунки, листы с таблицей для каждого обучающегося, выставка книг, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1.Организационный момент

(Формирование регулятивных УУД)

- Доброе утро!

2.Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы  познакомились с творчеством В. В. Набокова. Многие критики русского зарубежья, писавшие о творчестве Набокова, говорили о влиянии И. А. Бунина на язык Набокова. Не отрицал влияния Бунина на свою прозу и сам писатель. В июле 1931 г. в парижской газете «Последние новости» был опубликован рассказ Набокова «Обида» с посвящением И. А. Бунину. Тематически и стилистически «Обида» связана с целым рядом рассказов И. А. Бунина, повествующих о душевных переживаниях подростка, разворачивающихся на фоне русской деревенской природы «Первая любовь», «На даче».

Многие другие писатели изображали детские переживания. Часть таких произведений представлена на мини-выставке, которую сможете посмотреть после уроков (А. Алексин "Раздел имущества", "Сердечная недостаточность"; Е. Мурашова «Класс коррекции», А.А. Лиханов “Мальчик, которому не больно”, В. П. Крапивин трилогия «Мальчик со шпагой», В. Осеева «Динка» и т. д. )

Рассказ «Обида» вы прочитали дома.

На прошлом занятии мы отмечали, что название рассказа указывает на жанровое своеобразие и принадлежность рассказа к лирической прозе. Также увидели чёткую последовательность в развитии сюжета.

  В рассказе показано несколько часов из жизни героя.

 – Назовите имя этого героя?

/Путя Шишков/

– Каких ещё действующих лиц вы можете назвать?

/ Кучер Степан, Путина сестра, Таня Корф, Вася Тучков, Яков Семенович… /

Но нужно отметить, что герои представлены в определённой плоскости – плоскости восприятия Пути Шишкова, в свете его чувства. Чувства – главный «герой» рассказа.

Сегодня, ребята, продолжим работу над произведением В. В. Набокова, но урок будет необычным. Мы с вами выступим в роли юных учёных. Объектом нашего исследования будет являться главный «герой» рассказа Набокова «Обида».  А поможет нам в этом педагог-психолог Гришина Наталья Владимировна.

– Назовите ещё раз главного «героя» рассказа «Обида».

/Чувства/

– Как вы понимаете термин «исследование»?

/Поиск чего-то нового, изучение чего-либо/

3.Мотивация учебной деятельности

(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий)

 – Итак, как вы считаете, какова тема нашего исследования?

/Изучение чувства обида в рассказе Набокова В. В./

 – Как вы думаете, какая наука исследует чувства?

/Психология/

- В течение урока мы с вами успеем сделать только черновой набросок. А как в литературе, в искусстве называют такое явление?

/Этюд/

- Теперь попробуем точнее сформулировать тему исследования.

/«Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»/

 – Какова цель нашего урока?

(Формирование общеучебных универсальных действий)

/Изучить чувство «обида» в рассказе В. В. Набокова «Обида»/

4.Подготовка к восприятию нового материала

  Первой задачей является раскрыть понятия слова «чувства». Передаю слово Наталье Владимировне.

Чувство – отражение внутреннего отношения к чему-либо или кому-либо.

– С какими чувствами вы уже знакомы?

(Радость, счастье, горе….)

А теперь отметим их на  карте чувств. (Приложение №1)

(Формирование общеучебных универсальных действий)

- Найдите то чувство, которое является главным героем в рассказе у себя на карте? Где оно расположено или есть ли вообще? А что такое обида?

  Для ответа на этот на вопрос к уроку были даны индивидуальные задания. Слушайте внимательно выступающих, так как потом будут вопросы.

- Создадим словарь одного слова.

(Формирование общеучебных универсальных действий)

  1. Сначала послушаем определение слова «обида» из толковых словарей

Чухнов Данила: / Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. в Толковом словаре русского языка трактуют «обиду» – как «несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное им чувство. Терпеть обиды, быть в обиде на кого-н. В тесноте, да не в обидеНе дать в обиду кого-н. 2. в знач. сказ. О досадном, обидном случае (разг.) Опоздал, такая (какая, вот) обида!» [4, 428].

В Толковом словаре живого великорусского языка Даля В.И.  находим:  «Обида – всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение.  [5, 683]./

 – Какое определение слова «обида» вам больше всего понравилось?

/Высказывания обучающихся/

 

  1. А как объясняет слово «обида» этимологический словарь?

Кротовская Екатерина: / Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, обидеть произошло от об-видеть, где предлог об- означает «вокруг, огибая, минуя», ср.: обнести (кого-то угощением) – пронести мимо, не дать, обделить. Русская обида, таким образом, выросла из идеи «обделить взглядом, не посмотреть» (то есть обойти вниманием)./

  1. В западноевропейских языках отсутствует точный перевод для слова «обида». Значит ли это, что русские более обидчивы? Сошлемся на данные самого языка: русский язык, как известно, острее реагирует, когда задето чувство (нанесена обида), а не честь (нанесено оскорбление).

– Подберите и запишите  синонимы и антонимы к слову «обида». А эксперты добавят, если вы что-то упустили.

Эксперты: Лебедев Денис, Девяткин Григорий

/ Обида, огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды — личности. // Княгиня не могла переварить этот афронт. Тург. Ср. Неприятность: не в обиду будь сказано, не дать в обиду, проглотить обиду, промолчать обиду/

  1. Так как рассказ В. В. Набокова – лирическое произведение, значит, мы можем создать метафорический портрет слова «обида». Это сложное задание выполнила Гусеинханова Офелия. Послушаем.

/ Анализ составленных метафор, отражающих чувство обиды, позволяет изобразить метафорический портрет «обиды» и разделить их на следующие группы:

– атрибутивные метафоры: острая, кипящая, проснувшаяся обида;

– предметная метафора: горечь обиды;

– глагольные метафоры: обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает; обида проходит, растет, глотается, жжет, заглушается, просветляется; обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается, умолкает, шевелится, нанести, подавить обиду, обида проходит;

– акустические метафоры: тихая обида, заглушать обиду, обида затихает;

– вкусовые метафоры: горькая обида, ядовитая обида;

– осязательные метафоры: горячая, жгучая, неостывшая обида, обида жжет;

– обонятельная метафора: свежая обида;

– зрительные метафоры: след от обиды, раздувать обиду, проглатывать обиду/

  Сейчас вы провели лингвистический анализ слова. Вы теперь уже многое знаете о слове «обида».

  А теперь снова передаём слово Наталье Владимировне.

(Формирование регулятивных универсальных учебных действий, прогнозирование)

А каким цветом вы нарисовали  обиду?

У детей -    

У взрослых –

Палитра чувств (расшифровка рисунков).

  Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

  Гармоничная личность по Люшеру предпочитает цвета именно в таком порядке:

Красный – активность, бодрость.

Желтый – общительность, контактность.

Зеленый – практичность, рассудительность, здравость ума.

Фиолетовый – творческий подход в деятельности

Синий –доброжелательность, погруженность в деятельность, созерцательность.

Дополнительными цветами являются:

Коричневый – переживание физиологического дискомфорта

Серый – скрытность, уход от реальности с целью осмотреться.

Черный –  негативное отношение , протест, отказ.

Белый – нейтралитет, не включенность в действие, безпристрастность.

Вывод: чувство обиды всегда тёмного цвета, значит оно, какое чувство?

(Негативное)

5.Восприятие и осмысление нового материала.

А теперь рассмотрим цветопись в рассказе.

– Что такое цветопись?

/ Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение./

Через цвета попробуем раскрыть чувства.

Домашним заданием было охарактеризовать героя, используя цвет. Вы заполняли в таблице колонку «Цвет». (Приложение №2)

(Формирование общеучебных универсальных действий)

О Путе собирал информацию четвёртый вариант.

Посмотрим, что у вас получилось.

Остальные ребята заполняют пустые графы таблицы.

(Формирование логических универсальных действий)

Герой

Цвет

Чувство

Путя

Желтолицый, сероглазый, в белых штанишках, жёлтые башмачки, матроска (бело-синяя)

? Тонко-чувствующий мальчик, который боялся кого-то обидеть, не умел общаться  с другими людьми, испытывал страх, обидчивый

Бессловесный мир Пути

Вороные кони, блеск на толстых крупах, переливчатые глаза, атласная шерсть, тёмная луковица, круглый золотой ком, тёмная кожа, синева, блеск летнего дня, прозрачный виноград, бледные листья, райский изумруд, зеленоватая гора, серебряные шары, красная церковь, белокаменный склеп, зелёная вода, блестела жестяная банка, зелёная крыша

– Каким вы увидели главного героя?

(Формирование личностных универсальных учебных действий, умение соотносить)

Ребёнок предоставлен себе. Он одинок.

Мы можем догадаться, какие чувства испытывает главный герой, только по цветописи.

Таким же образом вы работали и с другими действующими лицами.

Теперь прослушаем остальные варианты и отметим, какие чувства испытывал Путя к другим героям. (Приложение №3)

Герои

Цвета

Чувства

Кучер Степан

черный жилет, малиновая рубаха, коричневая шея

угрюмость, мрачность

Путина сестра

светлое платье, белые сапожки с черными блестящими носами, цветной зонтик

непонимание перемены эмоций

Таня Корф

прозрачная, синева под глазами, черная коса и белый бант

непонимание перемены эмоций, не понимает, чем он обидел, за что его назвали ломакой

Вася Тучков

загорелый

стыдливость, конкуренция, зависть, желание и подражать и победить, приблизить к себе, но при этом быть выше, услышать его восхищение

Яков Семенович

белая косоворотка, такое же круглое белое лицо

Простоват

Старушка - француженка

седая, в черном платье

неприятное непонимание глупого положения

Теперь немножко отдохнём.

6.Физкультминутка.

(Формирование регулятивных УУД).

Презентация «Радужные сны»

7.Систематизация и обобщение изученного.

Теперь вернёмся к тексту.

– Найдите  эпизод, где Путя, находясь на веранде, смотрит через цветные  стёкла.

Выразительное чтение текста учеником.

(Формирование общеучебных универсальных действий)

/ Путя подполз к многоцветному окну и замер у белого подоконника. Был виден поодаль на розовой скамейке розовый Яков Семенович, неподвижно сгорбленный, под мелкой, рубиново-черной листвой. План путин был прост: как только Яков Семенович досчитает до ста, стукнет палочкой, положит ее на скамейку и отойдет по направлению к парковым кустам, где были наиболее правдоподобные места для засады,- ринуться с веранды к скамейке, к палочке. Прошло полминуты. Голубой Яков Семенович сидел, согнувшись, под черно-синими листьями и топал носком по серебристому песку в такт счету. Как весело было бы так ждать и поглядывать сквозь разные стекла, если бы Таня... За что? Что я такого сделал?/

 – Какова же роль этого эпизода?

(Формирование логических универсальных действий)

/Самые сочные цвета Путя нашёл в природе и в цветных стёклах веранды./

(Формирование личностных универсальных учебных действий)

- Как изменились герои в преломлении цветных стекол? Каким стал Яков Семенович? Изменился ли он внутренне?

/Стал розовым, голубым, жёлтым, изумрудным. Путе стало весело наблюдать за цветным Яковом Семеновичем. Но тут же он возвращается в реальный мир, он вспоминает свою обиду, нанесённую Таней./

 - Произошли ли изменения внутри самого Пути, когда он наблюдал сквозь стекла беседки?

/Он принял людей такими, какие они есть/

Вернёмся к таблице к графе «Бессловесный мир Пути». Хрисанфова А. прочитает, какие цвета преобладают в описании окружающего мира Пути.

Мы можем сделать вывод о том, что в самые драматические моменты природа с Путей со своими яркими красками.

– Найдите кульминационный момент обиды.

(Формирование регулятивных универсальных учебных действий)

Выразительное чтение текста учеником.

(Формирование общеучебных универсальных действий)

/Путя подождал несколько минут, озираясь исподлобья, и вдруг понял, что его забыли, игра давно кончилась, а никто не спохватился, что есть еще кое-кто ненайденный, таящийся,- забыли и уехали на пикник. Пикник же был единственным более или менее приятным обещанием этого дня,- приятно было, что взрослые не поедут, приятна было думать о печеном на костре картофеле, ватрушках с черникой, холодном чае в бутылках. Пикник отняли, но с этим лишением можно было примириться. Главное состояло в другом./

– А в чём же состояло главное?

/Его опять не поняли, он опять остался в одиночестве/

Но Набоков даёт ещё одну надежду. Дети не уехали. Что произошло?

(Формирование регулятивных универсальных учебных действий)

/Рассматривают совёнка/

Выразительное чтение текста учеником.

(Формирование общеучебных универсальных действий)

/Путя переглотнул и неуверенно направился к дому, помахивая зеленой палочкой и стараясь сдержать слезы. На веранде играли в карты,- донесся смех сестры, неприятный смех. Он обошел дом с другой стороны, смутно думая, что там где-то должен быть пруд, и можно оставить на берегу платок с меткой и свисток на белом шнурке, а самому незаметно отправиться домой... Вдруг, завернув за угол дома, к водокачке, он услышал знакомый шум голосов. Все тут были,- Яков Семенович, Вася, Таня, все остальные; они окружали мужика, который принес показать только что пойманного совенка. Совенок, толстенький, рябой, с прищуренными глазами, вертел головой,- вернее, не головой, а своим очкастым личиком, ибо нельзя было разобрать, где начинается голова, и где кончается тело.

Путя приблизился. Вася Тучков оглянулся и, обратившись к Тане, сказал со смешком:

"А вот идет ломака"./

Путя преодолел внутреннюю преграду и вошёл в мир сверстников. Он сделал только первый шаг. Через чувство обиды состоялся путь сближения с миром сверстников.

Мы сегодня очень много говорили о чувствах.

- Какое чувство вы с собой бы взяли.

 - Стоит ли вообще задерживать свои переживания и заполнять их обидами?

8.Итоги.

(Формирование регулятивных УУД).

Выставление отметок.

Д.З.: 1-ый уровень: «Продолжите «ОБИДА» - это…»

         2–ой уровень: напишите «Рецепт счастья» для Пути и любого другого человека, который не знает, что делать с чувствами и эмоциями.

         3–ий уровень: какие ассоциации у вас вызывают действующие лица рассказа В. В. Набокова «Обида».

Спасибо за урок! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Открытый интегрированный урок по литературе и истории в 8 классе "Из эпохи прошлых лет"

урок посвящён закреплению знаний  по литературе и истории Древней  Руси....

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями

Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...

открытый интегрированный урок по литературе

Познакомить учащихся с творчеством русского поэта Некрасова, воспитать у учащихся чувство собственного достоинства....

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...