открытый интегрированный урок по литературе
план-конспект урока по литературе

Познакомить учащихся с творчеством русского поэта Некрасова, воспитать у учащихся чувство собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._dedushka_mazay_i_zaytsy.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный  урок по русской литературе  и биологии.

Учитель: Ступнева Т.В.

Тема: «Дедеушка Мазай и зайцы»

Цель:Познакомить учащихся с творчеством Некрасова ,помощь усвоить идейное содержание стихотворения,развитие познавательной деятельности учащихся интереса к творчеству Некрасова,воспитание человеческого достоинства;развивать мышление,умение точно выражать мысли,развивать речь.

Вид урока :Интегрированный

Тип урока:усвоение нового материала

Методы обучения:коллективная

Наглядность:слайд,картинки,синквейн,кластер

Ход урока:

І.Организационный момент.Разминка

Небо ясное над нами

Твердь земная под ногами

Мир дороги открывает

Солнце свет свой посылает

1.Опрос домашнего задания(подобрать материал к уроку о зайцах,стихи,загадки,песни и т.д)

2.Ответьте на вопросы: -Как вы относитесь к зайцам?

                                            - Чем они питаются?

3.Учитель биологии рассказывает о пород зайцев,о природе,о деревьях

ІІ.Объяснение нового материала.Эпиграф к уроку:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гпажданином быть обязан

1.Слово учителя о Некрасове (121-1878) Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в дворянской семье.Свои детские годы рн провел на Волге. «Благословенная река,кормилица народа!»-говорил он о  ней.

Создание творческого портрета с использованием схемы:                                                

                                                     патриот

                             писатель         Некрасов     поэт

                             товарищ        гражданин  революционер

Главным достоинством стихотворения Некрасова для детей неподдельный демократизм,в них торжествует и крестьянский юмор,сострадательная любовь и малому и слабому,обращенная не только к человеку,но и природе.Добрым спутником нашего детства стал насмешливый,лукаво-добродушный дедушка Мазай.Увлечением пожта была охота,что нашло отражение в его творчестве.Одно из самых известных его стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».Одним из кто сопровождал пожта во время охоты былдед Мазай. Они охотились в Костромской губернии в мествх,ныне затопленных водами Костромского водохранилище.В Костроме находиться церковь.Она стоит на высоких дубовых сваях,которые предохраняли помещение от затопления во время весеннего половодья.

ІІІ.Словарная работа.

Аршин-аршын               озимь –күздік егіс                           горемыка-бишара

Багор –ілгекті бақан     плут,плутовка-қу

Половодье- су тасу        копошиться-возиться

Бревно-бөрене                зипун-верхняя одежда

(Составьте словосочетание или предложение)

Учитель рисования расскажет нам о картине

ІV.Развитие речи.Работа по тексту «Дедушка Мазай и зайцы»

1.Выразительное чтение стихотворения учениками

2.Составить план:а) наводнение б) спасение зайцев в)предупреждение зайцам

V. Самостоятельная работа.

І-группа.Составить 5-6 предложении о зайцах

ІІ-группа.Синквейн к слову «Заяц»

1.Заяц.2.Трусливый,беззашитный.3.Прыгает,бегает,дрожит.4.Заяц бегает очень быстро.5.

ІІІ. Кластер к слову. «Заяц»  «Дед Мазай»

VІ. Тест (найдите в тексте художественно-выразительных средств эпитеты,сравнения,метафора,олицетворения,фразеологизмы)

1.Тема стихотворения «Дедушка мазай и зайцы»

а)Природа  б) жизнь народа   в) спасение зайцев

2.Идейным центром стихотворения является строка:

А) Тут я подъехал:лопочут ушами,

     Сами не с места,я взял одного

     Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»

Б) Только начал работатьвеслом,

      Глядь, у куста копошиться зайчиха-

 В)Сильно измокли,ослабли,в мешок

3.Определите значение фразеологизма «Заячья душа»

А)храбрый    б) веселый    в) трусливый

4.Выделенные слова в строках

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гибнут,- является

А) эпитетами       б)метафорами      в) сравнениями

5.В строке  

К нам половодье весной нагоняет,-

Еду,ловлю их.Вода прибывает.Автор использует

А) метафору   б) сравнение    в)   эпитет

6.Глядь у куста копошиться  зайчиха –

   Еле жива,а толста как купчиха !  содержит

А)олицетворение   б)сравнение  в) метафору

7.В строке

Мимо бревно суковатое  плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом есть

А)сравнение   б) олицетворение  в) эпитет

8.Смотрят ,на задние лапы встают,

Берег завидели плуты косые,                                       автор использует

А)метафору    б)эпитет   в) сравнение

9.Определите  значение фразеологизма «Во весь дух»

А) медленно      б) очень быстро   в) тихо

10.В строке есть

Я их не бью ни весною,ни летом

Шкура плохая,-линяет косой....

А) метафора   б) сравнение  в) эпитет


VІІ.Вывод. Сегодня на уроке мы с вами  познакомились с творчеством Некрасова,который оставил потомкам большое литературное наследие.Его нет среди нас.Но он живет в своих бессмертных творениях и в сердцах народа.Это произведение актуальна на сегодняшней день,тем он учит взрослых и младших всегда бережно относиться к друг-другу,любить,заботиться и уважать

VIII. Рефлексия

IX.Домашнее задание.Выразительное чтение стихотворения.Написать эссе «Забота о наших братьях меньших»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

Тема: Заседание клуба любителей литратуры «Открытая книга», посвященное открытию Года литературы в РФ, обсуждению рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст”

Команды обучающихся  10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния &nd...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...