КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Никитина Юлия Юрьевна

Цели:

-1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.

-2 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка, объяснение  влияния географического положения  Ю. Америки на особенности природы материка

-3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня и дополнительно: сравнение географического положения Южной Америки с ранее изученными материками, умение делать выводы о чертах сходства и отличиях,  устанавливать причинно-следственную связь - ГП материка и особенности природы.

Класс: 7

Дата проведения: 29.01.2013г.

Учебно-наглядный комплекс:  физическая карта Южной Америки, мира, атласы, контурные карты, учебники, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, ЭОР по материкам «Ю. Америка», учебник Е.М. Домогацких, методическое пособие  к учебнику, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_yuzhnaya_amerika.docx171.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА  ГЕОГРАФИИ

по теме:

«Физико – географическое положение Южной Америки. 

История исследования материка».

Подготовила: Никитина Ю.Ю.

        Куркино-2014г.

Цели:

-1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.

-2 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка, объяснение  влияния географического положения  Ю. Америки на особенности природы материка

-3 уровень: те же, что для 1 и 2 уровня и дополнительно: сравнение географического положения Южной Америки с ранее изученными материками, умение делать выводы о чертах сходства и отличиях,  устанавливать причинно-следственную связь - ГП материка и особенности природы.

Класс: 7

Дата проведения: 29.01.2013г.

Учебно-наглядный комплекс:  физическая карта Южной Америки, мира, атласы, контурные карты, учебники, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, ЭОР по материкам «Ю. Америка», учебник Е.М. Домогацких, методическое пособие  к учебнику, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день - собралось много гостей, которым мы все очень рады. Урок будет тоже необычный по своей форме и содержанию. И материк, с которым мы будем знакомиться - тоже, весьма необычен. Я предлагаю начать.

II Актуализация ранее изученного материала.

- Для начала давайте вспомним: с какими континентами мы уже познакомились?

- В чем сходство этих континентов?

- И сейчас мы с вами проверим насколько хорошо вы изучили данный континент. 

Обобщение знаний по Антарктиде.

  2.1.     Индивидуальный опрос.

  1. Работа с  физической картой Антарктиды.  (карточка №1)

Карточка№1

Задание: сделать характеристику  физико-географического положения материка Антарктиды  по плану:

                                                     План

А) Положение относительно экватора. (В каком полушарии находится континент, пересекается ли экватором)

Б) Положение относительно нулевого меридиана (полушарие, пересекает ли континент).

В)  Крайние точки континента.

Г) Какие океаны, моря  омывают.

Д)  С какими материками имеет связь ( канал, море, озеро и т.д.)

Е) Климатические пояса континента

Ж) Особенности рельефа: максимальная и минимальная высота. (крупные формы рельефа).

З) Водные ресурсы Антарктиды: реки, озера. (к какому бассейну относятся реки).

И) Природные зоны континента.

К) Крупные страны Антарктиды.

Карточка №2

  1. Тестирование  на компьютере «Обобщение по Антарктиде».

(Ученик выполняет работу на ноутбуке и получает результат своей работы)

Критерии оценки:           8-9 – «5»  6-7-«4»  4-5-«3»

2.1.4

Карточка №3

(Карточка в приложении к уроку)

  1. Фронтальный опрос по изученному материалу.

(Проводится с использованием ЭОР «Интерактивный тест Антарктида»)

Опрос проводится в период подготовки учащихся индивидуальных заданий.

ФИЗМИНУТКА

  1. Изучение нового.

II.Формирование новых ЗУН

Слайд 1.  (Остап Бендер)

Ребят, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? Это великий авантюрист и комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». У него была заветная мечта: «Рио-де-Жанейро – хрустальная мечта моего детства»

-А знаете ли вы, в каком уголке нашей удивительной планеты находится этот город – мечта?

Слайд №2

Сообщение темы и целей урока.

-Мы сегодня с вами попытаемся совершить путешествие на этот континент. Чтобы наше путешествие было более продуктивным, мы с вами поделимся на группы.

Слайд №3 План изучения новой темы.

(учащиеся записывают план в тетрадь)

Слайд №4-9 «Мировые рекорды Южной Америки».

- Южная Америка – материк многих рекордов.

Далее учитель называет отличительные особенности Южной Америки от других материков «Мировые рекорды Южной Америки».

  • крупнейшая горная система материка - Анды - является самой протяженной в мире (более 9000 км). Анды - продолжение Кордильер в Северной Америке;
  • самая высокая точка над уровнем моря Южной Америки - вершина Аконкагуа (6960 м), самая низкорасположенная точка - на полуострове Валдес (-40 м);
  • самое крупное из высокогорных озер мира -Титикака — находится в Андах. Площадь озера 8300 км2, высота 3812 м над уровнем моря, глубина 304 м;
  • здесь находится самая полноводная, (годовой сток 7000 км. куб.),   с очень большим водосборным бассейном (свыше 7 млн км2) река земного шара – Амазонка;
  • Южная Америка - самый «влажный» и самый зеленый континент земного шара: около половины территории занимают леса;
  • Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама, среднегодовой уровень осадков – менее 0,1 мм. в год;
  • самый высокий на Земле водопад Анхель (1054 м) расположен на севере материка.

Слайд №10-11

Работа с картой и атласом.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНЕНТА.

 (учащиеся самостоятельно выполняют задание, с последующей проверкой)

  1. Положение относительно экватора 

Вспомним, что такое экватор (Экватор – это воображаемая линия, условно проведенная на поверхности Земли, на равном расстоянии от полюсов)

Ответ: Относительно экватора Ю. Америка  располагается в одном полушарии, южном

  1. Положение относительно тропиков

Вспомним, что такое тропики (Тропики – параллели 23,5о с. ш. и 23,5о ю. ш.)

Ответ: Ю. Америку пересекает южный тропик.

  1. Положение относительно начального меридиана

Вспомним, что такое меридиан? Какой меридиан мы называем начальным?

Меридиан – это воображаемая линия, условно проведенная по поверхности Земли от Северного полюса к Южному полюсу. Начальным меридианом называют меридиан 0 , или Гринвичский, или Лондонский

Ответ: Ю. Америка расположена в Западном полушарии.

  1. Положение относительно других материков

Ответ: Северная Америка, Антарктида.

  1. Положение относительно океанов и морей

Ответ: Тихий  океан омывает южное и западное побережья материка

Атлантический  океан омывает восточное побережье материка.

  1. Береговая линия: полуострова и острова, заливы (Слайд 12-16)

        http://900igr.net/datas/geografija/Geograficheskoe-polozhenie-JUzhnoj-Ameriki/0007-007-Beregovaja-linija.jpg

Вывод о ФГП материка:

-Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна. С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот "холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

7.Крайние точки материка: (Слайд 17) 

- Определите географические координаты крайних точек Южной Америки: (Слайд 17)

м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;

 м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;

 м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;

 м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

Молодцы! Все справились с заданиями.

Слайд № 18

История исследования материка.

-Скажите, пожалуйста, кто был первооткрывателем Америки?

Совершенно верно – Х. Колумб.
А что вы о нем знаете?

-В конце XV века западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Индию. Именно там, они надеялись найти золото. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который  совершил великое плавание через Атлантический океан в 1492 г. звали Христофор Колумб.

Слайд 19-22.

Дополнительная информация о Х. Колумбе.

(сообщение от учащихся)

Колумб Христофор (1451—1506), мореплаватель.

Родился между 26 августа 1451 г. в Генуе (Италия).

Около 1472 г. стал моряком; ходил по Средиземному морю. В 1476 г. прибыл в Португалию, присоединился к небольшой колонии итальянских купцов в Лиссабоне и участвовал в плаваниях по Северной Атлантике.

Приблизительно в 1484 г. Колумб попытался заинтересовать португальского короля Жуана II своим планом экспедиции в Азию не вокруг Африки, а двигаясь на запад. Но проект был отвергнут (1485 г.), и Колумб переселился в Кастилию.

Королева Изабелла Кастильская и её супруг король Фердинанд Арагонский согласились поддержать экспедицию и обещали присвоить Колумбу дворянское звание, титулы адмирала, вице-короля и генерал-губернатора всех островов и материков, которые он откроет.

Утром 3 августа 1492 г. три корабля («Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта») вышли из Палоса и взяли курс на запад. 12 октября 1492 г. Колумб открыл один из Багамских островов, названный им Сан-Сальвадором.

Предполагая, что находится в Азии, мореплаватель назвал аборигенов индейцами.

Сообщение об открытии богатых земель, которые мореплаватель считал частью Восточной Азии, побудили кастильские власти организовать вторую экспедицию. 25 сентября 1493 г. флотилия из 17 судов вышла из Кадиса, 2 октября достигла Канарских островов, а через десять дней пустилась в плавание по Атлантике.

Открыв ряд Малых Антильских островов и Пуэрто-Рико, Колумб прибыл на Эспаньолу. Весной 1494 г. он предпринял плавание вдоль южного побережья Кубы, во время которого были открыты острова Гваделупа и Ямайка.

11 июня 1496 г. Колумб вернулся в Испанию.

Весной 1498 г. он отправился в третью экспедицию, во время которой открыл остров Тринидад, дельту реки Ориноко и участок северного побережья Южной Америки.

В 1500 г. Изабелла и Фердинанд, в связи с мятежами испанских колонистов против Колумба, отстранили его от управления новооткрытыми землями и только в марте 1502 г. согласие на новую экспедицию.

Колумб всё ещё полагал, что находится в Азии, недалеко от реки Ганг. Индейцы гуаями, жившие на вновь открытой территории (современная Панама), предлагали золото в обмен на товары, но противились попыткам Колумба основать поселение и в апреле 1503 г. заставили европейцев покинуть их земли.

Колумб возвратился в Испанию 7 ноября 1504 г.

Умер 20 мая 1506 г.

Слайд 23. Ещё 4 раза он плавал к  новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.

- Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

 Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который тоже посетил эти земли. Слайд 24. 

Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка”.

 Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.

 Практикум. Работа с учебником. Слайд №25-26

Заполните таблицу.

Заполните таблицу: История открытия Южной Америки.

Исследователь

Открытие

Дата

Первая экспедиция -Большие Антильские острова и Сан-Сальвадор

12 октября 1492 г.

Восточные берега Южной Америки, “Новый Свет”

1500-1502 гг.

Пересёк Панамский перешеек, достиг берега Тихого океана

Открыл реку Амазонку

Обосновал идею высотной поясности Анд, изучал природу Южной Америки

Григорий Лансдорф

Начало XX века.

Н.В. Вавилов

1930-1933гг.

Исследователь

Открытие

Дата

Х. Колумб

Первая экспедиция -Большие Антильские острова и Сан-Сальвадор

12 октября 1492 г.

А. Веспуччи

Восточные берега Южной Америки, “Новый Свет”

1500-1502 гг.

Нуньес де Бальбоа

Пересёк Панамский перешеек, достиг берега Тихого океана

1513г.

Франциско Орельяно

Открыл реку Амазонку

26 декабря 1541 -12 февраля 1542

Александр Гумбольдт

Обосновал идею высотной поясности Анд, изучал природу Южной Америки

Начало XIX века

Григорий Лансдорф

Исследовал природу и коренное население Бразильского плоскогорья

Начало XX века.

Н.В. Вавилов

установил географические центры происхождения целого ряда ценных культурных растений (например,картофеля).

1930-1933гг.

III. Закрепление изученного.

Тест по теме «ФГП Ю. Америка». Слайд №27

(учащиеся отрабатывают навык заполнения бланков формы ГИА)

1.Южную Америку открыл…

А) Х. Колумб

Б) А. Веспуччи

В) Дж. Кук

Г) А. Гумбольдт

2. Южную Америку омывают:

а) три океана и три моря

б) два океана и одно море

в) два моря и два океана

г) три моря и два океана

3. Сколько полушарий Земли охватывает Южная Америка?

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4.Самым высоким в мире является водопад…

а) Виктория на р. Замбези

б) Игуасу на одном из притоков Параны

в) Анхель на одном из притоков р. Ориноко

г) Ниагарский

5. Юж.Америка самый:
    а) влажный
    б) сухой 
    в)жаркий
    г) холодный материк.

6.Cамая северная точка Южной Америки
А. Кабу – Бранку.
Б. Гальинас.

7. Самая южная точка материка
А. м. Фроуард

Б. м. Париньяс.

Бланк ответов №1 (Приложение №

Слайд №28

Практикум в контурной карте.

Задание: отметить крайние точки континента, моря, океаны, омывающие материк.

  1. Подведем итоги.

Слайд № 29

  1. Ю.А. относится к группе южных материков, потому что…
  2. Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…
  3. У берегов Ю. А. выделяется небольшое количество морей и заливов, потому что…
  4. Открытие Америки произошло по ошибке, потому что…

  1. Домашнее задание.

Параграф:

Выполнить практическую работу.

Приложение №4

Практическая работа «Определение черт сходства и различия географического положения  Южной Америки и Африки».

Факторы определяющие физико- географическое положение материка

Название материков

Вывод о сходстве и различии в географическом положении

Южная Америка

Африка

1. По отношению

к экватору                  

2. По отношению

к начальному меридиану.                          

3. По отношению

к другим материкам.                          

4. По отношению

к океанам.

-Ребята, теперь то я думаю нам стало ясно на каком континенте находится город  хрустальной мечты Остапа Бендера. В Южной Америке. Мы стали чуть ближе к нему. Дома вы продолжите знакомство с континентом.

                        Бланк ответов

                                                                   Дата проведения

Фамилия

Имя

№ вопроса

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

                                 Замена ошибочных ответов

№ вопроса

А

Б

В

Г

        

1.Южную Америку открыл…

А) Х. Колумб

Б) А. Веспуччи

В) Дж. Кук

Г) А. Гумбольдт

2. Южную Америку омывают:

а) три океана и три моря

б) два океана и одно море

в) два моря и два океана

г) три моря и два океана

3. Сколько полушарий Земли охватывает Южная Америка?

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4.Самым высоким в мире является водопад…

а) Виктория на р. Замбези

б) Игуасу на одном из притоков Параны

в) Анхель на одном из притоков р. Ориноко

г) Ниагарский

5. Юж.Америка самый:
    а) влажный
    б) сухой 
    в)жаркий
    г) холодный материк.

6.Cамая северная точка Южной Америки
А. Кабу – Бранку.
Б. Гальинас.
7. Самая южная точка материка
А. м. Фроуард
Б. м. Париньяс.

Приложение №1

Карточка№1

Задание: сделать характеристику  физико-географического положения материка Антарктиды  по плану:

                                                     План

А) Положение относительно экватора. (В каком полушарии находится континент, пересекается ли экватором)

Б) Положение относительно нулевого меридиана (полушарие, пересекает ли континент).

В)  Крайние точки континента.

Г) Какие океаны, моря  омывают.

Д)  С какими материками имеет связь ( канал, море, озеро и т.д.)

Е) Климатические пояса континента

Ж) Особенности рельефа: максимальная и минимальная высота. (крупные формы рельефа).

З) Водные ресурсы Антарктиды: реки, озера. (к какому бассейну относятся реки).

И) Природные зоны континента.

К) Крупные страны Антарктиды.

Приложение №2

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "АНТАРКТИДА"

1.  Как называется крайняя точка материка Антарктида?

1) мыс Игольный;

2) мыс Фроуард;

3) мыс Сифре;

4) мыс Горн.

 

 2.  Какими меридианами пересекается материк Антарктида?

1) всеми меридианами;

4) 90°з.д., 90°в.д.

 

3.Какие океаны омывают берега Антарктиды?

1) Индийский, Северный Ледовитый, Тихий;

2) Атлантический, Тихий, Индийский;

3) Тихий, Индийский, Северный Ледовитый;

4) Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий.

 

4.  Кто открыл Антарктиду как самостоятельный материк?

1) И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский;

2) Р.Амудсен, Р.Скотт;

3) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев;

4) М.М.Сомов и А.Ф.Трешников.

 

5.  Кто открыл Южный полюс?

3) В. Беринг;

4) Р.Амудсен.

 

6. Какова средняя толщина ледникового покрова в Антарктиде?

1) 1 500 метров;

2) 2 500 метров;

3) 3 500 метров;

4) 4 500 метров.

 

7.  Как называется вулкан, расположенный в Антарктиде?

1) Эребус;

3) Котопахи;

 

8.  Какая полярная станция является полюсом холода Земли?

1) Новолазаревская;

2) Мирный;

3) Молодёжная;

4) Восток.

 

9.  Назовите самую низкую температуру, зарегистрированную здесь:

2) -71, 2°С;

3) -89,3°С;

4) - 90,1°С.

 

        

Приложение №4

Практическая работа «Определение черт сходства и различия географического положения  Южной Америки и Африки».

Факторы определяющие физико- географическое положение материка

Название материков

Вывод о сходстве и различии в географическом положении

Южная Америка

Африка

1. По отношению

к экватору                  

2. По отношению

к начальному меридиану.                          

3. По отношению

к другим материкам.                          

4. По отношению

к океанам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

"Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования". (7кл география)

Разработка урока  по географии 7кл по теме "Географическое положение  Южной Америки. История открытия  и исследования"....

"Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"

Технологическая карта открытого урока  по географии для 7 класса "Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"...

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. (7класс)

Тема урока: Географическое  положение Южной Америки.История открытия и исследования. (7класс)Тип урока:  изучение нового материала.Цели:Образовательные: - Сформировать представление о геогра...