Риторика
методическая разработка по литературе

Родина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Амплификация:

Аккумуляция:

Когда в листве сырой и ржавой

Рябины заалеет гроздь, —

Когда палач рукой костлявой

Вобьёт в ладонь последний гвоздь, —

Когда над рябью рек свинцовой,

В сырой и серой высоте,

Пред ликом родины суровой

Я закачаюсь на кресте…

Фокализация:

Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины,, семейные пары доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен.

Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. "В могиле лучше," - говорит она.

Конкатенация:

Дом, который построил Джек.

Вот дом.

Который построил Джек.

А это пшеница.

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота.

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста.

Который за шиворот треплет кота.

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

которая доит корову безрогую,

Лягнувшая старого пса без хвоста.

Который за шиворот треплет кота.

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Эпитрохазм:

«Ты умница, отличница, красавица!»

«Какой ты дурак, подлец, негодяй!»

Систрофа:

Город стоит на высоком берегу Русской реки Волги. Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России.

"Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое..."

Изоколон:

Письмо Татьяны

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души! И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи,

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

Письмо Онегина

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объяснение.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? С какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, пово подаю!

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычки милой не дал ходу;

Свою постылою свобду

Я потерять не захотел.

Еще одно нас разлучило...

Несчастной жертвой Ленский пал...

Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой!

Замена счастью. Боже мой

Как я ошибся, как наказан!

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следвоть за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот бложенство!

И я лишео того: для вас

Тащусь повсюду наудачу;

Мне дорог день, мне дорог час.

А я напрастной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю: век уж мой измерен;

Но, чтоб продлилась жизнь моя.

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

Боюсь, мольбе моей смиренной

Увидит ваш суровый взор

Затеи хитрости призренной -

И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечастно

Смерять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, презнания, пени

Все, все, что выразить бы мог,

А между тем притворным хладом

Вооружать и речь и взор,

Вести спокойный разговор,

Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: Я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Эксплеция

Аллотриология:

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

        (Гоголь)



Предварительный просмотр:

Антитеза:

  • Амфитера:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

  •  Акротеза:

Кто был никем, тот станет всем!

  • Апофонема:

Наша сила — правда,

ваша — лаврьи звоны.

Ваша — дым кадильный,

наша — фабрик дым.

Ваша мощь — червонец,

наша — стяг червонный.

Мы возьмём,

займём

и победим.



Предварительный просмотр:

Индуктивная хрия:

Приступ: Сограждане, отечество гибнет!

Док-во тезиса: Свирепость врагов неимоверна - они заняли Москву!

Связь: Если падет Москва, падем и мы!


Тезис: Пожертвуем всем,  заложим жен и чад наших и искупим Отечество! Вождь Пожарский укажет нам путь к победе!

Заключение: Сограждане! Решим, что ожидает нас: рабство или свобода!

Рассуждение (классический пример Л.Толстого):

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, всё равно, понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это свершилось, потому что должно было свершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё, и теми, которые говорили, что они не знают, на чём держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и её, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости земли.



Предварительный просмотр:

Каркасные фигуры, построенные на эксплицитном повторе :

Анафора:

“Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань со псами-рыцарями и подавали последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя, великого князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала: быть или не быть Святой Руси?

Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув Кузьму Минина и Димитрия Пожарского на их жертвенный подвиг, а ратников русского ополчения на борьбу до победы? Разве это иудейские раввины с крестом в руках, под свист японской “шимозы” поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора?

(Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)

Эпифора:

“Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте миренномудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина, но и жизнь. В Своем слове и в Своем примере Он сделался для нас путем, чтобы привести нас к истине и через истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой и недостаточно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову, тот самой истиной обманывает себя и подвергает себя опасности умереть на пути и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. – Тако тецыте, да постигнете. Путем истины стремитесь к истинной жизни”.

(Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский)

Хиазм:

«Паша любит Дашу. Даша любит Сашу»

В классификации Э. М. Береговской выделяется три типа хиазма:

Чисто синтаксический хиазм, в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке: «Делить веселье — все готовы: / Никто не хочет грусть делить» (Лермонтов. Одиночество)

Семантически осложнённый хиазм, в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями у этих элементов: «Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живёт чужими мыслями и своими чувствами» (Л. Н. Толстой)

Хиастический каламбур, в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов: «В России две напасти: Внизу — власть тьмы, / А наверху — тьма власти» (Гиляровский)

Номерарий:

«Во-первых, у вас нет высшего образования. Во-вторых, вы не обладаете необходимыми качествами личности…»

Абэцэдарий:

«Для рецепта нужно:

a) 100 гр масла;

b)200 гр творога;

c)100 гр муки.»

Фигуры, построенные на сходстве колонов:

Изоколон:

«Внимает он привычным ухом свист. марает он единым духом лист» (пушкин).

Период: протасис (подъем интонации) + аподосис (понижение интонации):

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Февраль 1837

(М.Ю.Лермонтов)



Предварительный просмотр:

Основные приемы построения речи:

Начало речи (3 типа):

  • Спецификация:

«Темой курсовой работы является «Творческая история романа .А.Фадеева «Молодая гвардия». В истории русской литературы XX века Александр Фадеев остался, прежде всего, как автор ставших классическими романов «Разгром» и «Молодая гвардия». Но творчество писателя стало заложником политической конъюнктуры. Если в годы существования Советского Союза без освещения творчества А. Фадеева не обходился ни один курс по изучению советской литературы, то в последние полтора десятилетия его имя оказалось незаслуженно забытым, а в ряде случае даже оклеветанным и оболганным. В связи с этим актуальной становится задача непредвзятого прочтения творческого наследия А. Фадеева с учетом открывшихся в последние годы новых фактов.

Творчеству Александра Фадеева посвящены многочисленные литературоведческие труды и публикации. Особое место занимают монографии о жизни и деятельности автора ( Баскевич И. Повести и романы А.А. Фадеева. - Курск, 1952; Боровикова Н. А.А. Фадеев. М., 1962; Шешуков С. Александр Фадеев. Очерк жизни и творчества. - М.,1973; Бушмин А.Александр   Фадеев.   Черты   творческой   индивидуальности.   -   Л., 1983;   Боборыкин   В.Александр Фадеев. Писательская судьба. - М.,1989).

В последние полтора десятилетия в литературе о Фадееве наметился крен в сторону акцентирования биографических деталей, вызванный, в частности, публикацией предсмертного письма писателя.( Литературная газета. - 10 октября 1990 года).

Исключением из череды политизированных публикаций об А. Фадееве является монография Л.Ф. Киселевой «Фадеев-художник в замыслах и претворении (Киселева Л. Фадеев - художник в замыслах и претворении. - М, 2001), в которой с объективных научных позиций анализируются особенности художественного творчества и теоретические взгляды писателя. Свидетельством возросшего интереса к творческому наследию писателя явилась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Фадеева, которая состоялась в Институте мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук в декабре 2001 года ( Материалы научной конференции опубликованы в сборнике ИМЛИ РАН «Творчество и судьба Александра Фадеева». - М., 2004).

Центральное место в творчестве Александра Фадеева занимает роман «Молодая гвардия», посвященный одноименной подпольной комсомольской организации, боровшейся против фашистских оккупантов в городе Краснодоне на востоке Украины.

О популярности романа в наши дни нельзя ответить однозначно. С одной стороны, произведение не пользуется большим спросом у современных читателей, потому что именно такое проявление патриотизма, как бесстрашное самопожертвование советских ребят во имя свободы от нацизма, является неактуальной среди молодежи XXI века. Ярким примером этого может послужить идея молодого украинского бизнесмена Виктора Кириллова, опубликованная в газете «Комсомольская правда» 13 июля 2002 года, о создании комиксов на основе романа. Неожиданная идея родилась тогда, когда он рассматривал детские рисунки, присланные на конкурс по «Молодой гвардии». «Они так оригинально представляют молодогвардейцев. Люба Шевцова, например, похожа на Барби, фашисты – злобные монстры. Ведь сами понимаете, мы не занимаемся воспитанием юношей в духе патриотизма,- объясняет Кириллов. – Роман читать не будут, пусть хоть  в таком виде что-то получат». Когда об этой затеи узнала народная артистка СССР Инна Макарова, исполнительница роли Шевцовой (отнюдь не комиксовой), у нее не нашлось даже слов на какие-либо комментарии. Это не уважение! Это не патриотизм! Это оскорбление памяти героев, которые сделали все, чтобы мы сегодня жили под мирным небом.

Но с другой стороны, и в наше время по всей России создается огромное количество  патриотических организаций, пропагандирующие свои идеи другими методами и способами. Например, известная поисковая организация в городе Вязьма «Долг», созданная в феврале 2004 года на общем собрании бойцов поисковых отрядов Вяземского района. У бойцов вяземского объединения за плечами богатая поисковая биография. В районе с 1990 года ежегодно проходят захоронения останков воинов, и на Поле Памяти захоронено уже около 4-х тысяч погибших солдат, почти триста имен выбито на мемориальных плитах - это имена, установленные по найденным медальонам. Вяземские поисковики на протяжении всех лет организуют встречи родственников погибших, которые приезжают со всех уголков России и Ближнего Зарубежья: из Белоруссии, Удмуртии, Кировской, Воронежской, Оренбургской, Липецкой, Московской и многих других областей. Поисковики занимаются не только непосредственно поиском, но становятся инициаторами интересных патриотических акций и мероприятий. Таких, например, как «Сожженные деревни Вяземского района» или «По дорогам 33-й армии Ефремова». Они участвуют в конкурсах, конференциях, выступают на митингах и торжественных городских собраниях, проводят встречи в учебных заведениях, воинских частях, библиотеках района. Число молодых  поисковиков с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует лишь о том, что патриотические начала и интерес к истории своей страны постепенно начинают занимать важное место в сознании нашей молодежи.

Цель данной работы - проследить за изменением исторических и образных акцентов при создании романа «Молодая гвардия». Для достижения этой цели в исследовании решаются следующие задачи:

1) дать характеристику изображения коммунистов и молодогвардейцев в первой и второй редакциях романа, обращая внимание на изменение исторических и образных акцентов в произведении;

  • Инсинуация:

Муж может изменять жене  сколько  угодно  и  все-таки  будет оставаться

таким же любящим, нежным и ревнивым мужем, каким он был до измены.

     Назидательная история, случившаяся  с Петуховым, может служить примером

этому.

     Петухов начал с того, что, имея жену, пошел однажды в театр без  жены и

увидел  там высокую красивую брюнетку.  Их  места  были  рядом, и  это  дало

Петухову  возможность,  повернувшись  немного  боком,  любоваться прекрасным

мягким профилем соседки.

(Аверченко «Петухов»)

  • Эксабруто:

« Сегодня ночью гражданин Иванов убил свою жену. Правоохранительные органы задержали преступника….»

Финал речи:

  • Рекапитуляция:

“Миф не гипотетическая, но фактическая реальность, не функция, но результат, вещь, не возможность, но действительность, и притом жизненно и конкретно ощущаемая, творимая и существующая”.

(А. Ф. Лосев)

  • Эпифонема:

“Руки скоро не возлагай ни на когоже, иже приобщайся чужим грехом <  > себе чиста соблюдай .

…Остерегись, благонамеренный избиратель, чтобы ничего такого не случилось, будь внимателен – ревностно, дальновидно внимателен, не допусти последствий избрания, нежелательных ни для общества, ни для тебя: Ниже приобщайся чужим грехом; себе же чиста соблюдай.

Себе чиста соблюдай не только от чужих отдаленных грехов, но в то же время и от ближайшего к тебе, собственного греха, который через невнимательность подкрасться может”.

(Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский)



Предварительный просмотр:

Сокращения и значимые нарушения смысловой и грамматической связи

Эллипсис 

В поэзии:

“И он подумал: “Время было,

И я, как ты, младенец милый,

Был чист, на небеса смотрел,

Как ты, молиться им умел

И к мирной алтаря святыне

Спокойно подходил… а ныне…?

И голову потупил он”…

(В. А. Жуковский)

Силлепсис 

“Раз молодому человеку в наше время (еще не совсем отрешившемуся от старой привычки чрезмерно поклоняться разуму), раз этот самый разум дал, так сказать, рациональное разрешение верить, все ресурсы воображения сердца, воли и опять ума же могут пойти на пользу. “Путей много!” Любовь к семье, если она религиозна и привлекательна; потребность иной душевной опоры, если в семье тяжело; любовь к народу и народному; жажда сближения с этим простым народом на общей идеальной почве. Поэтическое влечение к образам и формам жизни родной страны, которую, слава Богу, и до сих пор еще не дотла вытравил у нас европейский прогресс. Вообще, чувство прекрасного, художественное чувство, которое, с одной стороны, не может не оскорбляться глубоко прозаическими формами европейского прогресса и его деревянными, однообразными идеалами, а с другой – не может же не видеть, сколько есть поэзии и в морали евангельской, и в богослужении православном, и в учении аскетическом.

Путей много, повторяю я. Самые противоположные чувства могут способствовать утверждению веры в том, кто уже ищет ее, в том, кто перестал избегать ее, кто перестал ее стыдиться”.

(К. Н. Леонтьев)

В первом предложении можно видеть анаколуф или гипербатон (см. ниже) с нарушением синтаксической связи и вынесением выделенной части в начало предложения ("раз молодому человеку..., раз этот самый разум дал"). В последующих предложениях представлен в основном силлепсис: в каждом из них опущен состав сказуемого, которое подразумевается, но в последнем предложении фрагмента подлежащее обобщено (выделено курсивом), а  общее сказуемое распротранено зависимыми членами предложения и двумя придаточными предложениями (выделено жирным шрифтом), поэтому все предшествующие части фрагмента по смыслу представляют собой не именные предложения, но сложную разорванную синтаксическую конструкцию.

Эналлага :

“Нева металась, как больной в своей постели беспокойной”.

(А. С. Пушкин)

Здесь эналлага эпитета (“беспокойный”) создает эффект олицетворения, перемещая центр восприятия на объект: для больного беспокойна именно постель.

Анаколуф :

Так вот она, эта прозорливость! Совершившееся превзошло все мои ожидания. Но как обнаруживался этот благодатный дар?! Батюшка все время говорил не то полувопросами, не то полуутверждениями: он точно хотел скрыть значение этого дара, усиливаясь словам своим, представлявшим для меня целое откровение, придать форму обыкновенной интимной беседы старшего с младшим”.

(С. Нилус)

В предложении “Так вот она, эта прозорливость!” слова “эта прозорливость” связаны со словом “она” и являются повтором, подобно “В море бросился он, в бурное”, как и в последнем примере из К. Н. Леонтьева, где анаколуф состоит в нарушении синтаксической связи и в переносе синтаксически связанного слова или словосочетания в начало предложения: “Раз молодому человеку в наше время., раз этот самый разум дал рациональное разрешение верить…”.

Удержание (апозиопея) :

“Ни предсказать хода событий, ни гарантировать себя от ошибок и падений мы сами не можем. Так и в оценке людей бывает – есть такие, которые лишь прикидываются благочестивыми, а сами… Не зря же Господь предупреждал о хищных волках в овечьих шкурах. А сразу и не узнаешь”.

(Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)



Предварительный просмотр:

Способы и приемы речевого воздействия:

  • Приемы постулирования и аргументирования:

«Сталин: кровавый менеджер или эффективный тиран?»

  • Подмена тезиса:

«Часто диверсия состоит в "переходе на личную почву". Напр., юный идеалист доказывает человеку “опыта”, что такой-то поступок малодушен и бесчестен. Тот сперва стал спорить "чин-чином", но, видя, что дело его плохо, сделал диверсию: "Очень вы еще молоды и неопытны. Поживете, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь". Юноша стал доказывать, что молодость не при чем, что "он знает жизнь". Диверсия удалась.»

  • Негативная центрация концепта:

«Гоголевский герой видел, что все православные, каких он встречал, едят галушки, и отсюда делал вывод, что все православные вообще едят галушки, а кто не ест их, тот не православный.»

  • Ложные аналогии или противопоставления:

«Москва – планета обезьян»

  • Ловушка особого обстоятельства:

Пример торговых палаток в Москве

  • Уловка  non Sequitur («не следует»):

« Победа на выборах «Единой России» - начало полного разрушения страны»

  • Post hoc

ergo propter hoc (после того, значит вследствие того)



Предварительный просмотр:

Стилистические ресурсы лексики:

  • Агнонимы:

«Корефей, мовитон»

 

  • Собственные имена:

«Ганц-немец, Иванов И.И.»

 

  • Плазм:

«Елена Прекрасная, Илья Муровец»

  • Варваризм:

 «как денди лондонский одет»

  • Эвфемизм:

«она в положении»

  • Обсценная лексика



Предварительный просмотр:

Фигуры изобразительной речи:

  • Эффикция:

«В повести центральное место занимает психологический портрет Печорина, в котором подчеркивается противоречивость во внешнем и внутреннем мире героя. Во внешних противоречиях второй рассказчик, более наблюдательный, чем Максим Максимыч, видит отражение противоречий внутреннего склада характера: “стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”, “пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека”. “Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера”. “Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость”. “С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30... Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные, -признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади”. “В его улыбке было что-то детское..., но глаза не смеялись, когда он смеялся”. Эти описания позволяют отчасти проникнуть во внутренний мир Печорина. Рассказчик особое внимание уделяет глазам: “Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском..., то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный, взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый”.

  • Характерисма
  • Диаскейа:

«Ваше благородие! Будучи приследованный жизнью и многочисленными врагами, пострадал за правду…А также жена моя больна, а на детях сыпь, поэтому покорнейше прошу пожаловать мне от щедрот ваших..»

Описание неживой природы:

  • Гипотипосис:

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб.— И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

  • Прагматография:

     Черемуха.

В месяце мае начинает цвести черемуха. В зеленой листве проглядывают белые точки. Это набухают мелкие белые цветки. Через несколько дней из-за белоснежных цветков не будет видно даже зеленых. Сад наполняет ароматный запах. Когда идет дождь, под черемухой появляются лужи, а в них как лебеди плавают чешуйки от цветков. Если задеть куст черемухи рукой, то на тебя осыплется дурманящий дождик.  Пройдут недели и на дереве появятся черные ягодки. Они вкусные из них можно делать варенье, и черемуховую муку. Осенью это прекрасное создание природы осыплет нас золотой листвой и подарит

Немного радости и солнца.

Сермоцинация:

 «Вот она обращается к тебе, вот какова ее безмолвная речь. Доколе, о Кателине..»



Предварительный просмотр:

Фигуры мысли:

Пролепсис:

«Вдоль стен Флоренции во весь опор

С убийцами их жертва проскакала»

Эпанод:

«Нефть- это, действительно, жидкое черное золото.

Золото, потому что дорогая необходимая вещь…»

Рекапитуляция:

«Итак, мы говорили об экологическом состоянии Смоленской области. Исходя из вышеизложенного, экологическая безопасность должна рассматриваться и как приемлемый социально - экономический уровень экологической опасности, определяемой, в свою очередь, как степень отклонения состояния окружающей природной среды и здоровья человека от нормы.

Энумерация + a,b,c,d-алия

Фигуры мысли, используемые в середине текста:

Аддикция:

  • Анадиплосис («стык»):

Неоднократно встречается в библейских псалмах:

…откуда придет помощь моя.

Помощь моя от Господа…

— Пс.120:1—2

Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —

Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно…

— Пс.121:2—3

…поток прошел бы над душею нашею;

прошли бы над душею нашею воды бурные.

— Пс.123:4—5

Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.

Да уповает Израиль…

— Пс.129:6—7

Примеры анадиплосиса в народной русской поэзии:

Станем-ка, ребята челобитную писать,

Челобитную писать, во Москву посылать.

Во Москву посылать, царю в руки подавать.

На кресте сидит вольна пташечка,

Вольна пташечка бор-кукушечка

Высоко сидит, далеко глядит.

Далеко глядит за сине море.

Целовал он ей руки белые,

Руки белые, пальцы тонкие,

Пальцы тонкие в золотых перстнях.

Пример анадиплосиса в русской книжной поэзии:

Я на башню всходил, и дрожали ступени.

И дрожали ступени под ногой у меня.

Силлогизм:

Всякий человек смертен (бо́льшая посылка)

Сократ — человек (меньшая посылка)

Сократ смертен (заключение)

Энтимема:

Ртуть есть металл, поэтому ртуть электропроводна.

Условно-категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой: «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места».

Здесь пропущена большая посылка – условное суждение «Если событие преступления не имело места, то уголовное дело не может быть возбуждено». Она содержит известное положение Уголовно-процессуального кодекса, которое подразумевается.

Разделительно-категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой: «По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор, он должен быть обвинительным».

Большая посылка – разделительное суждение «По данному делу может быть вынесен либо оправдательный, либо обвинительный приговор» не формулируется.

Разделительно-категорический силлогизм с пропущенным заключением: «Смерть произошла либо в результате убийства, либо в результате самоубийства, либо в результате несчастного случая, либо в силу естественных причин. Смерть произошла в результате несчастного случая».

Заключение, отрицающее все другие альтернативы, обычно не формулируется.

Эпихейрема:

Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна. Лесть есть ложь, так как она есть умышленное извращение истины. Лесть заслуживает презрения.

Ирония:

“Евномий же, поелику звезды движутся во времени, называет их зиждителями времени. А таким образом, по учению этого мудреца, поелику и жужелицы движутся во времени, определим время так: оно есть какое-то качественное движение жужелиц”.

(Св. Василий Великий)

В примере использованы две разновидности фигуры иронии: слово мудрец в противоположном значении (антифразис) и ироническое сравнение звезд с жужелицами (диасирм ―“пояснение мысли в противоположном направлении”).

Предельным, наиболее резким и жестким выражением иронии является сарказм : "Затем новенький кандидат в президенты вышел на улицу пообщаться в капелистый апрельский день с народом, часть которого охраняли спецслужбы, да так бдительно, что улица Куйбышева (Ильинка) была запружена спецмашинами и людьми в добротных черных пальто" (П. 1996).

Метабола В нижеследующем примере в первой части фразы в качестве ремы выделяются слова “сам народ”, а во второй – слова “еще жив”.

“Но, по счастью, жив еще сам народ – униженный и обманутый, обворованный и оболганный, – русский народ еще жив”.

(Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский)



Предварительный просмотр:

Фигуры оценки:

Диарисмус:

«Какой бред!»

Апофазия:

Понять страницу, стершуюся сплошь.

Кем был мой сын? Он был созданьем божьим.

Созданьем божьим? Нет. И это ложь...

(П. Антокольский)

И что ж оставлю я? Забытые следы

Безумной ревности и дерзости ничтожной,

Погибни, голос мой, и ты, о призрак ложный,

Ты, слово, звук пустой...

О, нет!

Умолкни, ропот малодушный!

Гордись и радуйся, поэт!

(Пушкин)

 «В конечном счете, нужно говорить хотя бы для того, чтобы помалкивать. Но что именно говорить? Вот один из вопросов, которые эта книжица переадресовывает другим не столько для того, чтобы они на него ответили, сколько для того, чтобы постарались задуматься над ним, а может быть, и чем-то его дополнить»

Фигуры игры:

Аграмматизм:

 «Мой вымогатель приедет сегодня из института на выходные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Риторика на тему "Сеятели разумного, доброго, вечного..."

Риторика на тему «Сеятели разумного, доброго, вечного…» (о В.А. Сухомлинском)      Ну вот и еще один день прошел. Устала немного… Но сколько же получила удовольствия от общения с...

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа театрального кружка "Театр + Риторика"

Программа  «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....