Конспект урока чтения по теме "В. Катаев "Цветик-семицветик"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок внеклассного чтения в 5 классе коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик" - последний урок по разделу "Спешите делать добро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.cht_._kataev_tsvetik-semitsvetik.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение
Дата:____________________ Класс 5
Тема урока: Внеклассное чтение «Спешите делать добро» (по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»).
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: знакомство со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик», осмысление её идейно-художественного своеобразия.
Задачи:
- Образовательные:
-познакомить обучающихся со сказкой В.П. Катаева,
-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;
- формировать умение анализировать текст, понимать авторский замысел.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать речь посредством изучения новых слов и устойчивых выражений, ответов на вопросы, пересказа прочитанного;
- коррегировать внимание при работе над текстом (внимательное слушание, чтение вслед за учителем, по ролям, хоровое чтение, выборочное чтение);
- коррегировать память при заучивании наизусть стихотворного текста.
- Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность учащихся;
- способствовать формированию положительные черт характера: честности, сострадания, доброжелательного отношения к окружающим.
Планируемые результаты:
Знать: название произведения, героев, автора.
Уметь: осознанно, выразительно и правильно читать отрывки сказки; в ходе диалога передавать впечатления от услышанного и прочитанного своими словами; давать оценку поступкам героини.
Формы работы:
- фронтальная форма
- индивидуальная
- работа в группе
Материалы к уроку: Книги В.П. Катаева «Цветик-семицветик», презентация, раздаточный материал (шаблон цветка), наглядность (цветик-семицветик), ромашка с вопросами, магниты-смайлики.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Запись в журнале регистрации обучающихся. Настрой учащихся на работу.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем сказку мы читать
И пятёрки получать.
2. Подготовка к определению темы и цели урока.
- Как вы поняли, ребята, чему будет посвящён наш урок? (сказке)
-Действительно, сегодня мы посвятим наш урок внеклассного чтения знакомству со сказкой известного русского писателя Валентина Петровича Катаева. Слайд № 1
- А вот как называется эта сказка, попробуйте определить сами. Вы уже обратили внимание, что на урок я пришла с необычным цветком.
- Что в нём необычного? (разного цвета лепестки)
- Сколько у него лепестков и какого цвета лепестки? (7, 7 цветов радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
-Какое название можно дать этому цветку? (Цветик-семицветик). Именно так и называется сказка В.П. Катаева, которую мы должны сегодня прочитать и осмыслить.
Слайд № 2
- Это не единственное произведение, написанное Виктором Петровичем Катаевым для детей. Он писал и сказки, и рассказы, и повести.
Слайд № 3
-Давайте откроем книги и начнём знакомство со сказкой. По ходу чтения произведения попытайтесь найти признаки сказки.
3. Чтение сказки учителем и обучающимися.
Словарная работа: Слайд № 4
Зевать по сторонам, считать ворон – (выражения употребляются в разговорной речи) - смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
Это говорит о том, что Женя была невнимательна, на всё отвлекалась, тратила время впустую и т. п.
- Мы же не будем тратить время зря, сделаем физпаузу и продолжим работу.
Физпауза
Встали, сели, встали, сели.
И друг друга не задели.
Попрыгали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Мы немножко отдохнем
И работать вновь начнем.
4. Беседа по осмыслению идейно-художественного своеобразия сказки (приём «Ромашка Блума»).
Используется ромашка с вопросами.
Простые вопросы:
- Какие признаки сказки есть в тексте? Слайд № 5
- Кто является главной героиней сказки? (девочка Женя)
- Куда мама отправила Женю и зачем? (в магазин, купить баранки)
Слайд № 6
- Откуда у неё появился чудесный цветок? (подарила старушка, чтобы помочь девочке). Слайд № 7
Уточняющий вопрос:
- Я правильно поняла, что старушка подарила Жене волшебный цветок не просто так? (Она хотела помочь девочке).
Интерпретационные вопросы:
- Достаточно же было одного лепестка, чтобы девочка вернулась домой. Почему старушка подарила ей целый цветок? (в надежде, что Женя сможет помочь ещё кому-нибудь).
- Почему же, потратив 6 лепестков, девочка не получила удовольствия? (это были фактически бесполезные, глупые, эгоистичные желания)
Творческий вопрос:
- Что нужно было сделать, чтобы чудо свершилось и желание исполнилось? (оторвать лепесток и сказать: Слайд № 8
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. Вели…)
- Давайте попробуем запомнить эти слова. (По ходу чтения сказки обучающиеся хором читали эти строки. Проговаривают несколько раз с целью заучить наизусть).
Оценочные вопросы: Слайд № 9
- Прочитайте последнее желание Жени. Как вы оцениваете последний поступок Жени? (Она – молодец, она тратит последний лепесток на то, чтобы вылечить мальчика Витю, инвалида с детства).
- Какая Женя?
Слайд № 10
(Женя разная, но на самом деле оказалась доброй девочкой)
Практический вопрос:
- Как бы вы поступили на месте Жени, если бы у вас был свой цветик-семицветик?
- Я приготовила для вас цветы и хочу, чтобы вы раскрасили цветок и написали свои желания на лепестках. Это будет вашим Д/З. (раздаточный материал)
Очень надеюсь, что ваши желания также будут добрыми.
-Вспомните, как назывался раздел учебной программы по чтению, который мы изучали?(«Спешите делать добро»). Слайд № 11
- Чтобы творить добро, обязательно иметь волшебный цветок? (Нужно иметь доброе сердце).
5. Итоги урока.
- Ребята! Вам понравилась сказка? Сказка «Цветик-семицветик» написана в далёком 1940 году. Поэтому некоторые слова вам могут быть непонятны.
Хочется пояснить следующий эпизод сказки. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Учёный Папанин и его товарищи – учёные-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. (Советский Союз, Ленинград)
- Как вы думаете, почему сказка, написанная так давно, до сих пор пользуется успехом у читателей, постоянно переиздаётся? (Учит быть добрыми, а доброта – это вечная ценность. Во всех сказках добро всегда побеждает зло.)
- Вы все сегодня хорошо потрудились, были активными и внимательными. Особенно хочу отметить работу…………………. (назвать ФИ обучающихся).
Надеюсь, что всё, о чём мы говорили сегодня на уроке, вы запомните надолго.
А закончить наш урок внеклассного чтения мне хочется стихотворением Игоря Лученка «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Рефлексия.
- Оцените своё настроение к концу урока с помощью смайликов.
Молодцы! Слайд № 12
Простые вопросы:
- Какие признаки сказки есть в тексте?
- Кто является главной героиней сказки?
- Куда мама отправила Женю и зачем?
- Откуда у неё появился чудесный цветок?
Уточняющий вопрос:
- Я правильно поняла, что старушка
подарила Жене волшебный цветок
не просто так?
Она хотела помочь девочке?
Интерпретационные вопросы:
1.Достаточно же было одного лепестка,
чтобы девочка вернулась домой.
Почему старушка подарила ей целый цветок?
2. Почему же, потратив 6 лепестков,
девочка не получила удовольствия?
Творческий вопрос:
- Что нужно было сделать,
чтобы чудо свершилось
и желание исполнилось?
Оценочные вопросы:
Как вы оцениваете последний
поступок Жени? Какая Женя?
Практический вопрос:
- Как бы вы поступили на месте
Жени, если бы у вас был
свой цветик-семицветик?
Д/З раскрасьте цветок и напишите свои желания на лепестках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения по теме "Кононенко. Резеда."
Данный урок чтения может быть проведён в 4 классе кррекционной школы VIII вида....
Конспект урока чтения по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка".
В данном материале представлен подробный конспект урока чтения для учащихся 3 классов С(к)ОУ VIII вида по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка"....
Конспект урока чтения по теме "Красота леса и его судьба в отрывке стихотворения Н. Некрасова "Саша"
Урок чтения для 9 класса коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока чтения на тему: "Дифференциация звуков С - Ш"
для учащихся 1 класса...
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»...
Конспект урока чтения по теме «А. Шибаев «Кто кем становится» (3 класс)
Цели: познакомить детей с новым произведением А.А. ШибаеваЗадачи: Образовательная- упражнять в чтении небольшого произведения, развитие техники плавного, выразительного, беглого чтения;- развивать свя...
Конспект урока чтения по теме: Е.Чарушин Барсук
Конспект урока чтения по теме: Е.Чарушин Барсук, 2 класс школа VIII вида...