Технологическая карта к уроку литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Калимуллина Галия Зинуровна

И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и ягненок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе.

Тема урока: И.А. Крылов.  Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягненок».   

Класс: 5

ОУ: ГБОУ СОШ №62

Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.

     УМК: Литература: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2015 г.

Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. ученик познакомится с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром.
  2. ученик продолжит развивать навыки самостоятельной работы с текстом,
  3. ученик продолжит учиться умению характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Познавательные УУД:

  1. ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы, проводить наблюдение под руководством учителя;
  2. ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».

И.А. Крылов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивационно-целевой.

3 минут.



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний.

Игровой прием «Аукцион»

Написать как можно больше названий басен И.А.Крылова.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу.

II. Актуализация знаний


10 минут.

  Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала, проверка домашнего задания.

 Опрос по пройденному материалу. Работа с литературоведческими понятиями: эзопов язык, басня, аллегория, композиция.

Словесная форма, фронтальная беседа.

(Приложение № 1).

Личностные: оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

 Проверка и закрепление полученных знаний: выразительное

чтение наизусть басни. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему.

III. Изучение нового.

1) Формулирование темы урока, постановка цели

2 минуты

2)  Первичное восприятие басни.

3 минуты

3) Постановка проблемного вопроса урока.  

1 минута


 4) Самостоятельное чтение и осмысление

 3 минуты

5)Чтение и анализ басни.

10 минут


Ребята, мы уже знаем многие басни И.А. Крылова. И сегодня я хочу познакомить вас еще с одной басней.

 Показывает детям картинки волка и ягненка и спрашивает, какие ассоциации вызывают эти животные.

Задает проблемный вопрос (подведение к теме урока):

- Как вы думаете, почему я показала вам именно эти рисунки?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Чтение басни.

Комментирование непонятных слов.

(Приложение № 3)

Организация работы по анализу басни. Создаёт проблемную ситуацию.

  

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми,

самостоятельное чтение,

 чтение вслух.

 Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы.

Рассказ.

Комментирование.

(Приложение 2)

Практический метод.

Приём познавательной активности через творческое задание.

Аналитическая фронтальная беседа.

(Приложение 4)

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.  

Выделять и формулировать познавательную цель.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Развивать устную  речь, память,  умение слушать других,     наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и  обобщать его, развивать    артистические способности

V. Актуализация новых знаний.

 

Своеобразие языка.

Эзопов язык.

Аллегория и мораль.

3 минуты

5 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
 Организует деятельность по применению новых знаний.

Практический метод.

 Работают со словарём литературоведческих терминов: читают и комментируют статьи к понятиям: аллегория, мораль, эзопов язык.

 Коллективная работа.

 

Групповая работа.

(Приложение 5)

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 Вырабатывать умение понимать статью, анализировать её, употреблять в речи литературоведческие термины.

Проявление толерантности.

VI. Этап контроля и самоконтроля

3 минуты.

Организует рефлексию.

- Ребята, почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Потому что трудно признаться, что ты виноват в чем-то).

Осуществляют самооценку

цель и
результаты, степень их соответствия.


Работа с карточками.

(Приложение 6)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия.

Умение оценивать себя.

Приложение № 1

Опрос по пройденному материалу:

  • Что такое басня? Дайте определение. (Басня — это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)
  • Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?
  • Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».  Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

Приложение 2.

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень».

Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто. Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации.
Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

Приложение 3

Лексическая работа

Закон, тьма, надобно, рыскать, светлейший, донесть, в запрошлом лете, разведаться, досуг, гневаться, дерзкий.

Приложение 4.

Проблемный вопрос:

  • Почему на роль сильного И.А.Крылов выбрал волка, а на роль слабого - ягненка?

Вопросы и задания для аналитической беседы.

  • Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом…)
  • Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку: ("Когда светлейший Волк позволит,)
  • Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)
  • Если бы на месте ягнёнка был бы кто-нибудь другой, волк бы смел так дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).
  • Над какими пороками человека смеется автор? (Мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка…)
  • Какова же мораль басни? (Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)
  • Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? (Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.)
  • В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)
  • Каков ягненок? (Вежлив, сдержан)
  • Какова основная мысль басни? (У сильного всегда бессильный виноват…)
  • Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)
  • Чему учит басня? (Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор).
  • Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

Приложение 5.

  • Докажите, что это басня (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория злости, ягненок – аллегория беззащитности.
  • Чему учит басня? (басня учит тому, что не надо использовать свое положение, силу и власть, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивление, дать достойный отпор).
  • В чем проявилось мастерство И.А. Крылова? (через историю о животных автор описывает отношения людей и их пороки. Благодаря простому и доступному языку произведение понятно всем).

Заполнение таблицы:

Название басни

Жанровые особенности басен

Конфликт

Герои

Поступки, дела

Чему учит

1 группа

«Свинья под дубом»

2 группа

«Ворона и Лисица»

3 группа

«Волк и ягненок»

Приложение № 6 (работа с карточками).

Дети придумывают окончание предложений, выступают по группам.

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания…

теперь я могу…

я почувствовал(а), что…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

сегодня я заслужил(а) отметку….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации урока литературы

Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева

Урок построен по технологии педагогические мастерские....

Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»

Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова

https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...