Технологическая карта к уроку литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и ягненок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе.
Тема урока: И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягненок».
Класс: 5
ОУ: ГБОУ СОШ №62
Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.
УМК: Литература: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2015 г.
Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- ученик познакомится с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром.
- ученик продолжит развивать навыки самостоятельной работы с текстом,
- ученик продолжит учиться умению характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.
Познавательные УУД:
- ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы, проводить наблюдение под руководством учителя;
- ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».
И.А. Крылов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивационно-целевой. 3 минут. | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности.
| Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний. | Игровой прием «Аукцион» Написать как можно больше названий басен И.А.Крылова. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу. |
II. Актуализация знаний 10 минут. | Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала, проверка домашнего задания. | Опрос по пройденному материалу. Работа с литературоведческими понятиями: эзопов язык, басня, аллегория, композиция. | Словесная форма, фронтальная беседа. (Приложение № 1). | Личностные: оценивание своего ответа. Познавательные: целью выделения признаков. | Проверка и закрепление полученных знаний: выразительное чтение наизусть басни. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему. |
III. Изучение нового. 1) Формулирование темы урока, постановка цели 2 минуты 2) Первичное восприятие басни. 3 минуты 3) Постановка проблемного вопроса урока. 1 минута 4) Самостоятельное чтение и осмысление 3 минуты 5)Чтение и анализ басни. 10 минут | Ребята, мы уже знаем многие басни И.А. Крылова. И сегодня я хочу познакомить вас еще с одной басней. Показывает детям картинки волка и ягненка и спрашивает, какие ассоциации вызывают эти животные. Задает проблемный вопрос (подведение к теме урока): - Как вы думаете, почему я показала вам именно эти рисунки? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Чтение басни. Комментирование непонятных слов. (Приложение № 3) Организация работы по анализу басни. Создаёт проблемную ситуацию.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми, самостоятельное чтение, чтение вслух. Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы. | Рассказ. Комментирование. (Приложение 2) Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание. Аналитическая фронтальная беседа. (Приложение 4) | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. | Выделять и формулировать познавательную цель. Вырабатывать уважительное отношение друг к другу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его, развивать артистические способности |
V. Актуализация новых знаний.
Своеобразие языка. Эзопов язык. Аллегория и мораль. 3 минуты 5 минут | Устанавливает осознанность восприятия. Практический метод. | Работают со словарём литературоведческих терминов: читают и комментируют статьи к понятиям: аллегория, мораль, эзопов язык. | Коллективная работа.
Групповая работа. (Приложение 5) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Вырабатывать умение понимать статью, анализировать её, употреблять в речи литературоведческие термины. Проявление толерантности. |
VI. Этап контроля и самоконтроля 3 минуты. | Организует рефлексию. - Ребята, почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Потому что трудно признаться, что ты виноват в чем-то). | Осуществляют самооценку цель и |
(Приложение 6) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Умение оценивать себя. |
Приложение № 1
Опрос по пройденному материалу:
- Что такое басня? Дайте определение. (Басня — это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)
- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?
- Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…». Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
Приложение 2.
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень».
Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто. Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации.
Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.
Приложение 3
Лексическая работа
Закон, тьма, надобно, рыскать, светлейший, донесть, в запрошлом лете, разведаться, досуг, гневаться, дерзкий.
Приложение 4.
Проблемный вопрос:
- Почему на роль сильного И.А.Крылов выбрал волка, а на роль слабого - ягненка?
Вопросы и задания для аналитической беседы.
- Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом…)
- Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку: ("Когда светлейший Волк позволит,)
- Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)
- Если бы на месте ягнёнка был бы кто-нибудь другой, волк бы смел так дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).
- Над какими пороками человека смеется автор? (Мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка…)
- Какова же мораль басни? (Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)
- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? (Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.)
- В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)
- Каков ягненок? (Вежлив, сдержан)
- Какова основная мысль басни? (У сильного всегда бессильный виноват…)
- Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)
- Чему учит басня? (Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор).
- Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.
Приложение 5.
- Докажите, что это басня (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория злости, ягненок – аллегория беззащитности.
- Чему учит басня? (басня учит тому, что не надо использовать свое положение, силу и власть, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивление, дать достойный отпор).
- В чем проявилось мастерство И.А. Крылова? (через историю о животных автор описывает отношения людей и их пороки. Благодаря простому и доступному языку произведение понятно всем).
Заполнение таблицы:
Название басни | Жанровые особенности басен | ||||
Конфликт | Герои | Поступки, дела | Чему учит | ||
1 группа | «Свинья под дубом» | ||||
2 группа | «Ворона и Лисица» | ||||
3 группа | «Волк и ягненок» |
Приложение № 6 (работа с карточками).
Дети придумывают окончание предложений, выступают по группам.
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
теперь я могу…
я почувствовал(а), что…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
сегодня я заслужил(а) отметку….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации урока литературы
Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева
Урок построен по технологии педагогические мастерские....
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...