План-конспект урока по литературе. на тему К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Мастерская построения знаний и творческого письма.
Автор: Кезик Л. В.
Тема: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс).
Цели: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
- Презентация к разным этапам урока
- Викторина
- Тесты
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Расположение учащихся:
- Парами
- Группами
Фронтально
Ход мастерской
Прослушивание песни «Доброта» детской музыкальной группы «Барбарики». https://youtu.be/A_ZjVdlJick
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_appo_kezik_lv.docx | 30.29 КБ |
paustovskiy_tyoplyy_hleb.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
Курсовая работа по программе повышения квалификации
«Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»
Тема: Мастерская по литературе. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 487
Выборгского района
Кезик Лариса Владимировна
тел.: +7 (911) 810-23-94
lora_vladi@mail.ru
Руководитель:
к. п. н., доцент Орлова О. В.
Санкт-Петербург 2021
Мастерская построения знаний и творческого письма.
Автор: Кезик Л. В.
Тема: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс).
Цели: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К. Г. Паустовский
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
- Презентация к разным этапам урока
- Викторина
- Тесты
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Домашнее задание перед проведением мастерской:
Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем городе» (4-5 предложений). В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.
Расположение учащихся:
- Парами
- Группами
Фронтально
Ход мастерской
Прослушивание песни «Доброта» детской музыкальной группы «Барбарики». https://youtu.be/A_ZjVdlJick
Ценностные ориентации.
Доброта (по словарю) – это поведенческое проявление человеческих внутренних устремлений, касающееся желаний кому-то помочь, сделать приятно, а также вызвать любые другие положительные эмоции. Сюда же относятся сострадание и отзывчивость, способность прийти на помощь и проявить терпимость к другим.
- Индукция
Вопросы:
- Где я сталкивался с добротой?
- Дайте своё определение слову доброта.
Изучение новой темы.
Цели:
- Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов.
- Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Рассказ учащегося о К. Г. Паустовском.
II. Деконструкция:
- Определите, из скольких частей состоит произведение?
Озаглавьте их.
- История о вороном коне.
- Бездумный поступок.
- Беда.
- Чувство вины.
- Способ искупления вины.
- Искупление вины.
- Прощение и примирение.
Катехизический диалог. По страницам сказки. ( Слайд № 5-12)
- Почему произведение «Тёплый хлеб» К. Паустовского мы называем сказкой?
(Сказочными являются персонажи произведения: сорока, лисицы, конь, мыши).
- Дайте письменную характеристику каждому.
Сорока - ...
(«самая болтливая из птиц»)
Лисицы - …
(ловкие, хитрые)
Конь - …
(добрый помощник, верный друг, беспомощный, раненый)
Мыши - …
(испуганные, беспомощные)
- Какой сказочный герой вам больше всего понравился? Почему?
«Сорока - самая болтливая птица на свете».
- Почему автор изобразил именно эту птицу? Какова её роль в сказке?
- Где проживала сорока? (в сенях у Панкрата)
- Почему «Никто её не заметил? Ведь она жила на самом видном месте. И всё-таки её кто-то «заметил» и даже немного испугался. Кто это был? (лисица)
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:
(Слайд № 13)
Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
(Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)
Как вы понимаете слова: мороз стрясся; пожухли; скорый на работу; нашкодил; потолкую.
Вставить пропущенные слова: (Слайд № 14)
- «Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)
- «В … запахло весной»; (воздухе)
- «Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)
Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. (Слайд № 15)
- «Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
- «А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
III. Реконструкция.
Паустовский открывает чудеса вокруг нас. Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят рассказать. Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? Если научимся, будем волшебниками К. Г. Паустовский.
Найдите в сказке описание хлеба: (Слайд № 16)
- который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)
- который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)
- который Филька протянул коню. («буханка свежего хлеба»)
- Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? Привести синонимы слова «тёплый» (мягкий, нагретый, утепленный)
- Почему сказка не называется Тёплый ветер? Как бы вы назвали эту сказку? Почему?
- Каких героев из этой сказки вы встречали в своей жизни? Перечислите.
- Приходилось ли вам кормить животных хлебом? Каких?
- Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу, чему нас учит автор?
«Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
(Не делать не обдуманных поступков, быть внимательными и добрыми.)
К. Паустовский был убежден, что жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нём самом, делает людей светлее и лучше.
Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.
Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов).
IV. Социализация.
- Самостоятельная работа учащихся
- Тесты №1-15 (Слайд № 17-21) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа).
- Проверка самостоятельной работы
- (Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №22), подведение итога работы).
V. Афиширование.
Вывешивание письменных характеристик каждого героя сказки, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников.
- Расположите свой листочек на стене в один ряд с другими, используя шарики бостика или полоски скотча.
VI. Разрыв.
Внутреннее осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации.
VII. Рефлексия.
- Какие трудности у вас возникли?
- Что полезное для себя вы узнали?
- Что новое вы открыли для себя?
Задание на дом. (Слайд №23)
Цель: создание творческого продукта, способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса и дальнейшей работой над ней.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Георгиевич Паустовский «Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше.» «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
Викторина 1) Где происходит действие сказки? 2) Кто взял раненого коня? 3) Какое прозвище имел Филька? 4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? 5) Что случилось в природе после этого? 6) Сколько лет назад был такой же мороз? 7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? 9) Что посоветовал Фильке Панкрат?
Викторина 10) Сколько времени дал Панкрат на размышление? 11) Что придумал Филька? 12) Кто был свидетеле разговора? 13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей? 14) Что понес Филька раненому коню? 15) Что конь сделал после того, съел хлеб? 16) Почему сердилась сорока?
История о вороном коне «Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жердил – помогал Панкрату чинить плотину.»
Бездумный поступок «…Филька наотмашь ударил коня по губам.» «Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег…»
Беда «Ревела, обезумев, метель, но сквозь рев Филька слышал тонкий и кроткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.»
Чувство вины « - Чего же теперь делать, бабка? – спросил Филька из под тулупа.»
Способ искупления вины « - Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.»
Искупление вины « На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»
«А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.»
Прощение и примирение «Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.»
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
Вставить пропущенные слова: 1) «Слеза … у коня из глаз»; 2) « В … запахло весной»; 3) «Ветки их поблёскивали, как …»
Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки». « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
Найдите в сказке описание хлеба: 1) который Филька закинул в снег; 2) который злой мужик дал старому солдату; 3) который Филька протянул коню.
Тест К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» 1.Жанр произведения: а) рассказ; б) быль в) сказка. 2. Тема произведения: а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа. 3. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.
4. Раненый конь остался жить у: а) кузнеца; б) мельника; в) лесника. 5. Старая сорока считала, что помогала Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз. 6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую.
7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки. 8. История старого солдата представляет собой: а) быль; б) легенду; в) сказку. 9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой.
10. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. 11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение. 12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём : а) антитеза; б) сравнение; в) аллегория.
13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный » выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения. 14. Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки. 15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение Фильки.
Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 в а а б б а в б а б в б б а в
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем городе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...
Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")
Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюд...
открытый урок по литературе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок составлен для учащихся 5 класса. Соответствует современным требованиям урока литературы. Самое главное, чтобы ребята становились чуткими к проблемам других людей. Чтобы они были отзывчивыми и доб...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Скрам - урок по литературе на тему "К. Г. Паустовский. Сказка "Теплый хлеб".
Описание технологии Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученика...