открытый урок по литературе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок составлен для учащихся 5 класса. Соответствует современным требованиям урока литературы. Самое главное, чтобы ребята становились чуткими к проблемам других людей. Чтобы они были отзывчивыми и добрыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_skazke_k.g._paustovskogo_tyoplyy_hleb.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
/*Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Предварительная подготовка к уроку
Дома ученики должны прочитать «Рождение сказки» (по учебнику), ответить на вопросы после этого текста. Внимательно прочитать произведение К. Паустовского «Теплый хлеб»!!! достаточно. Опять объёмное задание для детей этой возрастной категории. и нарисовать иллюстрации к сказке. Двум-трем ученикам (увлекающимся литературой) можно дать отдельное задание: придумать свою коротенькую сказку.
Цели:
1) ознакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского на примере сказки «Теплый хлеб»;
2) воспитывать в школьниках понимание необходимости доброго отношения к людям и вообще к живым существам;
3) способствовать тому, чтобы с возрастом интерес к сказке не угасал в учениках;
4) развивать в учащихся способности размышлять над поступками (героев) и их последствиями, анализировать текст, творческие задатки.!!! Только 3 цели должно быть. Объединяем 2 и 3; 4 цель – под номером 2, потому что она развивающая
Оборудование: большая магнитная доска для ученических рисунков к сказке; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок - поиск
Ход урока
I. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя XX века – К. Г. Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31) мая 1892 года в Москве в семье чиновника Управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ К. Г. Паустовского «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 году в Киеве. В 1925 году Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски». А в 1929 году вышел его роман «Блистающие облака». В 1920—1930-х годах писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. И в итоге Паустовский написал повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества К. Г. Паустовский создает автобиографическое произведение «Повесть о жизни» (1945—1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы К. Г. Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.
II. Повторение изученного
Учитель: Дома вы прочитали сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» и предшествующий ей текст – «Рождение сказки». Скажите, зачем человеку во все времена нужна была сказка? (Человек выражал в сказке свои лучшие побуждения: тяготение к добру, стремление к красоте, потребность в счастье и любви).
Учитель: Что послужило поводом для придумывания сказки о жуках-мужиках? (Шум дождевой влаги, которая просачивалась сквозь палую сосновую хвою).
- Зачем отцу понадобилось сочинять сыну сказку, вместо того чтобы дать обыкновенное объяснение капания воды?
- Как вы думаете, нужна ли вообще сказка современному человеку?
После нескольких ответов школьников на этот вопрос учитель приглашает к доске юных «сочинителей сказок». Ученики, которые получили задание придумать дома свои сказки, зачитывают их всему классу.
II. Работа над новым материалом
Учитель: А теперь обратимся к сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
- Каким образом конь очутился в деревне Бережки? (Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда).
- Кто приютил и вылечил коня? (Мельник Панкрат).
- Что это был за человек? Опишите его. (Ученик зачитывает со слов «Панкрат был скорый на работу...» до конца абзаца).
- Зачем Панкрат разрешал коню ходить по деревне побираться? (Мельнику было трудно его прокормить).
- Почему Фильке дали такое странное прозвище – Ну Тебя? (Этими словами он всегда отвечал людям на их просьбы).
- Какое время года было на дворе тогда, когда конь постучался в калитку к Филькиной бабушке? (Теплая зима).
- Что делал в то время Филька? (Ел кусок хлеба с солью).
- Как Филька встретил раненого коня? Мальчик обрадовался «нежданному гостю»? (Филька встретил коня недружелюбно, обидел его).
- Что произошло после того, как Филька закинул хлеб в снег? Опишите последующее природное явление. (Ученик зачитывает со слов «Слеза скатилась у коня из глаз...» до «...когда рассерженный конь бьет им себя по бокам»).
- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? (Она рассказала о том, что замерзли колодцы; воды нет, а значит, не будет ни муки, ни хлеба. Все это приведет деревню к голоду).
- Как бабка объяснила причину такой природной катастрофы? Что произошло сто лет назад? (Сто лет назад злой хозяин избы обругал старого солдата, вместо того чтобы дать ему хлеб).
- Как вы думаете, понял ли Филька свою вину перед конем и перед всей деревней по окончании бабкиного рассказа? (Да. Ночью Филька пошел на мельницу к Панкрату).
- Сколько времени Панкрат дал Фильке на придумывание способа спасения деревни от мороза? (Мельник дал мальчику час с четвертью на размышление).
- Что делала тем временем сорока? (Подслушивала в сенях разговор Фильки с Панкратом). Опишите ее путешествие. (Ученик читает со слов «Потом она боком, озираясь, поскакала...» до «...куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»).
- Что придумал Филька для спасения деревни? (Он сказал, что утром соберет ребят и вместе с ними будет рубить лед у лотка около мельницы).
- Как «отреагировала» погода на дружную работу мальчишек и стариков, скалывавших лед? (Подул теплый ветер).
- Кто записал себе в заслугу теплый ветер? (Сорока).
- Кому мальчишки во главе с Филькой понесли буханку свежего хлеба с солью? (Коню, чтобы тот помирился с Филькой).
- Как произошло примирение Фильки с конем? Опишите эту сцену. (Ученик зачитывает со слов «Панкрат отворил ворота сарая...» до «...и закрыл глаза от сытости и удовольствия»).
- Отчего трещала старая сорока на раките? (Оттого, что никто не верил ей, что она помирила коня с Филькой).
- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Теплом хлебе»? (Говорящая сорока, некоторые описания природы – возникновение метели).
- Какие герои здесь реалистичны? (Филька, его бабка и т. д.).
- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? Стали бы вы сами дружить с таким Филькой, каким он был в начале сказки?
- Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»? Здесь «теплый» — значит только «нехолодный»? (Ответ может быть примерно таким: «Теплый – значит данный доброй рукой, от души»).
- Что общего у сказки К. Г. Паустовского с русскими народными сказками? (Добро победило зло; звери и птицы понимают человеческую речь и т. д.).
Когда до конца урока остается 10 минут, учитель проводит конкурс рисунков среди учеников. Он раздает классу чистые листы бумаги, на которых пятиклассники должны определить, чей рисунок лучше. Каждый ученик указывает три первых места. Потом учителя подсчитывают голоса. Объявляются победители. Занявшему первое место достается коробка шоколадных конфет, второму – большая шоколадка, третьему – средняя шоколадка. А всему классу – маленькие шоколадки.
III. Подведение итогов
На уроке мы работали над сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», отвечали на вопросы, слушали сочиненные учениками сказки, узнали биографию самого писателя.
IV. Анализ и оценка итогов работы
IV. Домашнее задание
Придумать свою небольшую сказку (задание не касается тех, кто его уже выполнил). Ответить на вопросы в учебнике после текста сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Открытый урок по литературе_ К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"
Открытый урок.Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока:1) образовательные: формировать умения:а) анализировать художественные произв...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...
открытый урок по литературе по сказке "Марья Моревна"
урок составлен для учащихся 5 классов. Относится к теме "Виды фольклорных жанров". В частности, к разделу "Сказки". Ребятам очень нравятся такие уроки....
Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Развиватет навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», монологическую речь, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать вывод...
Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема урока: "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Материал содержит ...