Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Парус».
Предмет: литература
Учебник: Коровина В. Я. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2010 г.
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. М.Ю. Лермонтов. «Парус».
Цель урока: выявление идеи произведения, особенностей художественного мира стихотворения, формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, развитие монологической речи учащихся, формирование нравственно – эстетических представлений учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развивать умение формулировать определение понятий;
- формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа,
работы с учебником;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
- Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие интереса к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах;
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, ИКТ компетентность, основы смыслового чтения):
- личностных - умение готовить сообщение;
- познавательных – умение выделять главное в стихотворении, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте;
- регулятивных - умение организовывать выполнение заданий согласно инструкциям учителя;
- коммуникативных – умение работать с художественным текстом;
- формирование УУД – выразительное чтение, лексическая работа, умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений;
- ИКТ компетентность – умение находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой для решения познавательных и коммуникативных задач;
- основы смыслового чтения – умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую.
- Внутрипредметные и межпредметные связи: литература. ИЗО, музыка.
- Метапредметные ценности: формирование нравственно – эстетических представлений.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, видеофильм «Парус», портрет поэта, рисунки учащихся «Мой парусник», выставка книг по творчеству М.Ю. Лермонтова, аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» - стихи М.Ю. Лермонтова, музыка Варламова, исполняет С. Лемешев.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Обобщение ранее изученного материала.
- Актуализация знаний.
- Постановка темы урока.
5).Постановка учебной цели.
6). Выявление первоначального восприятия знаний.
7). Первичное закрепление знаний.
8). Физкультурная минутка (пауза релаксации).
9). Закрепление изученного материала.
10). Работа с учебником.
11). Усвоение новых знаний.
12). Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
13).Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хочется начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Обобщение ранее изученного материала
3.Актуализация знаний
4.Постановка темы урока.
5. Постановка учебной цели.
| Проверка домашнего задания. Класс разделён на три группы. В каждой группе определён консультант. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения «Тучи». - Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам. (Например: - какова тема стихотворения? - какова основная мысль стихотворения? - назовите средства выразительности, используемые автором. -Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны. Проведём поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведение и автора. - Скажи-ка, дядя, ведь недаром //Москва, спалённая пожаром, // Французу отдана? («Бородино») - Тучки небесные, вечные странники!.. («Тучи») - Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус») - Кто же автор этих стихотворений? Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов и сегодня на уроке мы продолжим говорить о его творчестве. - Давайте сформулируем тему нашего урока. - Итак, тема урока: «М.Ю. Лермонтов. В художественном мире стихотворения «Парус». Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества». Слайд №1
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Слайд №2-3 - Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества? | Читают выразительно стихотворение.
Отвечают на вопросы
Комментируют выступление товарищей. Угадывают произведения и автора
Формулируют тему
Формулируют цель урока
Ответы на вопросы | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
6. Выявление первоначального восприятия знаний.
|
1)Словарная работа.
Работа в группах. Давайте выясним значение слов: 1 группа – мятежный 2 группа – мотив 3 группа – лейтмотив Выступление групп: Ответ 1 группы: Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Ответ 2 группы: Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении. Ответ 3 группы: Мятежный - неспокойный, бунтующий. Слайд №8 Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова - мотив действия и подвига; - мотив странничества; - мотив изгнанничества; - мотив сна; - мотив памяти и забвения; - мотив одиночества… |
Работают со словарями С. Ожегова.
Выступления ребят
Называют основные мотивы лирики поэта
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания |
7.Первичное закрепление знаний.
8.Физкультурная минутка (пауза релаксации)
9. Закрепление изученного материала
10. Работа с учебником
11.Усвоение новых знаний.
| 1). Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр. 150-152) Заполнение таблицы учащимися
Жизненны этап |
События |
Детство |
|
На Кавказе |
|
Учёба |
| 1828, 1830 г |
| 1832 г |
|
- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни поэта. Ответьте на них.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят. Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.
2).Чтение учителем стихотворения «Парус» Работа по вопросам: -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какое слово определяет это настроение? -Какой мотив является главным в стихотворении? -Что вызывает сочувствие? Слайд №8 3). Чтение стихотворения «Парус» учащимися - Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили?
- Каким было бы изображение? Слайд №10
- Как меняется изображение паруса?
- Каким предстаёт море? Слайд 11
4).Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Стихотворение насыщено художественно – выразительными средствами: эпитетами, повторами, антитезой, метафорами. Одним из наиболее ярких приёмов в тексте является употребление инверсии. Слайд 12-14 Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте их грамматическую форму. Например: парус одинокий (подлежащее – сказуемое). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении? Слайд 13-14
Проверьте себя. Соотнесите средство выразительности и его определение.
1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета 2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа. 3.Инверсия – необычный порядок слов в предложении с целью подчеркнуть смысловую значимость какого – либо слова или придать фразе особую стилистическую окрашенность 5). Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»: 1 группа – олицетворения 2 группа – эпитеты 3 группа – инверсию 6).Выступление групп. 7).Сообщение ученицы о романсе А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий» 8). Прослушивание романса А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий» на стихи Лермонтова в исполнении Сергея Лемешева. Слайд № 16 9)Знакомство с картинами Айвазовского. Слайд №17 | Работают со статьёй учебника и лекционным материалом. Заполняют таблицу.
Выполняют физкультминутку
Отвечают на вопросы
Работа с учебником и с презентацией
Повторяют средства выразительности
Работают с рабочими листами Работают с терминами
Выступление групп Выступление ученицы с сообщением Прослушивание романса
Знакомство с картинами Айвазовского | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
12.Рефлексия деятельности.
13. Обобщение.
| Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?
Рефлексия. Продолжите фразу: - На уроке я узнал… - Было интересно… - Хотел бы узнать… - Осталось непонятным… Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.
Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии. - Молодцы, ребята, я благодарю вас за активную работу
на уроке. Выставление оценок. |
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
14.Домашнее задание.
| Сочинить монолог Паруса, скользящего в «луче золотом». Проанализировать стихотворение по плану: - Какова композиция произведения (каково его построение)? - Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении? - Каков мотив? - Какие чувства вызывает стихотворение?
| Запись учащимися домашнего задания в дневники. |
|