рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана , программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2012 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2012). Данная рабочая программа разработана в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ ( Приказ № 323 от 27.10.2011 г.) согласно федеральному базисному учебному плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 186 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 51 КБ |
uchebno-tematicheskiy_plan.doc | 43.5 КБ |
soderzhanie_rabochey_programmy.doc | 39.5 КБ |
titulnyy_list.doc | 29 КБ |
trebovaniya_k_urovnyu_podgotovki_uchashchihsya.doc | 27 КБ |
literatura_i_sredstva_obucheni.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы и разделы. | Кол-во часов | Виды и формы контроля. | Сроки проведения | |
68 | План | Факт | |||
I четверть. | |||||
Введение. ( 1 час ) | |||||
1 | Роль книги в жизни общества. | 1 | Составить план статьи учебника. | ||
Устное народное творчество. ( 6 часов ) | |||||
2 | Фольклор – коллективное народное творчество. | 1 | Ответить на вопрос: Почему у каждого народа свой фольклор? | ||
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу и поговорку. | ||
4 | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. «Царевна-лягушка». | 1 | Составление плана сказки, плана-характеристики главных героев. | ||
5 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Анализ сказки. | ||
6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | 1 | Разгадывание кроссворда. | ||
7 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | 1 | Анализ сказок. | ||
Из древнерусской литературы. ( 1 час ) | |||||
8 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | Чтение по ролям. Составление цитатного плана. | ||
Из русской литературы XVІІІ века. ( 1 час ) | |||||
9 | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. | 1 | Подготовить рассуждение. | ||
Из русской литературы XІX века. ( 27 часов ) | |||||
10 | Жанр басни. Истоки басенного жанра, русские баснописцы. | 1 | Чтение по ролям. | ||
11 | И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности. | 1 | Устное словесное рисование. Выразительное чтение наизусть. | ||
12 | И.А.Крылов. «Свинья под дубом». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | 1 | Инсценированное чтение. Выразительное чтение наизусть. | ||
13 | И.А.Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Аллегория. | 1 | Чтение по ролям. Выразительное чтение наизусть. | ||
14 | В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 | Составление таблицы «Сходство и различие русской народной и литературной сказки. | ||
15 | В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | Чтение по ролям. | ||
16 | Р/р. Сочинение-сказка. | 1 | Контрольная работа № 1. | ||
17 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. | 1 | Выразительное чтение наизусть. | ||
II четверть. | |||||
18 | А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | Выразительное чтение наизусть. | ||
19 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | 1 | Составление сопоставительной характеристики мачехи и падчерицы. Выборочный пересказ эпизодов. | ||
20 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 1 | Составление плана. Выборочный пересказ. | ||
21 | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | Выразительное чтение эпизодов сказки. | ||
22 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Выразительное чтение. Самостоятельная работа с текстом. | ||
23 | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни. | 1 | Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести». | ||
24 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Выразительное чтение. | ||
25 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Выразительное чтение. Составление характеристики русской женщины. | ||
26 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. | 1 | Чтение по ролям. | ||
27 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. | ||
28 | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | Составление характеристики Герасима. | ||
29 | Немота главного героя - символ немого протеста крепостных. | 1 | Пересказ эпизодов. Подготовка к сочинению. | ||
30 | Р/р. Сочинение «Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму». | 1 | Контрольная работа № 2. | ||
31 | А.А.Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина народной природы. | 1 | Выразительное чтение. | ||
32 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | Тест на знание содержания прочитанного произведения. | ||
33 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы. | 1 | Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. | ||
III четверть. | |||||
34 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | Ответить на вопрос: Почему Дина перестала видеть в Жилине врага? | ||
35 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. | 1 | Чтение по ролям. | ||
36 | ВЧ. А.П.Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев ранних рассказов. | 1 | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование. | ||
Поэты XIX века о Родине и родной природе ( 2 часа ) | |||||
37 | Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. | 1 | Выразительное чтение. | ||
38 | Поэты 19 века о Родине и родной природе. И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З Суриков. | 1 | Выразительное чтение. | ||
Из русской литературы XX века ( 14 часов ) | |||||
39 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. | 1 | Анализ текста. | ||
40 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей в благополучной и обездоленной семье. | 1 | Составление плана ответа на вопрос по тексту. | ||
41 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 1 | Комментированное чтение. | ||
42 | Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1 | Устное словесное рисование. | ||
43 | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул дом родной…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. | 1 | Выразительное чтение. | ||
44 | П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 1 | Устное словесное рисование. | ||
45 | ВЧ. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | Пересказ. | ||
46 | К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | Пересказ, устное словесное рисование. | ||
47 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского. | 1 | Анализ текста. | ||
48 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. | 1 | Чтение по ролям. | ||
49 | Положительные и отрицательные герои сказок Маршака. Победа добра над злом. | 1 | Устное словесное рисование (описание королевы, деревянной избы, мачехи). | ||
50 | Р/р. Художественные особенности пьесы-сказки. Сочинение «Уроки сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Контрольная работа № 3. | ||
51 | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа. | 1 | Составление плана рассказа о главном герое. | ||
52 | В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. | 1 | Пересказ истории с глухарём. Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга … тайга … без конца …». | ||
IV четверть. | |||||
«Ради жизни на Земле…» ( 2 часа ) | |||||
53 | Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». | 1 | Выразительное чтение. | ||
54 | Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | Выразительное чтение. | ||
Произведения о Родине и родной природе ( 2 часа ) | |||||
55 | И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», Д.Б.Кедрин «Алёнушка». Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе. | 1 | Устное словесное рисование. | ||
56 | Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. | 1 | Выразительное чтение. | ||
Писатели улыбаются ( 2 часа ) | |||||
57 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | Пересказ, составление плана. | ||
58 | Р/р. Сочинение «Какое произведение русской литературы мне понравилось и почему?» | 1 | Контрольная работа № 4. | ||
Из зарубежной литературы ( час) | |||||
59 | Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Верёсковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков. | 1 | Выразительное чтение. | ||
60 | Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. | 1 | Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. | ||
61 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | Пересказ эпизодов. | ||
62 | Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Кай и Герда. | 1 | Составление характеристик главных героев. | ||
63 | Мужественное сердце Герды. | 1 | Пересказ эпизодов. | ||
64 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | Составление сопоставительной характеристики. | ||
65 | Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | 1 | Составление характеристики персонажей. | ||
66 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. | 1 | Пересказ любимых эпизодов. | ||
67 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба мальчиков. | Анализ сцен. | |||
68 | Д.Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу. Мастерство писателя. | Составление цитатного плана рассказа, пересказ эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя). | |||
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана , программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2012 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2012). Данная рабочая программа разработана в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ ( Приказ № 323 от 27.10.2011 г.) согласно федеральному базисному учебному плану.
На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Виды и формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план.
№ | Тема. | Кол-во часов по типовой программе. | Кол-во часов по рабочей программе. | Количество контрольных и лабораторных работ. |
1 четверть( 18 часов). | ||||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Мифы. Былины. Сказки. | 12 | 12 | |
3. | Русская литература 19 века. | 5 | 5 | Контрольная работа № 1 |
2 четверть(14 часов). | ||||
1. | Русская литература 19 века. | 9 | 9 | Контрольная работа № 2 |
2. | Родная земля в лирике поэтов 19 века. | 3 | 3 | |
3. | Защита Отечества в русской литературе 19 века. | 2 | 2 | |
3 четверть(19 часов). | ||||
1. | Защита Отечества в русской литературе 19 века. | 4 | 4 | |
2. | Литература 20 века. | 9 | 9 | Контрольная работа № 3 |
3. | Русская литература 20 века. | 6 | 6 | |
4 четверть(17 часов). | ||||
1. | Русская литература 20 века. | 4 | 4 | |
2. | Поэтический образ Родины. | 1 | 1 | |
3. | Героическое прошлое России. | 6 | 6 | Контрольная работа № 4 |
4. | Путешествия и приключения. | 6 | 6 | |
Итого: 68 часов. |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы.
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Контрольных работ – 4.
Введение.
Роль книги в жизни общества.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное народное творчество.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. «Царевна-лягушка».
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Из древнерусской литературы.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Из русской литературы XVІІІ века.
М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.
Из русской литературы XІX века.
Жанр басни. Истоки басенного жанра, русские баснописцы.
И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности.
И.А.Крылов. «Свинья под дубом». Рассказ и мораль в басне. Аллегория.
И.А.Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Аллегория.
В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета.
В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Р/р. Сочинение-сказка.
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Духовные и нравственные качества Герасима.
Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.
Р/р. Сочинение «Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».
А.А.Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина народной природы.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы.
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
ВЧ. А.П.Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев ранних рассказов.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев.
Поэты 19 века о Родине и родной природе. И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З Суриков.
Из русской литературы XX века
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей в благополучной и обездоленной семье.
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Равнодушие окружающих людей к беднякам.
Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул дом родной…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы.
П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.
ВЧ. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Своеобразие языка, интонации сказа.
К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.
С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.
Положительные и отрицательные герои сказок Маршака. Победа добра над злом.
Р/р. Художественные особенности пьесы-сказки. Сочинение «Уроки сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу.
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
Произведения о Родине и родной природе
И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», Д.Б.Кедрин «Алёнушка». Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе.
Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Р/р. Сочинение «Какое произведение русской литературы мне понравилось и почему?»
Из зарубежной литературы
Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Верёсковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя.
Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Кай и Герда.
Мужественное сердце Герды.
Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.
Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба мальчиков.
Д.Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу. Мастерство писателя.
Предварительный просмотр:
1-Пересыпкинский филиал филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Гавриловского района Тамбовской области
Рекомендовано Утверждаю:
методическим объединением Директор школы
учителей русского языка и литературы _________А.А.Филимонов Протокол № __ Приказ №_______
от «__» августа 2021 года. «____»___________2021 г.
Рабочая учебная программа
Литература
5 класс
Срок реализации 1 год
Составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной
Аверина Н.П.
Алгасово 2012
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся будут знать:
- Авторов и содержание изученных художественных произведений;
- Основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представлен6ия); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления), литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся будут уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- написать творческое сочинение типа повествования и описания на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Предварительный просмотр:
Литература и средства обучения.
Для учащихся:
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М., 2007.
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2 ч. – М., 2012.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе: 5 класс. М., 2010.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М., 2012.
- Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5 – 6 классов. СПб., 2004.
- Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5 – 8 классов. СПб, 2006.
- Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В.Зуева. М., 2005.
- Сочини сказку. Творческие задания. 5 – 7 классы. – М., 2007.
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5 – 7 классы. – М., 2006.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5 – 6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М., 1996.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. , М., 2010.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М., 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 классы. М., 2006.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 класс.» - М., 2011.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2011.
- Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. – М., 2005.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. – М., 2005.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М., 2006.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 класс: К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс.» - М., 2006.
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5 – 7 классы. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...