Технологическая карта по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Стебенева Татьяна Николаевна

Урок по теме "Маша Миронова - идеал А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

                     Учитель Стебенева Татьяна Николаевна

Тема урока: Маша Миронова – идеал А. С. Пушкина

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:   

  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (деятельностная цель);
  • расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (содержательная цель);
  • обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской классической литературы (воспитательная цель);
  • формирование КУУД, способствующих развитию личности учащегося путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (развивающая цель).              

              Задачи:

  • рассмотреть образ главной героини повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • продолжить рассматривать тему нравственности в повести, связать нравственную тематику с образом героини;
  • создание условий для раскрытия названия повести;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  • сохранение физического и психического здоровья обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные

  • приобщение к культурному и  историческому наследию;
  • умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.

Метапредметные

  Познавательные:

  • выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;
  • переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
  • умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать знако-символические средства;
  • интерпретировать информацию; сравнивать.

 Коммуникативные:

  • умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Регулятивные:

  • умение формулировать и удерживать учебную задачу;
  • применение установленных правил в планировании способа решения;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • установление соответствия полученного результата поставленной цели;
  • выявление и осознание того, что уже усвоено, и  того, что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии).

Личностные

  • создание  связи между духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

Межпредметные связи:

  • русский язык: орфография, пунктуация, лексика (устаревшие слова);
  • История.

Ресурсы урока:

  • Интерактивная доска
  • Презентация учителя
  • Фрагмент к/ф «Маша отказывается выйти замуж за Гринёва без благословения родителей»
  • Тетради по литературе
  • Учебник «Литература 8 класс» под редакцией Коровиной.

                                                                                          Этапы  урока

Содержание деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся 

Этап  урока 1. Мотивация познавательной деятельности

  • Читает отрывок из повести «Капитанская дочка» и предлагает назвать имя героини.

«Милая, добрая, - сказал я ей, - будь моею женой, согласись на моё счастье». Она опомнилась. «Ради Бога, успокойтесь, - сказала она, отняв у меня свою руку. – Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастье воскресило меня. Она будет моя! Она меня любит! Эта мысль наполняла всё моё существование.  

  • Предлагает учащимся выбрать из предложенных тем тему урока (слайд 1)

Маша Миронова – главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина

Её именем названа повесть А. С. Пушкина

  • Предлагает учащимся сформулировать цель урока в виде проблемного вопроса , обращая внимание на название повести и записать в тетрадях.

  • Слушают отрывок и называют имя Марии Ивановны Мироновой.

  • Читают представленные на экране в слайде темы, выбирают одну из них, объясняют выбор. Тему, которую выбрало большинство учащихся, записывают в тетрадях.

  • Предлагают варианты цели урока. Наиболее точную записывают в тетрадях. (Цель: рассмотреть образ Маши Мироновой на протяжении повествования и ответить на вопрос: почему она нравственный идеал Пушкина, почему её именем названа повесть?  

                                                        Этап урока 2. Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает тест на знание содержания первых глав повести (слайд 2)
  1. Сколько лет Марии Ивановне? (осьмнадцать)
  2. Как называли девушек такого возраста? (на выданье)
  3. Какое было придание у Маши? (гребень, веник, алтын денег – никакого)
  4. Были ли у Маши подруги, с кем бы она могла поговорить на «девичьи» темы? (Нет)
  5. Почему в Белогорской крепости из пушки произвели выстрел только один раз? (Маша испугалась выстрела)
  6. Почему Гринёву Швабрин описал Марию Ивановну «сущею дурочкой»? (Сам был в неё влюблён и не хотел, чтоб она понравилась Петру Андреевичу)
  • Предлагает заполнить в виде выводов первую графу таблицы «Характеристика Марии Ивановны Мироновой» (слайд 3)

В начале повести

В заточении у Швабрина

В конце повести

  • Фронтально решают тест.

     

  •  Заполняют первую графу таблицы.

Восемнадцатилетняя девушка, на выданье, бесприданница, подруг нет, трусиха.    

                                                                 

                                   Этап урока 3. Организация познавательной деятельности. Выявление проблемы.

  • Предлагает учащимся ответить на вопрос: Маша до последней страницы повести остается трусихой?
  • Предлагает ученикам в тетрадях записать проблемный вопрос: «Почему в характере Марии Ивановны произошли изменения?»

  • Отвечают на вопрос, что к концу повести в характере девушки произошли изменения.
  • Записывают проблемный вопрос в тетрадях.

                                              Этап урока 4.  Организация учащимися  «открытия»  нового знания.

  • Предлагает посмотреть фрагмент к/ф «Отказ Маши выйти замуж за Петра Андреевича без благословения родителей» и ответить на вопрос: Почему отказывается, если любит? Как это её характеризует?
  • В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытание любовью. Предлагает найти и прочитать слова Маши, которые она произносит, оказавшись в заточении у Швабрина. Дайте оценку этим словам, запишите вывод во второй графе таблицы.
  • Предлагает ученику, выразительно читающему, прочитать отрывок, в котором Гринев получает отказ спасти Марию Ивановну из заточения.
  • Предлагает ответить на вопрос: Кому и в какой ситуации принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать»?
  • Предлагает, оценить поступки героев.

  • Гринева арестовывают за связь с Пугачёвым. Предлагает послушать заранее подготовленный пересказ одним из учеников: что делает Мария Ивановна, чтоб спасти любимого.

  • Предлагает учащимся заполнить последнюю графу таблицы.
  • Предлагает учащимся ответить на вопрос: что же так изменило Машу Миронову?
  • Смотрят фрагмент. Отвечают на вопрос.

  • Находят слова Маши и читают. Делают записи в тетради: героиня скорее погибнет, чем выйдет замуж за нелюбимого. Проявляет твердость характера.

  • Называет номер страницы (стр. 175) и выразительно читает. Остальные следят по тексту.

  • Отвечают на вопрос: Пугачеву.

  • Отвечают на вопрос: Пугачев, идейный враг, оказывается человечнее.

  • Пересказывает отрывок: приезд Марии Ивановны к императрице с просьбой о помиловании Гринева.

  • Едет одна в Петербург просить за любимого. Смелая.

  • Отвечают: любовь.

                                                               Этап урока 5. Подведение итогов. Рефлексия

   Подведение итогов  

   Учитель просит учащихся  составить синквейн

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

    Ученики по желанию читают синквейны

                           Маша                                                                                      Маша

                 Добрая, верная                                                               Добрая. благовоспитанная

              Боится, любит, спасает                                                     Любит, страдает, спасает

          Мария Ивановна – идеал Пушкина.                               Героиня самоотверженна, достойна счастья.

                         Любовь                                                                        Нравственность

  Рефлексия. Слайд 4 Сегодня я узнал, что …

                                       Я понял, что …

                                       Я не понял …

  Домашнее задание. Слайд 5                                                                                                                                                                           Написать развёрнутый ответ на один из вопросов 1. Почему Пушкин называет свою повесть «Капитанская дочка»?         2. Почему Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

 Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.   Ситуация, в которой человек сталкивается с нравств...

технологическая карта урока литературы 8 класс "Капитанская дочка"

Технологическая карта открытого урока литературы по произведению А. С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...