Тема урока: Маша Миронова – идеал А. С. Пушкина | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Цели: - формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (деятельностная цель);
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (содержательная цель);
- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской классической литературы (воспитательная цель);
- формирование КУУД, способствующих развитию личности учащегося путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (развивающая цель).
Задачи: - рассмотреть образ главной героини повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- продолжить рассматривать тему нравственности в повести, связать нравственную тематику с образом героини;
- создание условий для раскрытия названия повести;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
- сохранение физического и психического здоровья обучающихся.
|
Планируемые результаты |
Предметные
- приобщение к культурному и историческому наследию;
- умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
| Метапредметные
Познавательные: - выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;
- переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
- умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.
Коммуникативные: - умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Регулятивные: - умение формулировать и удерживать учебную задачу;
- применение установленных правил в планировании способа решения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- установление соответствия полученного результата поставленной цели;
- выявление и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии).
| Личностные
- создание связи между духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.
|
Межпредметные связи: - русский язык: орфография, пунктуация, лексика (устаревшие слова);
- История.
|
Ресурсы урока: - Интерактивная доска
- Презентация учителя
- Фрагмент к/ф «Маша отказывается выйти замуж за Гринёва без благословения родителей»
- Тетради по литературе
- Учебник «Литература 8 класс» под редакцией Коровиной.
|
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся |
Этап урока 1. Мотивация познавательной деятельности
|
- Читает отрывок из повести «Капитанская дочка» и предлагает назвать имя героини.
«Милая, добрая, - сказал я ей, - будь моею женой, согласись на моё счастье». Она опомнилась. «Ради Бога, успокойтесь, - сказала она, отняв у меня свою руку. – Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастье воскресило меня. Она будет моя! Она меня любит! Эта мысль наполняла всё моё существование. - Предлагает учащимся выбрать из предложенных тем тему урока (слайд 1)
Маша Миронова – главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина Её именем названа повесть А. С. Пушкина
- Предлагает учащимся сформулировать цель урока в виде проблемного вопроса , обращая внимание на название повести и записать в тетрадях.
| - Слушают отрывок и называют имя Марии Ивановны Мироновой.
- Читают представленные на экране в слайде темы, выбирают одну из них, объясняют выбор. Тему, которую выбрало большинство учащихся, записывают в тетрадях.
- Предлагают варианты цели урока. Наиболее точную записывают в тетрадях. (Цель: рассмотреть образ Маши Мироновой на протяжении повествования и ответить на вопрос: почему она нравственный идеал Пушкина, почему её именем названа повесть?
|
Этап урока 2. Актуализация необходимых знаний |
- Предлагает тест на знание содержания первых глав повести (слайд 2)
- Сколько лет Марии Ивановне? (осьмнадцать)
- Как называли девушек такого возраста? (на выданье)
- Какое было придание у Маши? (гребень, веник, алтын денег – никакого)
- Были ли у Маши подруги, с кем бы она могла поговорить на «девичьи» темы? (Нет)
- Почему в Белогорской крепости из пушки произвели выстрел только один раз? (Маша испугалась выстрела)
- Почему Гринёву Швабрин описал Марию Ивановну «сущею дурочкой»? (Сам был в неё влюблён и не хотел, чтоб она понравилась Петру Андреевичу)
- Предлагает заполнить в виде выводов первую графу таблицы «Характеристика Марии Ивановны Мироновой» (слайд 3)
В начале повести | В заточении у Швабрина | В конце повести |
|
|
|
|
- Заполняют первую графу таблицы.
Восемнадцатилетняя девушка, на выданье, бесприданница, подруг нет, трусиха.
|
Этап урока 3. Организация познавательной деятельности. Выявление проблемы. |
- Предлагает учащимся ответить на вопрос: Маша до последней страницы повести остается трусихой?
- Предлагает ученикам в тетрадях записать проблемный вопрос: «Почему в характере Марии Ивановны произошли изменения?»
| - Отвечают на вопрос, что к концу повести в характере девушки произошли изменения.
- Записывают проблемный вопрос в тетрадях.
|
Этап урока 4. Организация учащимися «открытия» нового знания. |
- Предлагает посмотреть фрагмент к/ф «Отказ Маши выйти замуж за Петра Андреевича без благословения родителей» и ответить на вопрос: Почему отказывается, если любит? Как это её характеризует?
- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытание любовью. Предлагает найти и прочитать слова Маши, которые она произносит, оказавшись в заточении у Швабрина. Дайте оценку этим словам, запишите вывод во второй графе таблицы.
- Предлагает ученику, выразительно читающему, прочитать отрывок, в котором Гринев получает отказ спасти Марию Ивановну из заточения.
- Предлагает ответить на вопрос: Кому и в какой ситуации принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать»?
- Предлагает, оценить поступки героев.
- Гринева арестовывают за связь с Пугачёвым. Предлагает послушать заранее подготовленный пересказ одним из учеников: что делает Мария Ивановна, чтоб спасти любимого.
- Предлагает учащимся заполнить последнюю графу таблицы.
- Предлагает учащимся ответить на вопрос: что же так изменило Машу Миронову?
| - Смотрят фрагмент. Отвечают на вопрос.
- Находят слова Маши и читают. Делают записи в тетради: героиня скорее погибнет, чем выйдет замуж за нелюбимого. Проявляет твердость характера.
- Называет номер страницы (стр. 175) и выразительно читает. Остальные следят по тексту.
- Отвечают на вопрос: Пугачеву.
- Отвечают на вопрос: Пугачев, идейный враг, оказывается человечнее.
- Пересказывает отрывок: приезд Марии Ивановны к императрице с просьбой о помиловании Гринева.
- Едет одна в Петербург просить за любимого. Смелая.
|
Этап урока 5. Подведение итогов. Рефлексия Подведение итогов Учитель просит учащихся составить синквейн - Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Ученики по желанию читают синквейны Маша Маша Добрая, верная Добрая. благовоспитанная Боится, любит, спасает Любит, страдает, спасает Мария Ивановна – идеал Пушкина. Героиня самоотверженна, достойна счастья. Любовь Нравственность Рефлексия. Слайд 4 Сегодня я узнал, что … Я понял, что … Я не понял … |
Домашнее задание. Слайд 5 Написать развёрнутый ответ на один из вопросов 1. Почему Пушкин называет свою повесть «Капитанская дочка»? 2. Почему Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина? |