Технологическая карта обобщающего урока по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

Обобщение по изученному произведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 181818.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Ф.И. О. Скосырская Людмила Валерьевна

Предмет Литература

Класс 8

Тема Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Тип урока Урок обобщения материала

Технологии: исследование

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момен

1 мин

Приветствие учителя

Сообщение темы урока: «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Исторический контекст рассказа. подготовка к сочинению

Запись в тетрадь

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Целеполагание

Перед нами стоит цель:
углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

(активно участвовать в уроке понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…)

Обобщить материал, подготовиться к сочинению

Определите ваши цели урока?

Проверка домашнего задания

Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в тетради

В левой части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Что произвело на вас самое сильное впечатление в рассказе?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обобщение материала

Блиц-опрос.

1.Имя отца Гринёва?

2. Служил при графе…

3. Сыну был пожалован в дядьки…

4.На каком году выучился Петруша грамоте?

5.Он мог здорово судить. о…

6. Был нанят француз...

7…который в Отечестве своём был

8. А потом приехал в Россию, чтобы стать

9. Батюшка вошёл на урок.

10. В это время Петруша…

11. А Бопре?

12. Отец Петруши сказал:

13. Иван Кузьмич Миронов и его жена были люди самые

14. Иван Кузьмич вышел в офицеры из…

15Он был необразованный и простой, но самый

16. В Марье Ивановне «я нашёл

17. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»

18. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

19. Как ответил Гринёв?

20. Позднее он скажет: «Вместо грубой и неприступной насмешки увидел я в его гнусных словах ...

21. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года

22. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства

23. Последовало усмирение бунта

24. далее: «…учинил непростительную дерзость…» Кто? Какую дерзость?

25. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? Умирать так умирать…»

(Андрей Петрович)

. …(Минихе)

.…(стремянной Савельич).

(на 12-ом).

(свойствах борзого кобеля).

(мосьн Бопре).

(парикмахером).

учителем, не очень понимая

(географии).

(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

спал сном невинности).

«Пускай послужит он в армии…, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

(почтенные).

(солдатских детей).

… (честный и добрый человек).

…(благоразумную и чувственную девушку»).

(пару серёг).

(«Знаю по опыту её нрав и обычай»

Ты лжёшь, мерзавец, лжёшь самым бесстыдным образом»)

..

.(обдуманную клевету»).

(1773)

(неспокойными и опасными подданными»).

(картечью и жестокими наказаниями).

(Емельян Пугачёв назвался именем императора Петра III).

(дело служивое).

Как хорошо вы знаете текст?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).



Работа в группах

Работа в микрогруппах (в парах) по рядам

Работа с карточками разной сложности

(См.ниже)

Работа в группах

Итоги работы в группах

Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

Как вы считаете, что послужило поводом для создания романа?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Закрепление материала

Просмотр кинофильма. 5мин

Дайте характеристику героям. Черты характера даны вразнобой .учащиеся должны распределить их по героям

Характерные черты героев:

Гринев: впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, верность ,искренность, потребность в любви, прямодушие

Швабрин :подлость, предательство, жестокость, властолюбие, слабость духа, трусость ,хитрость, изворотливость

Пугачев :жестокость, великодушии,

одиночество, смелость,

доброта, вспыльчивость ,

одиночество, властность ,

милосердие, благодарность ,

властность

Мария: доброта, честность, твёрдость характера

Итак, какими мы видим героев повести?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Проблемный вопрос для цикла уроков по данному произведению

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)

2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства

Что так изменило главных героев?

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к героям повести? .

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин

Оценки за урок

Дом.задание: написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)

  1. 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

.2 «Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.


Составить план:

1тема 1Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

2Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

3Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

4История любви к Маше.

5«Благие» потрясения.

6История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

7Основные черты героя, типичность образа.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение Карточки с заданиями для групп


Задание 1: Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы (противопоставления). (на доске записать)

Пугачев; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: Прочитайте следующие документы, сделайте вывод о том, что обострило интерес Пушкина к истории Пугачевского восстания. Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

«Времена стоят печальные. В Петербурге свирепствует эпидемия. Народ несколько раз начинал бунтовать. Ходили нелепые слухи. Утверждали, что лекаря отравляют население. Двое из них были убиты рассвирепевшей чернью (здесь: толпа)…на этот раз возмущение было подавлено; но через некоторое время беспорядки возобновились. Возможно, что будут вынуждены прибегнуть к картечи».

( А.С.Пушкин – П.А.Осиповой, 29 июня 1931г.)

«Я должен сказать вам, господа, что положение дел весьма не хорошо, подобно времени бывшей французской революции. Париж – гнездо злодеяний – разлил яд свой по всей Европе. Не хорошо. Время требует предосторожности».

(Из речи Николая I на приеме депутации Дворянства 22 августа 1831 г.)

«Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника…Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?»

(А.С.Пушкин – из дневников 1834 г.)

« Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною».

(А.С.Пушкин. История Пугачева, 1834 г.)

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: прочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

«Ты зовешь меня к себе прежде августа. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мен весело в нем жить между пасквилями (клевета) и доносами?»

(А.С.Пушкин – Н.Н.Пушкиной, 29 мая 1834 г.)

«Московская почта распечатала письмо, написанное мною Наталье Николаевне, и, нашед в нем отчет о присяге великого князя, писанный, видно, слогом не официальным, донесла обо всем полиции. Полиция, не разобрав смысла, представила письмо государю, который сгоряча также его не понял…я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать к царю… и царь не стыдится в том признаться – и давать ход интриге (происки, неблаговидные поступки).

(А.С.Пушкин – Запись в дневнике, 10 мая 1834 г.)

« Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь (Пушкин говорит о людях дворянского общества). С самого начала думай о них все самое плохое, что можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься…презирай их самым вежливым образом: это – средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет».

(А.С.Пушкин – Л.С.Пушкину, октябрь 1822 г.)

«Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное (вызывающе-пренебрежительный, наглый, бесстыдный) презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние».

(А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву, 19 октября 1836 г. –В день окончания переписывания «Капитанской дочки»)

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: Один из известных критиков 19 века (Н.Н. Страхов) писал: «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова». И.С.Тургенев считал, что главное в «Капитанской дочке» - изображение «бунта казака Пугачева». Какое из приведенных высказываний вам кажется более правильным? Почему? Как в ответе на вопрос вам может помочь проблема жанрового своеобразия произведения? (бытовой роман, историческая повесть, хроники, мемуары)

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на ватмане)

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Дочка».


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Корчагина Зоя Николаевна

Предмет

литература

Класс

8

Тема

Долг и честь в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель деятельности
учителя

углубить знания учащихся о повести А.С. Пушкина, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь».

Тип урока

Обобщающий урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные. Знать:

•        основные признаки повести, ее жанровое своеобразие;

•        основные этапы анализа прозаического текста;

        Метапредметные. Уметь: 

•        выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста;

•        определять тему и идею произведения;

•        давать развернутые ответы на вопросы;

•        находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения.

 Личностные: формирование положительного отношения к учению,  уважительного  отношения к собеседнику.

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, диалогический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение.

Образовательные
ресурсы

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование

  •  портрет А.С. Пушкина;
  • сборники его повестей;
  • иллюстрации к повести «Капитанская дочка»;
  • аудиозапись из фильма «Капитанская дочка».

Основные понятия и термины

Повесть, нравственные понятия «долг», «честь».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

После представления сцены задает вопросы:

- Что за сцена разыграна перед вами?

- Кто в ней участвует?

- Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?

Представляют сцену  дуэли Алексея Швабрина и Петра Гринёва. Глава IY «Поединок», (исполняют роли Савельича, Швабрина, Гринёва).

К – понимают чувства других людей и сопереживают им, осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

III. Изучение нового материала (Составление кластеров «Гринев», «Шабрин»)

Указывает учащимся на основные стороны личности героев, задает уточняющие вопросы.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства;

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

IV. Практическая деятельность Комментированное чтение и обсуждение повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Организует комментированное чтение повести и беседу по следующим темам:

  1. Воспитание и образование
  2. Отношение к окружающим людям
  3. Отношение к любви
  4. Понимание воинского долга

Читают текст, анализируют его, беседуют по вопросам, интерпретируют информацию.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию..

К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

V. Итоги урока (составление синквейна). Рефлексия деятель-
ности

Заслушивает составленные обучающимися синквейны

Составляют синквейн, формулируют, что усвоено на уроке.

П – ориентируются

в своей системе знаний, установить соответствие результатов поставленной цели.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено.

Л – проявляют интерес к предмету 

VI. Домашнее задание

Выдает задание (написать письмо А. Швабрину о понятиях «долг», «честь»).

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

Технологическая карта обобщающего урока английского языка "Animals In Our Life" в 6 классе ФГОС ( мини-проекты)

Тема:  «Животные в нашей жизни»Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через закрепление знаний по теме “Animals in оur Life” ( проекты) - развивать умени...

Технологическая карта обобщающего урока алгебры по теме "Интеграл" 11 класс УМК: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Технологичекая карта урока алгебры в 11 классе по теме "Интеграл" . УМК : Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Цель урока: подготовка к контрольной работе....