ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
статья по английскому языку по теме
Формирование творческих способностей школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satya_formirovanie_tvorcheskih_sposobnostey_shkolnikov_.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
“Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
правильного установления конечной цели всякого рода
деятельности и отыскивания соответственных средств,
ведущих к конечной цели.”
Аристотель
Цель обучения иностранному языку в школе заключается в формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя, в частности, языковую, социокультурную и творческую компетенции; расширении и систематизации знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса; в овладении общей речевой культурой.
Позитивное содержание компетенций -это социальный заказ современного российского образования, где задача учителя состоит в организации работы, которая мотивирует ученика к исследовательскому, ответственному поиску решений творческих вопросов. Творчество- это созидание! Только педагог, тщательно продумав и спланировав урок или мероприятие, может создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на развитие у школьника навыков самоорганизации и самообразования.
Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры, где огромная роль отводится самим участникам. Творческая деятельность учащихся способствует достижению положительной мотивации, влияя на развитие речевых умений, открывает широкий простор для творчества, делает их жизнь богаче и многограннее.
Определяющее значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы комплексного формирования творческих способностей учащихся имели работы известных учёных Аристовой Л.П.Боголюбова В.Н.Лихачёва Б.Т.Сальниковой Т.П., Колеченко А.К., Богоявленской Д.Б. и др. Но недостаточная разработанность и практичная востребованность результатов решения этой проблемы привели нас к данной теме.
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей включает межкультурные связи; культуру стран изучаемого языка; повышение качества усвоения общеобразовательных знаний; расширение кругозора; развитие творческого мышления и хорошо натренированной памяти; воспитание положительных черт характера; развитие воображения, наблюдательности, сообразительности; воспитание творческой личности в целом; знакомство с современной жизнью.
Актуализация также состоит в создании оптимальных условий для развития каждого школьника в различных видах трудовой деятельности и введения в настоящую творческую деятельность.
Формирование коммуникативных качеств учащихся обуславливается необходимостью взаимодействия с другими детьми; отношением к иному мнению, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитием личной ответственности и этических чувств.
Перед учителем стоят задачи подготовки, организации и проведения урока или мероприятия, во время которых необходимо проследить процесс развития творческих способностей учащихся, выявить возможности критериев оценки (с целью определения форм, методов и средств обучения).
Творческие способности учащихся необходимо постоянно активизировать и развивать.
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведёт к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творческую осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, самосовершенствованию и проявлению личностных качеств.
Всё это является эффективным средством комплексного развития школьника.
Очень важно дать детям возможность проявления собственной индивидуальности, непосредственного активного участия в данной деятельности, на доступном уровне сложности, с учётом степени подготовленности.
Учитель следит за умением учащихся работать в сотрудничестве. Индивидуальная, групповая, командная, коллективная работа формирует коммуникативные и компенсаторные умения участников мероприятия, воспитывает толерантное отношение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи, расширяет знания согласно требованиям программного материала по учебному предмету, приобщает к иноязычной культуре.
Ситуация и роли приближены к жизни для самовыражения индивидуальности всех участников представления. Педагогические технологии, используемые учителем, должны соответствовать возрастным индивидуальным особенностям учащихся, их психологическим возможностям.
В нашем опыте, при проведении внеклассного мероприятия ”Волшебный мир У.Диснея” из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора, разработчика, координатора познавательной деятельности детей, помогает в поиске источника информации, сам является источником информации, поощряет учеников, поддерживает непрерывную связь “учитель-ученик-учитель”.
Для достижения положительных результатов при проведении данного мероприятия большую роль играет совместная предварительная подготовка (учитель и учащиеся):
-осуществление поиска источника информации по теме мероприятия;
-организация исследовательской деятельности в познавательном процессе;
-выставка поделок и творческих работ учащихся;
-выставка конкурсных рисунков, плакатов, стенгазет;
-оформление классного помещения для праздника;
-оборудование рабочих мест для участников мероприятия;
-изготовление эмблем для ведущих, участников и гостей;
-изготовление декораций и костюмов персонажей для инсценировок.
Самое сложное для учителя в ходе мероприятия-это роль независимого консультанта.
Трудно удержаться от подсказок, особенно, если видно, что учащиеся “идут не туда”.
Применение различных форм, приёмов и методов дало свои положительные результаты, позволило детям раскрепоститься, получить радость от занятия, стимулировало праздничное настроение учащихся, их желание быть непосредственными участниками конкурсов и соревнований. Каждый школьник был вовлечён в активную деятельность, проявляя свои способности. Учитель применил метод соревнования и поддерживал соревновательный дух двух команд.
Чтобы попасть в каждую из частей “Парка развлечений” необходимо пройти интересные испытания в форме выполнения разнообразных заданий (решение кроссворда, разгадывание викторины, инсценировки по сюжетам мультфильмов У.Диснея, презентация творческих работ, выполнение грамматических и лексических упражнений).
Использование игровых технологий, принципа наглядности (портрет Уолта Диснея, кадры-слайды любимых “мультиков”, иллюстрации, нарисованные детьми, игрушки-персонажи, изготовленные “своими руками”) создаёт позитивный настрой детей, вызывает радость общения и положительные эмоции.
Учащиеся выступали с монологическими высказываниями о создателе “Парка развлечений” Уолте Диснее, что способствует развитию и совершенствованию как устного общения, так и умению поддержать диалог с собеседником.
Вся деятельность учителя способствует установлению доверительного контакта с детьми; ориентировке на выполнение плана мероприятия; организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; обучению приёмам самостоятельного выполнения заданий; организации педагогической помощи и контроля; воспитанию объективности самих учащихся; созданию психологического климата, доброжелательной, благоприятной атмосферы на занятии; развитию межличностных коммуникативных качеств, повышению внимания и сосредоточенности учащихся. Большая роль отводится воспитанию умения детей объективно оценить результаты своей команды и команды соперника.
Поставленные задачи решаемы, если учитель:
- находится в постоянном творческом поиске;
- тщательно продумывает и планирует урок или мероприятие;
- участвует в экспериментальной работе школы;
- ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях, технологиях;
- уважает личность каждого ученика;
- дифференцирует объём и сложность заданий;
- приучает учащихся к самостоятельной работе;
- развивает их творческое мышление.
Педагог призван создавать предпосылки для применения творческих способностей в системе профессиональной деятельности, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций, чувств; умению аргументировать свою деятельность; содействует формированию положительной Я- концепции учащегося.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2010.
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника.-М.: Просвещение, 1987.
4. Боголюбов В.Н. Педагогическая технология.-Пятигорск: ПГЛУ, 1990.
5. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985.
6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии.-М: Сфера, 2005.
7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
8. Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей-М: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
материал с конференции...
Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики". Опыт обобщен на районном метод...
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
"Английский театр" как средство формирования творческих способностей младших школьников во внеурочное время
Интересное обучение, творческая деятельность способствуют формированию личности учащегося, закреплению и углублению знаний, умений и навыков, которые были получены во время учебного процесса. В ...
Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"
Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"...
Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...