Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности
проект
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Нартасская школа – интернат»
Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности
Автор – разработчик: Бочаров П.А.,
воспитатель
пос. Нартас
2021г.
ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, необходимо раскрыть творческий потенциал ребенка, дать направляющий вектор его развития. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал. При таком подходе к обучению меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Вследствие этого возникла необходимость в новых формах организации образовательного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли педагога и ученика: педагога как организатора познавательной деятельности, а ученика – как её субъекта.
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
Стратегическая цель проекта: создать условия для раскрытия творческих способностей, развития познавательной активности обучающихся, путем вовлечения в проектную деятельность во внеурочное время.
Объект: индивидуальные творческие способности обучающихся.
Предмет: процесс включения школьников в проектную деятельность декоративно-прикладной направленности раскрывающую их индивидуальный творческий потенциал.
Задачи проекта:
- на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта разработать условия для развития творческого потенциала обучающийся, осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, используя содержание учебных разделов «Художественная обработка материалов»;
- использовать проектный метод обучения, как основной способ выявления и раскрытия творческих способностей обучающихся, апробировать систему педагогических действий по организации проектной деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
- способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;
- способствовать освоению учащимися содержания декоративно-прикладного творчества, знакомить с достижениями современных технологий и областями их применения;
- развивать интерес к творчеству, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность; способность интегрировать и синтезировать полученную информацию для преобразования ее в художественный образ;
- способствовать формированию творческой ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять при создании изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- отслеживать эффективность творческой деятельности через диагностику уровня сформированности проектных умений и навыков.
Целевая аудитория: учащиеся 8-9 классов
Диапазон проекта: деятельность школьников во внеклассной работе.
Ожидаемый результат: повышение творческой активности школьников, творческие проекты обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Теоретико-методологическое обоснование
Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной трудовой деятельности.
Творчество - рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество есть выход за пределы заданного, в нем проявляется также активность бессознательных психических процессов. Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.
В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Многие исследователи полагали, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие качества передаются по наследству.
В результате исследования Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:
- умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
- высокая работоспособность;
- умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
-умение защищать свои убеждения.
Все эти качества являются приобретенными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимо активизировать творческие качества.
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучении, разработкой и внедрением которых занимался авторский коллектив в составе доктора технических наук, профессора М.И. Гуревича, доктора педагогических наук М.Б. Павловой, магистра Дж. Пита (Великобритания), доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО И.А.Сасовой. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.
Для ученика проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Для педагога проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность
В современных зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым социальным условиям в процессе профессионального самоопределения, это способ преломления теоретических знаний в практике для решения узколичностных задач.
В практике современного российского образования метод творческих проектов находит все большее распространение (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, И.И. Сасова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Возвращение к методу проектов в современном образовании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях.
Под творческим проектом мы понимаем самостоятельно разработанное и изготовленное учениками изделие (услугу) от идеи до ее реализации в ситуации совместной деятельности с педагогом.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Метод проектов - способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, способствует повышению уровня компетентности обучающихся школы в области решения проблем и коммуникации.
Исходя из многолетнего педагогического опыта ведения кружковой работы « Волшебное дерево», мною были сделаны следующее наблюдения:
развитие творческих способностей школьников достаточно активно происходит в процессе изучения разделов декоративно-прикладного творчества, этот вид деятельности позволяет раскрыть в детях их творческий потенциал, а интеграция основного и дополнительного образования дает широкие возможности для включения учащихся и педагогов в совместную творческую проектную деятельность.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Таким образом, мы пришли к выводу, что для реализации цели педагогического проекта необходимы:
- Разработка и реализация программ дополнительного образования, используя разделы декоративно-прикладного творчества.
- Реализация проектного метода обучения во внеурочной деятельности.
- Создание условий сотрудничества и сотворчества во внеурочное время.
Реализации проекта осуществляется:
- На расширенном уровне на занятиях кружковой работы, а также на общешкольных воспитательных мероприятиях, тематических экскурсиях. В системе дополнительного образования разработана и реализуется авторская программа «Волшебное дерево». Программа ориентирована на использование метода проектов в обучении школьников.
- Разработка и реализация программы дополнительного образования
Программа «Волшебное дерево» была разработана мной и успешно реализовывалась и давала гарантируемый результат, на современном этапе модернизирована с учетом часов, отводимых на внеурочную деятельность
Цель программы «Волшебное дерево»: ориентируясь на интересы, склонности и возможности школьников, способствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей, освоению технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию изделий декоративно-прикладного характера, готовности учащихся к выбору профиля обучения.
Задачи: выявление и развитие творческих способностей учащихся при использовании различных видов проектной деятельности;
- формирование технологической культуры и знаний по технологии обработки различных материалов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
- овладение методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий декоративно-прикладной направленности с учётом эстетических и экологических требований;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
- подготовка школьников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов в сочетании с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
В 8-9 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), курс рассчитан на 2 года обучения, всего 136 часа.
Особенность программы в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения декоративно-прикладному творчеству (с 8 по 9 класс); состоит из модулей; органично дополняет основную программу по предмету «Технология»; охватывает широкий спектр знаний декоративно-прикладной деятельности, тем самым помогает найти себя каждому ребенку и позволяет ему шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности, самореализоваться в современном мире. Деятельность обучающихся приобретает творческий, исследовательский характер. Опираясь на полученные знания и умения, у школьников возникает потребность в самостоятельном изучении технологий декоративно-прикладного творчества не входящих в разделы программы.
Обучаясь по программе «Волшебное дерево», школьникам предоставляет возможность изучения новых технологий и применение современных материалов в творческой деятельности. На занятиях практикуется экспериментирование с различными материалами, что раскрывает творческий потенциал ребёнка, у школьников возникает потребность в исследовании, в разработке собственных проектов. Программа охватывает широкий спектр направлений декоративно-прикладной деятельности, реализует их через различные формы учебной деятельности (практические, уроки - презентации, уроки – конкурсы, творческие мастерские, творческие выставки).
- Реализация во внеурочной деятельности проектного метода обучения, как средства развития творческих способностей.
Все разделы программы имеют главную составляющую – проектную деятельность, которая включает в себя следующие основные компоненты:
- определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с педагогом выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;
- написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
- проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
- разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
- выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
- выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);
- планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;
- проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.
Результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта, освоенные в ходе проектной деятельности.
Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной. Организуя проектирование, необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по творческому проектированию целесообразно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Педагогу не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.
По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Ведущей функцией педагога при организации выполнения школьниками индивидуальных проектов является консультирование.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой для учащегося проблемы (задачи), требующей исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
∙ определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
∙ выдвижение гипотез их решения;
∙ обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) или способов изготовления.
∙ обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
∙ сбор, систематизация и анализ полученных данных;
∙ подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
∙ выводы, выдвижение новых проблем.
Первоначально, в процессе творческой работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а также, с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого проводятся консультации, собеседования. В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка. Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, необходимо создать условия.
- Условия, стимулирующие творческую деятельность учащихся
- Благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
- Творческая атмосфера, поддержка педагогом новых идей, поощрение инициативы и творчества;
- Постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки.
Для активизации творческой деятельности учащихся необходимо, прежде всего, определить значимость создаваемого изделия. Для этого использовать приемы:
- прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
- прием успеха - использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении, размещаю на сайте школы;
- рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы, научные конференции;
- прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям, грамоты).
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников». Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания материала. В этом случае, запуская проект, постепенно веду учащихся по пути приобретения необходимых знаний и умений в процессе выполнения проекта, благодаря упражнениям.
Использую алгоритм работы над проектом, который помогает учащимся в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и приучает детей к четкому порядку; план-программа претворения идеи в проект; рекомендации по составлению пояснительной записки и защите проекта.
В алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Каждый этап проекта отражается в дизайн – папке. Для оценки творческой деятельности учащихся использую критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.
Работаю по принципам, которые помогают:
- создавать атмосферу сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;
- побуждать к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;
- обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся.
Реализация проектного обучения осуществляется с учётом познавательной активности каждого возраста, что позволяет ученику хорошо усвоить предложенный материал и вовремя переключиться на другой вид деятельности, тем самым поддержать интерес к творческой работе.
На начальном этапе обучения (8 класс) выполняются:
Мини-проекты, игровые проекты, которые не требуют больших временных затрат.
Групповые проекты, – в которых требуется от каждого участника вклад в общее дело. Проявление ответственности за полученный результат своего творчества. Каждый проект включает в себя элементы исследования. Исследования для ребят является маленьким открытием, которое несет в себе яркую эмоциональную окраску - «радость успеха» для каждого ребенка.
К 9 классу, ученики, имея накопленный опыт, способны достичь лучшего результата в творческой деятельности. Они создают творческие проекты, которые являются конкурентоспособными. Например, проект «Шкатулка для моей мамы».
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Временной ресурс: 2 года.
Интеллектуальный ресурсы: образовательная программа основного общего образования, основанная на использование метода проектов авторов Сасовой И.А., Марченко А.В.Технология: Программа. 8-9 классы. - М.Вентана-Граф,2005.-96с. Программа дополнительного образования «Волшебное дерево» составленная мною.
Дидактические средства:
- инструкционные карты по основным разделам программ;
- тренировочные упражнения для погружения учащихся в проектный метод обучения (по методике И.А.Сасовой);
- методические рекомендации к разработке проекта;
Информационные ресурсы: Литература по проектированию, журналы и книги по декоративно-прикладному творчеству, электронный учебник по технологии, мультимедийные энциклопедии, видеофильмы, собрание мультимедийных презентаций и т.д. Электронное издание «Технология» (5-9класс) из серии «Библиотека электронных наглядных пособий». Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования по Технологии, ЦОР http://fcior.edu.ru/, единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://imc.rkc-74.ru/about/, медиатека по разделам программ: экономика, кулинария, рукоделие, художественная обработка материалов.
Кадровый ресурс:
- методическая служба школы, педагоги-организаторы по воспитательной работе, психологи, учителя трудового обучения, повышающие свою квалификацию.
Материально-технические ресурс: кабинет трудового обучения, оснащенный компьютером, принтером, сканером, проектором. Сборник лучших творческих проектов и творческих работ учащихся, виртуальные персональные выставки учащихся, выполненные при помощи PowerPoint.
Целевая аудитория:
Учащиеся 8-9 классов (на занятиях кружка).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы, мероприятия | Сроки | ||
| |||
|
| ||
| 2021-2022 | ||
2. Практический этап | |||
1. Апробация и внедрение программы дополнительного образования «Волшебное дерево 8-9 классы» 2. Модернизация программы с учетом современных педагогических подходов к образовательному процессу. |
| ||
4. График основных мероприятий в рамках дополнительного образования | |||
Класс | Сроки | Мероприятия | |
8класс | Октябрь, ноябрь Декабрь Декабрь Март май | 1. Исследовательская работа «Использование национальной резьбы в кухонной утвари народов мари». 2. Мастерская. Коллективная работа. «Разделочные доски». 3. Представление на научно-практических конференциях исследовательских, творческих, проектов. 4. . Авторские выставки учащихся. | |
9 класс | Ноябрь, Март Февраль, апрель Май | 1.Представление на конференциях, исследовательских, творческих, социально – направленных проектов. 2. Авторские выставки учащихся. 3. Исследовательская работа. «Моя будущая профессия». |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Самостоятельные проекты учащихся (практико-ориентированные, творческие, социальные, исследовательские), повышение творческой активности школьников (увеличение числа и качества проектов их конкурентоспособность).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Педагогический проект обеспечил реализацию следующих задач:
- Созданы условия для раскрытия творческого потенциала учащихся в декоративно-прикладном творчестве.
- Обеспечена реализация программы дополнительного образования. Разработана и реализуется авторская программа воспитателя Бочарова П.А.
- Разработаны методические рекомендации для учеников и учителей по организации проектной деятельности
- Созданы коллекция творческих проектов учащихся 8- 9 классов
Эффективность и успешность внедрения педагогического проекта
Уровень мотивации к творческой деятельности в течение последних лет остаётся стабильно высоким. С каждым годом увеличивается число желающих участвовать в выставках школьного уровня, что дает возможность выявить самых талантливых ребят, которые имеют достижения в проектной деятельности.
Нужно отметить, что в последние годы многие выпускники нашей школы выбрали для дальнейшего профессионального обучения творческие специальности. Учащиеся нашей школы успешно выставляют свои проекты на выставках, фестивалях, конкурсах разного уровня.
Распространение позитивных результатов педагогического проекта
Опыт работы представлялся на школьных педагогических советах, на заседаниях МО воспитателей.
Обмениваюсь опытом работы на сетевых сообществах, профессиональных педагогических сайтах, имею опубликованные работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. Результатом проекта является: повышение творческой активности школьников, увеличение числа конкурентно-способных творческих проектов, что доказывают победы в выставках, конкурсах, фестивалях.
Мы подтвердили предположение о том, что проектная деятельность школьников, реализуемая в условиях дополнительного образования, представляет собой особую форму активной учебно-познавательной деятельности школьников и позволяет рассматривать ее как значимое средство развития творческой личности. В ходе работы над проектом были составлены методические рекомендации для учеников и учителей по организации проектной деятельности учащихся.
Перспектива развития проекта. Разработка программы взаимодействия с начальной школой. Проблема: с каждым годом наблюдается ухудшение готовности младших школьников к трудовой деятельности, недостаточное развитие мелкой моторики, соответственно затруднения в выполнении технологических операций.
Источники информации
1. Альтшуллер Г.С., Верктин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. – Кишинев: МНТЦ “Прогресс” - Картя молдовеняскэ, 1990. - Ч.1. - 1990.- 237 с. Ч.2. - 1990. - 71 с.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод про-
ектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся».
– Самара, 2003.
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной
технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6.
4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред.
И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296с.: ил.
6. Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Н.-Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: На-
родное образование, 1998.
8. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ
учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник
статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.
9. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать
над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –
Ярославль: Академия развития, 2008.
10. Ступницкая М.А.Творческий потенциал проектной деятельности
школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирова-
ние различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр
«Школьная книга», 2006.
11. . Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. –44 с.
12. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 www.standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности
В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...
Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности в английском языке"
Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)....
Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков различных видов речевой деятельности
В современном мире интернет является неотъемлимой частью жизни и обучения. Интернет-ресурсы помогают вовлечь учащихся в процесс обучения и развивать навыки различных видов речевой деятельности на урок...
«Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников».
Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников...
Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы
Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...