Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_detal_v_rasskaze_i.s.turgeneva_biryuk.docx | 35.61 КБ |
prilozhenie.docx | 11.38 КБ |
biryuk.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».
Приступина Н.М.,
учитель русского языка и литературы МБОУ ИООШ№21
1. Решаемые учебные проблемы:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной детали в произведении;
- подведение учащихся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми разных сословий;
- формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;
- воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.
2. Задачи для учащихся:
- освоить содержание рассказа;
- определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни;
- определить место и роль художественной детали в характеристике героев произведения и ситуаций;
- выявить роль второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла;
- определить авторскую позицию в рассказе и способы ее выражения.
3. Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно- этического оценивания как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения к героям И.С. Тургенева, их оценка, понимание авторской позиции.
Метапредметные:
Познавательные: расширение представления детей о сложности писательского труда, воспитание думающего читателя. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов.
Предметные: в познавательной (интеллектуальной сфере): выявление заложенных в рассказе «Бирюк» вневременных ценностей, умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать героев, определять ИВС, в частности художественную деталь, их роль в произведении, владеть формами творческой работы (кластер, синквейн).
В ценностно-ориентационной сфере: формирование собственного отношения к рассказу И.С. Тургенева, понимание авторской позиции, воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.
В коммуникативной сфере: восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса.
Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с текстом рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
4. Учебный материал урока: текст рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», его аудиозапись, краткая информация о взаимоотношениях писателя и читателя, высказывание С.Я.Маршака в качестве эпиграфа, презентация по материалам урока.
5. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
6. Тип урока по форме: диалогический.
7. Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.
9. Форма оценивания результатов обученности: самооценка.
10. Оборудование: компьютер, проектор, учебник, доска, раздаточный материал.
11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
12. Ресурсы сети Интернет: портрет писателя, иллюстрации к рассказу.
13. Межпредметные связи: МХК.
ХОД УРОКА
Предтекстовый структурный элемент урока.
Художник автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник читатель.
С.Я.Маршак
1-й этап. Вхождение в тему урока.
А. Объявление темы урока.
Тема урока: «Художественная деталь в рассказеИ.С.Тургенева «Бирюк».(Запись в тетрадях).
Б. Самоопределение к деятельности (целеполагание):
- Найдите ключевое слово в теме урока (деталь).
- Знаком ли вам этот термин?
- Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (Продолжить учиться быть грамотным читателем)
- Что предстоит сделать, чтобы достичь цели? (изучив текст рассказа, найти яркие детали в произведении и понять, для чего писатель их использовал)
В. Работа с эпиграфом:
- Эпиграф нашего урока – слова С.Я.Маршака. Прочитайте их. Какова главная мысль? (Писатель всегда ждет умного, грамотного читателя)
2-й этап. Подготовка к вхождению в текст.
А. Слово учителя. «Книга – писатель - читатель»
- В мире очень много книг. Зайдите в библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простеньких обложках. Молчаливые, бумажные… Автор, название произведения… А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества в поисках вдохновения и единственно верного решения преодолели их авторы…
- Прочитай меня, - просил бы томик Пушкина,– мой поэт, совершенствуя стихи, менял слово в строке до 30 раз!
- Прочитай меня, - умоляла бы книга Гоголя, - сколько пережег он своих рукописей, бросал писать, чтобы я получилась!
- Лучше почитай нас, кричали бы романы великого французского писателя Флобера. – Создавая нас, он стал маяком.
- И их можно понять. Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил: «Стоит самому себе набить морду за такую работу». Он работал по ночам, а его окно в темные ночи стало маяком для рыбаков на реке Сене и даже для капитанов морских пароходов. Чтобы не сбиться с фарватера, они «держали курс на господина Флобера». Но вряд ли моряки знали, что за оком находится великий писатель Франции, измученный борьбой за совершенство прозы.
- И только книга И.С.Тургенева смущенно молчала. Ее взял почитать ученик 5 класса. И когда его спросили, о чем рассказ «Муму», он ответил: «Да, там Герасим свою собаку утопил». Ничего он не понял, что за историей собачки и дворника скрывался трагический период в истории нашего государства – крепостное право, отношение к которому хотел высказать Тургенев в своем произведении. Тургенев, кому простые люди кланялись в пояс со словами: «…в знак благодарности от всего русского народа». Тургенев, кто хотел, чтобы после на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян, ведь известны свидетельства современников писателя: император Александр II прочел книгу 11 раз, следовательно, она сыграла большую роль в его решении освободить крестьян.
- Конечно, книга ждет, чтобы ее прочитали, а писатель ждет грамотного читателя, чтобы за словами и строчками тот услышал его голос, мысли, которые волновали и которыми хочется поделиться.
- Чтобы приступить к работе с текстом произведения. Вспомните, что называется художественной деталью, дайте определение. (Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении).
- Вспомните, для чего автор использует этот художественный прием в произведении. Для этого выполним уже известную вам форму работы – составление схемы (кластера).
Б. Составление схемы (кластера):
Деталь: место действия, время действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, авторское отношение к героям.
- Проверьте, все ли особенности такого художественного приема, как деталь, вспомнили:
Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении. Деталь помогает представить читателю время и место действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, понять авторское отношение к изображаемому.
- Деталь как прием художественной литературы вам знакома. Сегодня на уроке воспользуйтесь своими знаниями и докажите, что вы грамотные читатели и в мастерской писателя не гости, а сотрудники. Поможет нам в этом презентация.
Текстовый структурный элемент урока.
3-й этап. Подготовка к вхождению в текст.
Целеполагание (экран), знакомство учащихся с формами работы и их оценкой.
4-й этап. Осмысление текста через поиск художественной детали и определение ее функции в раскрытии авторского замысла рассказа.
А. Обмен впечатлениями о прочитанном.
- Ребята, вы прочли рассказ Тургенева «Бирюк». Какие чувства вызвал у вас рассказ? (словарик чувств: жалость, сочувствие, сострадание, негодование, неприязнь, благодарность, равнодушие, удивление, брезгливость, скорбь, тоска, радость ) (жалость, сочувствие детям и леснику, мужику, сострадание, благодарность рассказчику и Фоме)
Беседа и заполнение таблицы.
- В каком месте разворачиваются события? (в лесу)
- Послушайте запись начала рассказа (до слов «та же фигура словно выросла из-под земли подле моих дрожек»). Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя, слушателя? К каким событиям готовит такое начало рассказа? (страх, волнение, неожиданная встреча)
- Тургенев вряд ли случайно поселил своего героя не в обществе, среди людей, а в лесу, среди природы. С одной стороны, это оправдано тем, что он лесник. С другой – писатель, будто незаметно подчеркивает, что лесник связан с природой множеством незримых нитей, что и определяет его нравственность. Найдите в тексте описание героя. (с. 242) Какие художественные приемы использует автор для создания образа? (детали описания лица, одежды, определение внутреннего состояния героя) Герой силен и бесстрашен. Нравится ли лесник рассказчику?
Портрет | Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза |
- Почему перед описанием героя автор описывает его детей и жилище. Прочтите описание избы. (прием контраста) Какие чувства и мысли возникают при чтении? (жалость, удивление) что испытывает рассказчик? Какие детали высвечивают состояние детей, лесника? Как относится к нему жена? Счастлив ли герой? Счастливы ли дети?
Быт героя, его семейное положение | Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая |
- Как зовут героя? Что означает его прозвище?
Имя | Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА |
- Найдите строки, в которых мы узнаем об отношении окружающих к леснику (с.242-243)
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян | Сжить хотят со свету, да не дается. |
- Как герой относится к своему делу?
Отношение Бирюка к работе | Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест |
- Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника здесь проявляются? (на равных, независимость)
- Как Бирюк ведет себя в сцене с крестьянином-вором? Как реагирует на истошные обвинения и угрозы крестьянина? Какие черты характера лесника проявляются в их диалоге?
- Как Бирюк относится к мужику? Жалеет ли вора Бирюк или нет?
Докажите текстом.
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
- Кого накажут за срубленное дерево?
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? - А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы?(Бирюк крепостной)
Отношение самого Бирюка к мужику-вору | Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы |
- Каким человеком предстает перед нами Бирюк в начале рассказа? Каким мы видим его в конце произведения?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору рассказчик и в его лице автор? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
Посттекстовый этап урока.
5-й этап. Выводы, достижение цели.
А. Беседа
- В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке).
Жорж Санд увидела в «Записках охотника» «жалость и глубокое уважение ко всякому человеческому существу, какими бы лохмотьями оно не влачило свое существование». Присутствует ли, на ваш взгляд, в рассказе это уважение? В чем оно проявляется? (авторское отношение к героям)
- Зачем была рассказана история Бирюка? (осуждает крепостное право, учит милосердию, уважению к окружающим независимо от их социального положения)
- Как бы вы назвали проблемы, поднятые автором? Как он на них отвечает?
(гуманность, милосердие, осуждение крепостничества)
Б. Синквейн. Работа в парах.
- 1 . Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 .Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 .Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4. Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- 5 .Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное)
Милосердие
Постоянное. Повседневное
Помогает, лечит, возвышает
Милые сердцу слова и поступки
Человечность
Милосердие
Бескорыстное, необходимое
Прощает, помогает, удивляет
Милосердие – это деятельная доброта.
Сердечность
6-й этап. Рефлексия.
-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные перед вами задачи?
- Чьи выступления понравились больше и почему?
- Поставьте оценки себе сами.
7-й этап. Домашнее задание.
Перескажите историю от лица самого лесника.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении. Деталь помогает представить читателю время и место действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, понять авторское отношение к изображаемому.
деталь | анализ детали |
портрет | |
быт героя, его семейное положение | |
имя | |
Отношение к Бирюку мужиков-крестьян | |
Отношение Бирюка к работе | |
Отношение самого Бирюка к мужику-вору | |
Авторское отношение к герою |
Синквейн
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году. В сборник вошло 25 рассказов. Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, п роизошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника». Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
портрет имя Бирюк воспитывает двоих детей Фома Кузьмич Бирюк – одинокий и угрюмый человек семья дом отношение к работе отношение мужиков беден несчастен мастер своего дела, строгий никому спуску не дает суровое мужественное лицо молодец высокого роста называют кровопийцей ненавидят хотят убить
Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.
1 . Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 .Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 .Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4. Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 .Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное)
Продолжите предложения: Я сегодня на уроке открыл(а) для себя… На уроке я узнал… Новым для меня стало… Самым интересным было… Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что…
1. Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица лесника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...
Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)
Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания об...
Конспект открытого урока по литературе "Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк"
Открытый урокРассказ И.С. Тургенева "Бирюк" Цель: выявить связь изображения природы с внутренним состоянием человекаПланируемые результаты:Регулятивные: развитие познавательного интерес...