Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Работа с фрагментом текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.
Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом во время чтения и обобщение изученного материала после прочтения художественного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Работа с фрагментом текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.
Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом во время чтения и обобщение изученного материала после прочтения художественного произведения.
Обучающиеся заполняют кластеры (по вариантам), выписывая цитаты из текста: «Каноны Простаковой» и «Чему учит Стародум». Данный прием помогает структуризировать и систематизировать материал, это способ графической организации учебного материала.
«Каноны Простаковой»:
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»; «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!»; «Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»; «Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность», «Без наук люди живут и жили».
«Чему учит Стародум»: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства»; «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»; «Угнетать рабством себе подобных - беззаконно».
Беседа по вопросам - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит обучающихся к пониманию текста:
-Кто, на ваш взгляд, является оппонентом Простаковой?
-Чья правда жизни вам ближе? Почему?
-Как вы думаете, кто из героев близок Стародуму? Как вы это докажете?
Выводы-комментарии соотносим с позицией автора: Каким должен быть истинный дворянин? Отвечает ли русское дворянство своему назначению? Отмечаем с детьми во время чтения отсутствие необходимости просвещения, образования.
Делаем вывод: Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
Рефлексия - самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния:
Кто из героев ближе вам по взглядам (Простакова или Стародум)? Почему?
Что из обсуждаемого нами актуально сегодня для нас?
Выводы-комментарии: надо признать, что Простакова любит своего сына, мы видим, что она заботится о его счастье, здоровье. Но чего нет в такой любви, в таком воспитании? В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын. Мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, Простакова не понимает, что будущего у её сына нет, не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нём нет ничего от настоящего гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...
Презентация по литературе по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Презентация по литературе по комедии Д.И.Фннвизина "Недоросль".Характеристки персонажей....
Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль" может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс...
Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...
Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)
Урок подготолен для этапа конкурса "Учитель года"...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....