Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Работа с фрагментом  текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.

Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом во время чтения и обобщение изученного материала после прочтения художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Работа с фрагментом  текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.

Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом во время чтения и обобщение изученного материала после прочтения художественного произведения.

Обучающиеся заполняют кластеры (по вариантам), выписывая цитаты из текста: «Каноны Простаковой»  и  «Чему учит Стародум». Данный прием помогает структуризировать и систематизировать материал, это способ графической организации учебного материала.

«Каноны Простаковой»: 

«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»; «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!»; «Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»; «Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность», «Без наук люди живут и жили».

«Чему учит Стародум»: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства»; «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»; «Угнетать рабством себе подобных -  беззаконно».

Беседа по вопросам - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит обучающихся к пониманию текста:

-Кто, на ваш взгляд, является оппонентом Простаковой?

-Чья правда жизни вам ближе? Почему?

-Как вы думаете, кто из героев близок Стародуму? Как вы это докажете?

Выводы-комментарии  соотносим с позицией автора: Каким должен быть истинный дворянин? Отвечает ли русское дворянство своему назначению? Отмечаем с детьми во время чтения отсутствие необходимости просвещения, образования.

Делаем вывод: Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

Рефлексия - самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния:

Кто из героев ближе вам по взглядам (Простакова или Стародум)? Почему?

Что из обсуждаемого нами актуально сегодня для нас?

Выводы-комментарии: надо признать, что Простакова любит своего сына, мы видим, что она заботится о его счастье, здоровье. Но чего нет в такой любви, в таком воспитании? В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын. Мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, Простакова не понимает, что будущего у её сына нет, не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нём нет ничего от настоящего гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Презентация по литературе по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Презентация по литературе по комедии Д.И.Фннвизина "Недоросль".Характеристки персонажей....

Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль"  может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс...

Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....