Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль"  может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский классицизм", "Комедия Д.Фонвизина "Недоросль", "Реализм и классицизм в комедии Д.Фонвизина "Недоросль". Материал удобен тем, что в нем приведена сравнительная таблица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема урока:

Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Класс:

8

Подготовила: учитель русского языка и литературы Суворова Наталья Валентиновна

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа с классом.

Предварительные вопросы классу:

  1. Что такое классицизм. каковы его истоки?
  2. Когда в России появился этот метод литературы?
  3. Кто из русских писателей использовал метод классицизма?
  4. Какие черты классицизма вы знаете?
  5. Какие черты классицизма воплощены в комедии Д. И. Фонвизина?
  6. Какие черты реализма можно найти в комедии «Недоросль»?

  1. Комментированное чтение эпизодов из пьесы Д. И. Фонвизина. (Обучение Митрофана, разговор госпожи Простаковой и портного, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи, финальная сцена пьесы).
  2. Составление таблицы по результатам обсуждения.

Черты классицизма

Черты реализма

1

Единство места (дом Простаковых)

1

2

Единство времени (24 часа)

2

3

Единство действия (интрига вокруг наследства Софьи)

3

Появление второго конфликта- противостояние в пьесе невежественных помещиков и просвещенных людей.

 Появление второй интриги-  конфликта между сестрой и братом из-за Софьи и ее наследства.

4

Наличие «любовного треугольника» - Софья- Милон- Митрофан

4

Появление еще одного претендента на руку Софьи- Скотинина.

5

Наличие говорящих фамилий (Скотинины, Простаковы, Вральман, Цыфиркин, Стародум и т.д.)

5

6

Типизация персонажей пьесы (схематизм, обрисовка одной главной черты)

6

Многогранность характеров некоторых персонажей. Простакова – «злонравная помещица», грубая со слугами, соседями, братом, но мать, слепо любящая своего сына.

Простаков- простой, доверяющий жене хозяин, не имеющий своего мнения, но в то же время несчастный, страдающий от деспотизма жены человек.

7

Классическая развязка конфликта: порок наказан, добродетель торжествует.

7

Неоднозначная развязка. Комедия переходит в драму и даже в трагедию: сын-эгоист отвечает черной неблагодарностью на любовь матери и оставляет ее в одиночестве. «Да отвяжись, матушка, как навязалась…

8

Жанр комедии с соответствующими признаками (лексика, деление на положительных и отрицательных персонажей, столкновение героев…)

8

Изображение характеров в связи с обстоятельствами. Показана зависимость характеров персонажей от воспитания и среды.

9

Тематика пьесы. Российское воспитания и образование. Бытовая комедия. Фонвизин поднимает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, распространенные в помещичьей среде.

9

По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»

  1. Выводы:

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Значит, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), Д. И. Фонвизин стремится к подробному описанию явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург доказывает зависимость характеров персонажей и их поведения от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Примечание для учащихся:

Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Многие черты классицизма можно найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (19 век)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе...

Урок литературы (с использованием ИКТ) "Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового мат...

Презентация по литературе для 9 класса "Классицизм"

Презентация  "Классицизм"  предназначена для использования на уроках литературы в 9 классе....

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство....

Олимпиада по музыкальной литературе "От барокко к классицизму"

Повторение пройденного материала по предмету музыкальная литература в форме проведения школьной теоретической олимпиады....