Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Урок подготолен для этапа конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_uroka.docx | 26.12 КБ |
k_uroku.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Кувшинова Е.Н. МОУ «Средняя школа №29» г. Ярославль
Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать содержание комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Понимание ключевых проблем, отраженных в комедии. Понимание связи комедии с эпохой её написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.
Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.
Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник (Литература 8 кл., под ред. В.Я. Коровиной), раздаточный материал
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация
Используемые технологии: технология проблемного диалога, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Межпредметные связи: история, русский язык, театр.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||
| |||
Определение темы урока | Добрый день! Ребята, а вы любите театр? Комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» уже более двухсот лет. Но до сих пор комедия имеет большой успех. Она входит в программу прочтения в рамках школьной программы, кроме того, является произведением, которое выбирают режиссеры для постановки на театральных сценах нашей страны. Почему пьеса до сих пор с успехом идет во многих театрах России и, похоже, ей, по мнению литературных и театральных критиков, суждена еще долгая сценическая жизнь? Тема урока: Значение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений. (1 слайд) | Говорят о значимости и актуальности комедии, приводят доводы, подтверждающие этот факт. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Проверка домашнего задания Создание мотивационной установки | Вы знакомы с сюжетом комедии и с ее персонажами. О характере персонажей говорит и его внешний облик, и его поступки, и его речь. Фонвизин наделяет своих героев особенными фамилиями. Кроме того автор вкладывает в их реплики, глубокий смысл. Обратимся к записям ваших тетрадях, прочитаем наиболее понравившиеся фразы героев комедии. Отражает ли речь героев особенности их характера? Докажите. Помимо спектаклей, которые мы можем лицезреть на сценах театров, существуют их киноверсии. Посмотрим фрагмент такой киноверсии, режиссером которой является Виталий Иванов. А сам спектакль был показан на сцене Малого академического театра г.Москвы (слайд 2). Фрагмент. | Обращение к теории литературы: Говорящие фамилии. Отвечают, ссылаясь на записи тетради | |
Процессуально-содержательный этап | |||
Проблема воспитания и образования | Каких героев пьесы вы узнали героев пьесы? На материале данного фрагмента действительно ли речь отражает особенности характера героя? О какой проблеме, по-вашему, можно говорить после просмотра фрагмента? ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ, фиксируем НА ДОСКЕ
Актуальна и значима ли эта проблема для современных людей? Почему? Обратимся к тексту комедии, а именно к третьему действию, явлению первому. Прочитаем диалог Стародума и Правдина. Какие фразы отражают позицию героев к проблеме воспитания и образования? (СЛАЙД 3). К каким современным ситуациям могли бы быть применимы эти фразы? Приведу свой пример. СЛАЙД 4. | Фразы, произнесенные, например, госпожой Простаковой говорят не только о ее характере. Они напрямую отражает проблемы комедии. Приводят факты, обмениваются мнениями. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение Обращение к тексту худ.произведения Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Указывают на моду на образование. Анализируют пример (статистика на слайде) | Анализ проблемы и ее отражения в современном мире |
Работа по теории литературы | Вы заметили, что все фразы, названные нами, произносит Стародум. Как вы думаете, с чем это связано? Один из вас обратился к справочнику литературоведческих терминов Резонёр (от франц. raison — разумное основание) — персонаж, не принимающий участия в развитии действия, а рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходящих событиях, действующих лицах, историческом времени и пр. В речах резонёра выражал своё мнение автор. Резонёром является Стародум — один из персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782). | Фиксируют в тетради Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Проблема беззакония крепостного права | Но не только о проблеме воспитания и образования говорит автор. Обратимся еще к одному фрагменту спектакля (СЛАЙД 6) . Почему г-жа Простакова, Простоков и Скотинин смеются над словами Стародума? И здесь мы определяем еще одну проблему – проблему беззакония крепостного права (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ+доска). Что говорит касаемо этой проблемы герой-резонер? Обратимся к тексту. Читаем действие пятое, явление 1, снова диалог Стародума и Правдина. Какие фразы отражают позицию героя? СЛАйД (7) Находит ли эта проблема отражение в современном обществе? В доказательство значимости этой проблемы можно привести статистику Международной организации труда. | Да, крепостники (семья Простаковых-Скотининых) невежественны. Но это не дает повода унижать и оскорблять своих крепостных. Должен работать закон. Обращение к тексту худ.произведения. Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Анализируют предложенный учителем пример | Анализ проблемы и ее отражения в современном мире |
Проблема государственной власти | Но Стародум видит истоки проблемы гораздо глубже. Продолжим чтение диалога. В чем же видит истоки проблем беззакония Стародум? Отсюда еще одна проблема- проблема государственной власти (тетрадь-доска). Слайд 9 А эта проблема находит отражение в современном нам обществе? Слайд 10 | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Анализ проблемы и ее отражения в современном мире |
Этап закрепления | |||
Обобщение знаний | Ряд проблем, обозначенных автором комедии, определен. Все названные проблемы комедии, обозначенные еще 200 лет назад, действительно актуальны и значимы для современного поколения, этом мы убедились. Что же сделать для того, чтобы эти проблемы решились? | Предлагают варианты решения проблем. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Рефлексивный этап | |||
Рефлексия содержательная. Рефлексия эмоциональная | Раскрыта ли тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке? Какой новый опыт вы приобрели? Что будет полезно для вас на других уроках? Получилась ли у нас дискуссия? за счет чего? | Отвечают на вопросы учителя. личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; | Оценивают актуальность, новизну опыта, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке |
Объяснение домашнего задания | |||
Обязательное задание | В качестве домашнего задания предлагаю вам работу с текстом. Но текст этот не привычен для вас: некоторые слова и предложения в нем пропущены. Ваша задача – дополнить текст необходимой информацией. (Соответствовал бы всем требованиям соответствия текста) За наиболее полные и правильные ответы, с опорой на художественны текст, оценки сегодня получают: Было приятно с вами работать, спасибо. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений
Проблема образования и воспитания «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». (Стародум ) «Без неё (души.- прим .) просвещённейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление». (Стародум ) «Прямую цену уму дает благонравие, без него умный человек – чудовище». (Стародум )
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ Данные интернет-журнала « Современные проблемы науки и образования» https:// science-education.ru/
Герой-резонер Резонёр (от франц. raison — разумное основание) — персонаж, не принимающий участия в развитии действия, а рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходящих событиях, действующих лицах, историческом времени и пр. В речах резонёра выражал своё мнение автор. Резонёром является Стародум — один из персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782). Справочник литературных терминов
Проблема беззакония крепостного права «Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно… и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» . (Стародум)
Факты и цифры из доклада МОТ «Глобальная оценка масштабов принудительного труда в 2014 году» – в мире почти 21 млн человек являются жертвами принудительного труда; – дети в возрасте до 18 лет составляют 26%, или 5,5 млн человек, численности жертв принудительного труда; – почти 19 млн жертв принудительного труда эксплуатируются частными работодателями или предприятиями; – более 2 млн человек принуждаются к труду государством; – те, кто использует принудительный труд или способствует ему, получают огромные незаконные прибыли; – домашний труд, сельское хозяйство, строительство, производство и сфера развлечений – секторы, в наибольшей степени затронутые этой проблемой ; http://www.job.ru/seeker/career/article/43779-prinuditelnyj-trud-v-sovremennom-mire-vzglyad-mot.html /
Проблема государственной власти «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости < … > Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных » (Стародум) «Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных !» (Стародум) «Великий государь дает милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин» (Стародум)
" Прямая линия с Владимиром Путиным" 24 декабря 2001 г. – первая линия с президентом РФ Владимир Путин участвовал в 13-ти передачах, из них девять раз в качестве главы государства и четыре - как председатель правительства В ходе первой прямой линии в 2001 г. Владимиру Путину было задано меньше всего вопросов - 400 тыс. В дальнейшем их число постоянно увеличилось, достигнув максимума в 2015 г. - 3,25 млн. http://tass.ru/info/1905641
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...
Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития я...
Консспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Конспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"...
Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль" может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс...
Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....