Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный. 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту или наоборот: 1-4 - уроки модульные, а 5-6 – традиционные. Так построены уроки по творчеству М.А.Булгакова. Модуль «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе. | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А.Булгакова в 11 классе.
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1-4 уроки модульные, а 5-6 – традиционные. Так построены уроки по творчеству М.А.Булгакова. Модуль «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова
Тема 1урока: «Творческая судьба М.А.Булгакова»,
2 - Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце»,
3 - «Все люди добры». Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа.
4 - «Необъяснимые происшествия».
Ориентировочная карточка учащегося.
Знать
1. Тексты изучаемых рассказов.
2. Основные факты жизни и творчества писателя в контексте времени и литературы.
3. Литературоведческие понятия и термины: род, вид, жанр, композиция, тема, идея, проблемы произведения.
4. Основные принципы
анализа текста;
работы над образом литературного героя;
создания писателем сатирических литературных образов и комических ситуаций.
Понимать
1. Жанровое своеобразие сатирической повести, романа.
2. Композиционные приемы писателя:
- роман в романе.
- использование фантастики для создания образов и сюжетных ситуаций;
3. Особенность представления писателя о людях, их характерах, описываемом времени.
Уметь
1. Свободно ориентироваться в текстах произведений.
2. Использовать терминологию в устных и письменных монологических ответах.
3. Производить анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.
4. Составлять план, формулировать тезисы и делать выводы.
5. Последовательно и полно раскрывать образ литературного героя, делать сравнительную характеристику.
6. Объективно оценивать себя и других.
№ урока | 1 | 2 | 3 | 4 |
Тема | Общая характеристи-ка литературного процесса 30 - 40 -х годов 20 века. Творческая судьба М.А.Булгако-ва Многогран- ность его таланта. Судьба книг Булгакова. | Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце»
| «Все люди добры». Роман «Мастер и Маргарита» - писатель- ский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа. | «Необъясни-мые проис- шествия». Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». |
Цели | 1. Продолжить работу над пониманием литературного процесса 30 – 40 годов ХХ века, рассмотреть взаимоотношения литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных особенностей человека. 2. Познакомить-ся с фактами биографии и творчества писателя. 3. На основе подобранных материалов сделать выводы о мироощуще-нии автора, его мировоззре-нии, главных заповедях жизни и творчества. | 1. Познакомить учащихся с судьбой повести «Собачье сердце», основной темой и идеей, сатирической направленнос-тью; 2. Выяснить политические взгляды, общечеловеческую позицию главных персонажей произведения; 3. путём пересказа содержания показать «превращение» собаки и человека и последствии такого эксперимента, определить отношение профессора Преображенского и доктора Борменталя к своему эксперименту, а также позицию автора. 4. Совершенство-вать навыки и умения интерпретации текста: давать толкование, трактовку, оценку в форме аргументированного высказывания, рецензии. | 1. Познакоми-ться с историей создания романа и отзывами критиков о нём; 2. Сформиро-вать представле-ние о жанре произведе-ния, оригинальности композиции и наличии трёх сюжетных линий; 3. путём анализа второй главы выяснить, какие нравствен-ные вопросы ставятся и решаются автором. 4. В плане подготовки к творческой работе продолжить работу над составле-нием плана, основных тезисов, выводов по теме. | 1. На конкретных примерах показать сатирическое изображение московского общества; 2. Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов; 3. Продолжить работу над понятийным анализом темы, совершенствовать навыки монологичес-кой (устной и письменной) речи.
|
Виды работ учащихся | 1. Составить план или тезисы лекции. Определить место писателя в литературном процессе. 2. Проанализировать материалы: «Жизнь, полная невзгод». «О творчестве писателя» (презентация учащихся). «Булгаков и Московский Художественный театр». (возможно использование средств ИКТ) 3. Ответить на проблемные вопросы: - Какие отношения сложились у Булгакова с властью? - Как определяет писатель свою писательскую задачу? - Какова судьба книг писателя? 4. Оформите выводы. | Обсуждение в группах домашнего задания: 1. Выявление первоначальных впечатлений о прочитанной повести. Обмен мнениями по поводу прочитанного(1 группа). 2. Какова история создания и судьба повести? Почему повесть была опубликована только через 62 года после написания? (2 группа) 3. Каковы особенности жанра повести. С помощью каких художественных средств раскрывает автор идею повести? Случайна ли здесь фантастика? Для чего она понадобилась автору? (3 группа). 4. Какие проблемы поднял автор в этом произведении? Можно ли назвать их актуальными сегодня? 5. Кто является героями произведений? Как автор относится к изображаемому? Что ему дорого? Что он не принимает? 6. Чем опасен эксперимент профессора? 7. Сформулируйте и запишите основные выводы беседы, представьте собственную интерпретацию повести писателя. | 1. Обсуждение в группах домашнего задания. 2. История создания романа. 2. О жанре, композиции, сюжетных линиях романа. 3. Анализ содержания 2 главы романа «Понтий Пилат». 3. Анализ авторских приемов для изображения личности героев: Понтия Пилата и Иешуа. 4. Работа со смысловыми фразами, произнесён ными героями и позволяющими «увидеть» их, понять отношение к ним автора. 5. Какие цели преследовал Мастер, создавая свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри? 6. Составление плана, тезисов, выводов по теме урока. | 1. Реализация домашнего задания: 1.Обсуждение ответов на вопросы домашнего задания. 2. Обмен мнениями о прочитанных главах романа. 3. Беседа по содержанию московских глав. 4. Работа в группах. 1 – анализ 1.2.3.7.9. глав. 2 – главы 11 – 13. 3 – главы 23, 24, 27. Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается? 5. Определить, какие сатирические приёмы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? 6.Сформулируйте вывод по теме. При ответе постарайтесь ответить на вопросы: «Откуда происходит зло? Можно ли мир переделать?» «Почему Воланд выступает в романе как «источник» справедливости? |
Тип урока | Лекция с элементами беседы, самостоятельная и аналитическая работа | Эвристическая беседа, исследование, анализ текста повести. | Коллектив ная работа на основе прочитанно- го и самостоятельно осмысленно-го, обмен мнениями. | Аналитичес- кая беседа, обмен мнениями, обобщение и систематиза-ция знаний. |
Домашнее задание. | Прочитать повесть Булгакова «Собачье сердце». Задание по группам: 1 – сообщение об истории создания повести; 2 – особенности жанра повести; 3- краткий пересказ сюжета с комментариями. Записать в тетрадь выводы, сделанные на 1 уроке.
| Варианты: 1. Написать эссе на тему «Кому адресована повесть: современникам или будущим поколениям»? 2. Отзыв или рецензия на рассказ (по выбору). 3. Ответить на вопрос: «Против чего и кого направлена сатира Булгакова»? 4. Прочитать 1 – 5 главы романа «Мастер и Маргарита». | Прочитать 1 часть романа. Варианты: Ответить на вопросы: «Решил ли Мастер вечный философск. вопрос – что первично: Добро или зло»? Как соотносятся с идеями Мастера взгляды самого Булгакова? 3. Анализ характера одного из героев романа. | 1.Дочитать главы романа. 2. Подготовить ся к обсуждению по теме: «Развитие сюжетной линии Мастера и Маргариты». 3. Индивидуальное задание. Сообщение на тему «Мастер и Елена Сергеевна».
|
Тема «Любовь – это жизнь». Проблема творчества и судьбы художника» рассмотрена по базовому стандарту. Заключительный урок может пройти в виде теста, проверяющего степень усвоения учащимися материала. На уроках модульного типа каждый ребёнок получает технологическую карту, где указано, что он должен знать. Понимать и уметь. В конце каждого урока он определяет, что он усвоил и на что ему следует обратить внимание в дальнейшем.
При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час) части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля.Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика, позволяющая выявить уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.
Технологическая карта работы в группах по теме « Сатирическая направленность повести «Собачье сердце».
2-й урок в модуле.
Организационный момент.
- Выберите руководителя группы.
- Выберите одного отвечающего по заданной теме.
- Время на работу в группах 10-15 минут.
- Время на защиту групповой работы 5 минут.
Задания.
I. Обсудите индивидуальное домашнее задание и обобщите материал.
1. Представьте героев, дайте им характеристику.
2. Выделите суждения, чувства, поступки героев, раскрывающие их характер.
3. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы, позволяющие «увидеть» героя и понять отношение к нему автора.
4. Какие приемы использует автор для изображения личности героев?
5. Определите главную проблему повести. Актуальна ли она сегодня? Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя?
II. Сделайте вывод по теме урока.
III. Произведите само- и взаимопроверку работы и ответов с позиции
- знания и понимания текста и авторской точки зрения;
- умения точно и правильно выразить мысль, делать обобщения.
Фи уч-ся | Оценка за домашнее задание | Вид работы на уроке (в группе) | самооценка | взаимооценка | Оценка учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное планирование уроков химии 10 класс (базовый уровень - авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
Планирование составлено на основе: 1) программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных учреждений (базовый...
Презентации к урокам по творчеству М.А.Булгакова в 9 классе, конспекты уроков
Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской областиБушигина Ирина Борисовна Литература 9 классСистема уроков но творчеству М.А.Булга...
Викторина к заключительному уроку по творчеству М.А. Булгакова (II курс НПО и СПО, 11 клас СОШ)
Викторина состоит из 18-ти вопросов. Они отражают некоторые эпизоды из жизни писателя и в большинстве основаны на двух произведениях: повести "Собачье сердце" и романе "Мастер и Маргарита"...
«Что есть истина?» Урок по творчеству М.А. Булгакова.
Тип урока. Урок – обобщение полученных знания.Форма. Урок-размышление.Тема: «Что есть истина?» /по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита...
Блочно-модульное планирование уроков истории
Материал по модульному планированию уроков истории для 6, 7. 8 классов по Всеобщей истории и истории Отечества. Данное планирование опробировано - есть положительный эффект...
фотоотчёт урока по творчеству М.А. Булгакова
представлен фотоотчёт урока по творчеству М.А. Булгакова на тему "Композиция и проблематика романа "Мастер и Маргарита"....
Модульное планирование уроков литературы в старшей школе
Планирование модульного обучения в старшей школе....