Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Щеглова Ольга Николаевна

Обобщающий урок литературы по творчеству Н.В.Гоголя позволяет проверить знания учащихся по биографии и творчеству писателя и подвести итоги изучения поэмы "Мёртвые души"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Новодроковская СОШ

Конкурс «Мой лучший урок»

«Во всём мне хочется дойти до самой сути» Б.Пастернак

     (обобщающий  урок по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе)

                                                                                                 Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Новодроковской СОШ

Суражского района  

Щеглова Ольга Николаевна

Сураж


Тема: Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Первоначальный замысел и идея Гоголя. История создания. Смысл названия поэмы. Жанровое своеобразие поэмы.

Цели:

  1. Прививать интерес к творчеству Н.В.Гоголя, его поэме «Мёртвые души»;

 воспитывать доброту, отзывчивость, честность, щедрость, милосердие,  благородство, активность, взаимовыручку, товарищество, коллективизм; способствовать интеллектуальному и духовному росту личности учащихся.

  1. Способствовать развитию речи, логического мышления, взаимопонимания, творческой активности личности каждого учащегося, способности к сотворчеству.
  2. Организовать обобщение и систематизацию изученного о поэме  Н.В.Гоголя «Мёртвые души», подвести к пониманию актуальности произведения в наши дни; способствовать формированию умения понимать и воспринимать искусство.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование:

  1. К занятию заранее на ватмане готовится план путешествия – схематичное изображение просторов России, одна дорога, ведущая к станциям. Каждая станция – изба из картона со съемной крышей, откуда достаются задания для команд.
  2. Презентация.
  3. Слова «душа», «живая», «мёртвая» для  составления схемы.

Предварительная подготовка: класс делится на 2 команды, можно пригласить жюри.

Ход урока:

 «Мёртвые души» - это история

                                                                       болезни, написанная рукой мастера

А.И.Герцен

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята, совсем недавно мы с вами закончили знакомство с величайшим произведением русской литературы – поэмой Н.В.Гоголя « Мертвые души».

II. Целеполагание и мотивация:

    Сейчас мы собрались, чтобы   систематизировать, обобщить и  закрепить наши знания по   творчеству великого писателя Н.В.Гоголя. Из урока в урок мы совершали путешествие по главам поэмы вместе с Чичиковым и автором и вздыхали, как А.С.Пушкин: «Да, грустна наша Россия». Давайте и  сегодня отправимся в небольшое, но увлекательное путешествие в мир Н.В.Гоголя, снова вернемся в прошедшие уроки и пройдем поэтапно путь изучения произведения.

- А.И.Герцен сказал: «Мёртвые души» - это история болезни, написанная рукой мастера» (обращение к эпиграфу).

 - О какой болезни говорит А.И.Герцен?

У.: О совести человека, о душе, о судьбе. Совесть есть у каждого человека, только у некоторых она спит. И горе тому, у кого она проснётся слишком поздно. Какие разные у нас души, разные судьбы.

  • В чём же смысл жизни?
  • Может ли душа быть мёртвой?
  • Кого автор имел в виду, называя поэму «Мёртвые души»?
  • Есть ли живые души в произведении Гоголя? Кто они?

У.: «Во всём мне хочется дойти до самой сути», как сказал Б.Пастернак.

Сегодня мы и попробуем это сделать и найти живые души в произведении.

 - Какую душу можно назвать живой, а какую мёртвой?

   На доску крепятся слова «душа», «живая», «мёртвая», и снизу подписываются определения, названные учащимися.

Душа

Живая

Мёртвая

Щедрая

Добрая

Милосердная

Благородная

Отзывчивая

Честная

Справедливая

 - На вторую часть вопроса мы ответим в конце урока. В добрый путь!

 - На чём же мы отправимся в путешествие? ( На «довольно красивой рессорной небольшой бричке»).

III. Обобщение и систематизация изученного:

    1) Станция «Биографическая».

Для начала вспомним кое-что о писателе.

       От каждой команды -  по одному представителю. Они получают задание на карточках: к датам в левом столбике подпишите события в жизни Гоголя.

    1) 1821 – поступает в гимназию в г. Нежин

    2) 1835 – закончил комедию «Ревизор»;

    3) 1809 – год рождения писателя;

    4) 19 апреля 1836 г. – премьера комедии «Ревизор»;

    5) 1831 – вышла в свет первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», знакомство с А.С.Пушкиным;

    6) 1841 –1 том «Мертвых душ».

 - Пока представители команд заполняют карточки, я задаю вопрос по биографии Н.В.Гоголя остальным, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку (1балл).

    1)  Назовите полную фамилию Гоголей. (Гоголь-Яновские)

    2) В честь кого был назван писатель? (В честь святого Николая, иконе которого молилась мать писателя,  очень религиозная женщина)

    3) В каком городе находилась гимназия, в которой учился Н.В.Гоголь? (город Нежин)

    4)  Какие псевдонимы, прозвища Гоголя вы знаете? ( В.Алов, Пасичник Рудый Панько; Мертвая мысль, Таинственный Карла)

    5) Сюжеты каких произведений были подсказаны Н.В.Гоголю А.С.Пушкиным? («Ревизор», «Мёртвые души»)

    6) Первое опубликованное произведение Н.В.Гоголя. («Ганц Кюхельгартен», идиллия)  

    Игроки обмениваются карточками и проверяют ответы по слайду (1 балл за правильный ответ).

 - Что в вашей душе оставил Гоголь как человек?

2) «Город NN».

 - Есть ли здесь живые души?

1. Объясните значение понятия «ревизские сказки». ( Именные списки крепостных крестьян, представляемые помещиками во время ревизии, переписи крестьян)

2. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Кто этот господин? (Павел Иванович Чичиков)

  - Обменяйтесь героями и дайте характеристику душевного состояния Чичикова и крестьян, уже умерших.

     Чичиков (11 глава) добыл хлебное местечко, служил в таможне, никогда никому ничего не дал, пятак серебра учителю – бросили назад; скупал мёртвые души.

Вывод: душа его мертва, нет души.

5 глава – крестьяне Собакевича (каретник, сапожник, печник и др.). Память о них жива!

Вывод: они живут в памяти людской, живые души.

Отправляемся дальше.

- Чем занимается Чичиков во время пребывания в городе? (Посещает различных губернских чиновников)

- Что вы можете сказать об их душах?

Казнокрады, взяточники, аферисты.

Вывод: душа мертва, нет души.

Едем дальше!

3) Станция «Расточительная»

Дайте ответы на следующие вопросы ( за каждый правильный ответ 1 балл):

  1. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам…». Кому он принадлежит? (Манилову)
  2. Кто предлагал Чичикову купить серого коня, потом каурую кобылу, потом собак, потом шарманку? (Ноздрёв)
  3. Кто из героев мечтал о том, чтобы государь присвоил генеральский чин за дружбу? (Манилов)
  4. Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей? (Ноздрёв)
  5. Какие герои очень долго проходили в дверь, уступая дорогу друг другу? (Манилов и Чичиков)
  6. Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом? (Ноздрёв)
  7. Как данный ряд слов связан с одним из героев: стреляй, обручай, порхай, пожар, допекай, припекай… (Это клички собак Ноздрёва)
  8. Кто передал Чичикову мёртвых душ безвозмездно и купчую взял на себя? (Манилов)

 - Дайте характеристику душевного состояния этих помещиков?

Они расточители, проматывают отцовское состояние.

Вывод: души их мертвы.

Отправляемся дальше.

4) Станция «Стяжательная»

Кому принадлежал дом?

  1. « Фронтон…никак не пришёлся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонку сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три» (Собакевичу)
  2. «…Окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью». (Коробочке)
  3. Кто из героев имел привычку наступать на ноги, всех осуждал: председателя, губернатора, полицеймейстера? (Собакевич)
  4. Как Чичиков назвал Коробочку? (Дубиноголовой)
  5. Кто предлагал Чичикову продать мёртвые души «по 100 рублей за штуку»? (Собакевич)
  6. У кого в комнате «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода» (У Коробочки)

- Дайте характеристику душевного состояния этих помещиков?

 - Один наполняет желудок, другая – мешочки. Оба они стяжатели.

Вывод: души мертвы.

В путь!

5)Станция «Копеечная»

  1. Кому принадлежал этот дом? «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно» (Плюшкину)
  2. Как автор называет Плюшкина? (Прорехой на человечестве, заплатанным (крестьяне) (за каждый ответ 1 балл).
  3. За кого вначале принял Чичиков Плюшкина? (За ключницу)
  4. Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова? (Сухарём)

- Дайте характеристику душевного состояния Плюшкина.

Он огромное богатство превращает в прах.

Вывод: душа мертва, нет души.

- Кто ещё живёт на этой станции? (Капитан Копейкин)

- Дайте характеристику душевного состояния капитана Копейкина.

   Капитан Копейкин потерял руку и ногу во время 1812 года. Отдал здоровье ради Отечества. Служение Родине, патриотизм на первом месте.

Вывод: душа его чиста, живая душа.

Тронулись дальше!

6) Станция «Творческая».

 - Как мы определили мёртвую душу в течение урока? Заполним вторую часть схемы.

Душу никто никогда не видел… Какая она? Какой вы её представляете? Создание проекта «Душа», «Живая душа», «Мёртвая душа» и его защита.

7)Станция «Мой Гоголь».

- Я надеюсь, что знакомство с творчеством Гоголя не оставило вас равнодушным и у каждого в сердце, в памяти остался свой Гоголь. Попробуйте создать синквейн, описав своего Гоголя.

IV. Рефлексия:

- Задумывались ли вы когда-нибудь о душе человека?

- Открылось ли что-нибудь новое на уроке?

- Думали ли вы о своей душе на уроке? Ответьте каждый себе.

V. Домашнее задание: В истории русской литературы в течение длительного времени среди литературных критиков главенствовало мнение, что «каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, более мертв, чем предыдущий». Но в последнее время появилось мнение, утверждающее, что «Манилов, однако, мертвее  Плюшкина». (Ю.В.Манн). Попробуйте доказать это предположение.

      Изобразите, нарисуйте « современного» Чичикова. Как бы он выглядел, если бы жил в наше время? Какая у него была бы душа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)

Контрольная работа по литературе по творчеству Н.В. Гоголя для обучающихся 10 класса состоит из пяти заданий тестового хврвктера, одного задания с снесколькими ответами, одного задания на установление...

Обобщающий урок литературы по творчеству И. С. Тургенева

Обобщающий урок  по творчеству  И. С. Тургенева в   10 классе....

Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....