Литературно-музыкальная композиция "Мне дали имя при крещенье - Анна..."
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящён жизни и творчеству А.А. Ахматовой. Целевая аудитория - учащиеся старших классов. Будет полезна учителям русского языка и литературы, педагогам-организаторам, библиотекарям и всем, кто неравнодушен к творчеству великой поэтессы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция,

посвященная жизни и творчеству А.А. Ахматовой,

«Мне дали имя при крещенье – АННА…»

 

Цель: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Задачи:

• образовательные – расширить и систематизировать знания учащихся о непростой судьбе и уникальном таланте известной поэтессы;

• развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

• воспитательные – воспитывать чувство патриотизма, уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, показать пример гражданского мужества.

Ведущий 1: Поэзия и личность Анны Ахматовой – неповторимое чудо жизни. Она пришла в мир с уже сложившейся дикцией и своеобразным строем души. Она никогда никого не напоминала, и ни один из подражателей не приблизился к ее уровню.

Уже в XIX веке в России было много женщин, писавших стихи, но впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. «Я научила женщин говорить…» - сказала Анна Ахматова. В ее поэзии отразилась сложная история женского характера переломной эпохи. Ахматову часто называли Русской Сапфо – по имени греческой поэтессы.

Сцена: Звучит вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», в зале гаснет. Высвечивается силуэт А.Ахматовой, сидящей на ступеньках, ведущих в зал:

Ведущий 2: Поговорить хотим мы с вами, Анна,

Мы поздно родились. Теперь вас нет,

Но говорит строкой правдивый голос,

Как вестник торжества и вестник бед.

При жизни не пришлось – не мы тому виною.

Литература - приглашены в ад,

Куда все радостно входили, вы не скрыли

Откуда-никому путей назад.

Не мы виной. Как много в мире боли

Но ведь и вас мы не виним ни в чем.

Все - по случайности, все по неволе,

Как чудно жить. Как плохо мы живем.

(музыка замолкает)

Ахматова:

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье — Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году….

Свою биографию я принималась писать несколько раз, но, как говорится, с переменным успехом. Последний раз это было в 1946 году. Она, насколько помню, была не очень подробной, но там были мои самые яркие впечатления о жизни.

Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой, в семье морского офицера. Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны, а моя прабабушка была чингисидкой, то есть прямым потомком Чингисхана, татарской княжной Ахматовой. Годовалым ребенком я была перевезена в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет, любуясь зеленью прекрасных садов. Моя мать – дворянка из старинного рода Строговых - была очень красива: огромные голубые глаза, черные до колен волосы, удивительный цвет лица. Характерная форма носа с горбинкой досталась мне от мамы. Об отце – Андрее Антоновиче Горенко - я не любила вспоминать. Он быстро расточил состояние семьи, а затем и вовсе ее покинул. Я испытывала вечное одиночество в многолюдье…

Ведущий 2: Хотя родители были здоровы, дети умирали от туберкулеза. Этим во многом объясняются мотивы обреченности, предчувствия близкой смерти в ранних стихах А.А. Ахматовой. Дом не был теплым гнездом. Многолетний конфликт между отцом и матерью, приведший в конце концов к разрыву, не прибавил детству светлых красок.

Ахматова: А я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

И не был мил мне голос человека,

А голос ветра был понятен мне.

Я лопухи любила и крапиву,

Но больше всех серебряную иву.

И, благодарная, она жила

Со мной всю жизнь, плакучими ветвями

Бессонницу овеивала снами.

И – странно! – я ее пережила.

Там пень торчит, чужими голосами

Другие ивы что-то говорят

Под нашими, под теми небесами.

И я молчу… Как будто умер брат.

Ведущий 1: Анна росла очень способной девочкой: в пять лет, слушая, как учитель занимается со старшими, Анна начала говорить по-французски. С юности читала латинских авторов: Горация и Овидия. Знала немецкий и итальянский языки. Потом выучила английский для того, чтобы читать в оригинале У. Шекспира. В одиннадцать лет написала свое первое стихотворение.

Ахматова: Отцу не понравилось мое увлечение. И узнав, что я хочу напечатать свои стихи в одном из столичных журналов, он не разрешил мне, как он выразился, «позорить фамилию». Тогда я решила взять фамилию бабушки, не подумав, что под фамилией, хранящей память о монгольском иге, собралась стать русским поэтом. Так в русскую литературу вошла Анна Ахматова.

Ведущий 2: В литературу Анна Ахматова вошла внезапно и быстро.

Я – голос ваш, жар вашего дыхания,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,

Ведь все равно я с вами до конца…

- так писала Ахматова в своем стихотворении «Многим».

В 1903 году состоялось знакомство Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым.

Ахматова: С Николаем я познакомилась в то время, когда училась на юридическом факультете Высших женских курсов. Гумилев не произвел на меня особого впечатления, но зато я стала центром его жизни и его поэзии. Семь лет продолжалось наше знакомство, он несколько раз делал мне предложение руки и сердца, но я отказывалась. Наверно, на меня оказывала воздействие история семейной жизни моих родителей. Гумилев пытался бежать в Париж, в Египет, но забыть меня не мог! Он снова и снова возвращался ко мне!

И все-таки мое противостояние было сломлено! В письмах своим друзьям я писала: «Я не могу оторвать от него мою душу. Я отравлена на всю жизнь, горек яд любви! Смогу ли я снова начать жить. Конечно, нет. Но Гумилев – моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей».

Ведущий 1: Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в 1910 году.

Ахматова: Он любил три вещи на свете:

За вечерней перья белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женские истерики.

…А я была его женой.

Ведущий 2: Через полгода после женитьбы Н.С. Гумилёв отправился в Абиссинию.

Сцена: на сцене появляется Гумилев, садится недалеко от Ахматовой. Диалог между Ахматовой и Гумилевым звучит на фоне музыки (романс «Любовь и разлука»)

Ахматова:

Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Ещё до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, какого жена не пускала на охоту. Николай спросил: «А ты бы меня пускала?» - «Куда хочешь, когда захочешь»…

Сегодня мне письма не принесли,

Забыл он написать или уехал,

Весна, как трель серебряного смеха.

Кончаются в заливе корабли,

Он был со мной ещё совсем недавно.

Такой влюблённый, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны  отравна.

Он был со мной ещё совсем недавно.

Гумилев: Я весь день вспоминаю твои строчки о приморской девчонке, они мало того, нравятся мне, они меня пьянят. Милая Аня, я знаю, ты не любишь и не хочешь понять этого, но мне не только радостно, а прямо необходимо, по мере того, как ты углубляешься для меня как женщина, укреплять и выдвигать в себе мужчину. Я никогда бы не смог догадаться, что от счастья и славы безнадёжно дряхлеют сердца, но ведь и ты никогда бы, никогда не смогла заняться исследованием страны Галла, понять, увидев луну, что она - алмазный щит богини воинов Паллады.

Гумилёв:

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве, глухой и упорной:

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернёшься покорной.

Ахматова:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама;

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьется в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло.

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

Сцена: Гумилев уходит со сцены, музыка замолкает

Ведущий 1: Первую книгу стихов Анне Андреевне помог напечатать в 1912 году ее муж. Поэтический сборник назывался «Вечер». А уже в марте 1914 года вышел второй сборник стихов «Четки».

Стихотворение «Ты письмо мое, милый не комкай…»

Ты письмо мое, Милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на Твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я Твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в Твоей бедной котомке
На самое дно положи.

Ведущий 1: Ахматову считали единственной представительницей женской поэзии, дамой интимной лирики. Поэтесса заговорила полным голосом о своем интимном, что раньше разрешалось воспевать в поэзии только мужчине. Не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие, умные и самолюбивые, да и писавшие невиданные доселе женские стихи.

Стихотворение «Песня последней встречи»

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Ведущий 2: Корней Иванович Чуковский вспоминал: «Анну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила тогда от своего мужа. Прошло два-три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности – величавость. Слово «Царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну».

Ведущий 1: В сентябре 1917 года вышел третий сборник Ахматовой «Белая стая», ставший для нее драматическим прощанием с прошлым и встречей с новой, страшной действительностью. «Музыку революции» Ахматова не восприняла. У нее появились иные строки.

Стихотворение «И целый день, своих пугаясь стонов…»  

И целый день, своих пугаясь стонов,

В тоске смертельной мечется толпа,

А за рекой на траурных знаменах

Зловещие смеются черепа.

Вот для чего я пела и мечтала,

Мне сердце разорвали пополам,

Как после залпа сразу тихо стало,

Смерть выслала дозорных по дворам.

Ахматова: Ледяные метели Гражданской войны, страдание народа, разруха… В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Жизнь казалась мне страшным сном. Но в то время я сделала трудный, но окончательный выбор:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Ведущий 2: С 1924 года поэтессу перестают печатать – начинается ее травля в критике. В октябре 1935 года на Анну Андреевну обрушилась еще одна беда: Арестовали ее единственного сына, Льва Гумилева. Льву Николаевичу пришлось пройти через лагеря и ссылки. Ахматова хлопотала за сына, сгибая гордую спину перед сильными мира сего, писала стихи во славу Сталина, которых стыдилась. Лишь бы выпустили Леву…

Ахматова: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как - то раз кто - то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепления и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать? И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

(звучит музыка: Ф. Шопен Прелюдия №4 ми минор)

Ахматова: 17 месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скромной гибелью грозит

Огромная звезда.

(музыка замолкает)

Ведущий 1: Это отрывок из знаменитого стихотворения Ахматовой «Реквием», которое занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет жила в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына.

Ведущий 2: ГУЛАГ не сломал Льва Гумилева. В 1944 году, после освобождения, он добровольцем ушел на фронт. Впоследствии Лев Николаевич Гумилев стал неординарным ученым – востоковедом с мировым именем.

Ведущий 1: Во время войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, где активно выступала перед читателями. С 1945 года она снова печатается в журналах. В это время ее творчеству присущи свобода, радостная эйфория. Она думала, что будет писать то, что считает необходимым. После одного из своих выступлений, которое проходило в Москве в апреле 1946 года, последовала бурная овация, зал встал. Сталин, увидев такую реакцию зала, спросил: «Кто организовал вставание?» Он был разгневан пылким приемом, который организовали Анне Ахматовой. В то же самое время на Анну Ахматову было заведено дело в НКВД. Вскоре она обнаружила в своей квартире прослушивающее устройство, и что за ней ведется круглосуточная слежка спец. Агентов. Она научилась не разговаривать в собственной комнате и делать вид, что не замечает слежки.

Ахматова: Вскоре опять на меня началась травля, три моих книги, находившиеся уже в наборе, были уничтожены. Мою поэзию стали называть «поэзией взбесившейся барыньки», а собратья – писатели тут же исключили меня из Союза писателей. Я опять стала болеть, но старалась держаться, говоря, что ко мне теперь «прибавилась слава мученицы». Мне присылали цветы, а я голодала. Мои стихи не печатали почти 20 лет – это очень страшное испытание для поэта. Я писала «для будущего», а на жизнь текущую зарабатывала переводами, которые подбрасывали мне друзья. Самые близкие, их было немного, но они всегда были рядом со мной. А власти смотрели на меня как на крайне неблагонадежного человека, не забывая прошлое моих родных: мужа и сына.

Ведущий 2: Очередная волна славы Анны Ахматовой началась только в 1964 году, когда ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление чиновников, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. На закате дней «королеве Серебряного века» было позволено принять одну из крупнейших литературных премий Италии «Этна – Таормина» и почетное звание доктора «Оксфордского университета. Из всех наград родины она получила единственную, но самую дорогую – признание соотечественников. В 1965 году вышел сборник стихов Ахматовой под названием «Бег времени» - как итог ее поэзии, ее судьбы.

Ведущий 1: В своей не очень подробной биографии Анна Андреевна Ахматова так подводит итог своей жизни и своей литературной деятельности:

Ахматова: Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила историей моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

Звучит вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь (в это время на экране показываются слайды, на которых обзорно представлена жизнь А.А. Ахматовой)

Ахматова: Я завет Твой, Господи, исполнила

И на зов Твой радостно ответила,

На Твоей земле я все запомнила…  

(А.Ахматова уходит со сцены,  музыка замолкает)

Ведущий 2: Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Москве после 4 инфаркта. Похоронена поэтесса под Санкт – Петербургом. На ее могиле нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Великая поэтесса не нуждается в монументах – вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи.

Звучит запись стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Заключительный этап:

Составление кластера

Дом. задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Зачем сегодня нужна поэзия Анны Ахматовой?»

Литература:

Ахматова, А.А. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худож. Лит., 1990.

Виленкин, В.Я. В сто первом зеркале (Анна Ахматова). – М.: Советский писатель, 1990.

Вираховская, Т.И. «Одари меня горькою славою…» // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №2. – С. 63 – 67.

Павловский, А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М: 1991.

Чаус, Л.А. «Мне дали имя при крещенье – Анна…» // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №3. – С. 73 - 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне дали имя при крещенье - Анна..."

Литературно - музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству русской поэтессы серебряного века Анны Андреевны Ахматовой  ранней, военной и послевоенной поры....

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

«Мне дали имя при крещенье – Анна…»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Ахматовой...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"

В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворе...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"

В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворе...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 1025-летию Крещения Руси.

Школьное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция,посвященная 1025-летию Крещения Руси...