ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворений.В завершение предлагается тест по творчеству поэтессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/ahmatova_a.a.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе
по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"
Преподавателя русского языка литературы
ГБПОУ «Новопавловский
многопрофильный техникум»
Германовой Светланы Вячеславовны
2015
Урок: литература
Тема: "Мне дали при крещенье имя – Анна…"
Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Ахматовой.
Цели и задачи: познакомить учащихся с личностью и творческой судьбой поэтессы; на материале произведений раскрыть своеобразие её поэтической манеры, сделать доступным для индивидуального восприятия учеников мир ахматовских стихов; формировать навыки самостоятельной работы; привить интерес к учёбе, к урокам литературы.
Оборудование урока: портрет Ахматовой, сборники ее стихов, тесты по творчеству А.А.Ахматовой, музыкальное сопровождение.
Тип урока: нестандартный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Организация внимания учащихся.
2) Сообщение темы и целей урока.
2. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889-1966гг.) - талантливая переводчица и поэтесса, человек яркий и самобытный. Ее стихи – удивительный сплав поэзии, любви, мужества
По мнению М.А.Кузьмина, "в ее стихах знакомая нам душа женщины переходной эпохи, эпохи ломки человеческой психологии…”
Удивительна судьбе поэтессы и ее стихов. В 20-е годы Ахматова (псевдоним достался от прабабушки, татарской княжны) пользовалась большим успехом, стихи ее многократно переиздавали. Но в середине 20-х годов началось многолетнее молчание…
Снова взлёт поэтической мысли состоялся в 1936 году. Стихи Ахматовой приобрели былую популярность.
В 1946 году поэтессу постигло разочарование. Её творчество объявили достоянием прошлого. Подвергнутая несправедливой критике, Ахматова надолго ушла из литературы.
Возвращение „вновь” состоялось во второй половине 50-х годов.
Сегодня отношение к Ахматовой иное. Её творчество – одно из самых ярких явлений в русской поэзии ХХ в.
2) Запись кратких биографических сведений.
Анна Ахматова (псевдоним Анны Андреевны Горенко, взятый по фамилии прабабки по материнской линии).
11(23) июня 1889г. – родился в Одессе в семье флотского военного инженера. Детство и отрочество провела в Царском Селе под Санкт – Петербургом.
С 1907г. Ахматова изучала сначала юриспруденцию в Киеве, а затем филологию в Санкт – Петербурге. Первые стихи написала в 11 лет, впервые публикуется в 1907 году.
С 1910 по 1918 гг. была замужем за Н. Гумилёвым.
В 1912г. Родился сын, Лев Гумилёв, в будущем известный учёный.
В 1910 г. Ахматова примыкает к группе акмеистов („Цех поэтов ”), в которую входят: Гумилёв, Мандельштам, Зенкевич и другие литераторы.
1910- 1912гг. – посетила Париж и Северную Италию.
В 1912г. выходит первая книга стихов „ Вечер”.
1914г. – сборник „ Чётки”, который многократно переиздавался.
1917г. – сборник „Белая стая”.
Ахматова критически восприняла революцию, но осталась в России.
1921г. – сборник „Подорожник”, расстрел мужа.
1921г. – сборник „Anno Domini”
С 1922 по 1936 гг. – творческий кризис, арест сына. В этот период Ахматова много переводит, активно занимается изучением творчества А. С. Пушкина.
1940г. – выходит сборник стихов. „Из шести книг”.
В 1935 – 1940гг. – создаёт трагический цикл, поэму „Реквием”. Из окружённого Ленинграда Ахматова была эвакуирована в Ташкент.
1942 – 1944гг. - „Ташкентские стихи”, посвящённые осаждённому Ленинграду.
1944г. июнь – возвращение в Ленинград.
1946г. – вышло постановление ЦК ВКП (б), в котором критикуется творчество Ахматовой и Зощенко; Ахматову исключили из союза писателей.
1962г. – закончена работа над „ Поэмой без героя”.
1964г. зима – в Италии вручена международная премия
„ Этна - Таормина”.
1965г. – выходит книга стихов „Бег времени”.
5 марта 1966г. – Ахматова умерла в Подмосковье, а похоронена в Комарово, под Санкт – Петербургом.
3) Литературно – музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.А. Ахматовой.
Учитель: Пересказать биографию поэта всегда очень
трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не
приземлили бы мыслей и поступков великого человека?
Ведь в них, кроме обычного, « прозаического», содержания,
Заключена неповторимость, уникальность жизни гения.
Давайте попробуем перенестись в то время и восстановить
Те дни, когда жила и творила А.А. Ахматова.
Ахматова: В то время я гостила на земле:
Мне дали имя при крещенье-Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так давно знала я земную радость.
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…
Я родилась 11 июня 1889г., в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой», Л. Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер - механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Мои первые впечатления царскосельские: зеленое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакала маленькая пестрая лошадка, старый вокзал и нечто другое….
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей…друзей и врагов.
И шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей – то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственный скрыт.
К.И.Чуковский:- Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912г. На каком-то литературном вечере подвёл меня к ней её муж, молодой поэт Н.С. Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на 15- тилетнюю робкую девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал её своей ученицей. Прошло 2-3 года и в её осанке наметилась главнейшая черта её личности – величавость.
Слово «царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну.
Ахматова: Я выхожу замуж за друга моей юности Н.С. Гумилёва. Он любит меня вот уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я незнаю, но, кажется что всё – таки люблю.
Гумилёв: Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,
И вновь душа пьяна и смятенна!
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет,…нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымной луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да».
О, это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.
Чтец 1: Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут – и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу.
Ахматова: Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений.
Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о маём решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.
Помолюсь о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Ты, в своих путях уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И, тебе печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
Гумилёв: Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал – своенравницу,
Весёлую птицу – певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится.
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого – то – и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному
С тобой по – мудреному
Возиться теперь мне не впору,
Снеси – ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую Гору.
Чтец 2: У меня есть улыбка одна:
Так, движенье чуть видное губ.
Для тебя я её берегу –
Ведь она мне любовью дана.
Всё равно, что ты любишь других.
Предо мной золотой аналой,
И со мной сероглазый жених.
Ахматова: Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделённой любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Гумилёв моя – судьба, а я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
А я была его женой.
Ведущий: Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.
Чтец 3: Вечерние часы перед столом.
Непоправимо белая страница.
Мимоза пахнет Ниццей и теплом.
В луче луны летит большая птица.
И, туго косы на ночь заплетя,
Как будто завтра нужны будут косы,
В окно гляжу я, больше не грустя,
На море, на песчаные откосы.
Какую власть
Имеет человек,
Который даже нежности не просит!
Я не могу поднять
Усталых век,
Когда мое он имя произносит.
Ахматова: Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Ещё до того, как пожениться, обещала. Заговорили об одном нашем друге, которого жена не пускала на охоту. Николай Степанович спросил: «А ты бы меня пускала?» - «Куда хочешь, когда захочешь»
Сегодня мне письма не принесли,
Забыл он написать или уехал,
Весна, как трель серебряного смеха.
Качаются в заливе корабли,
Сегодня мне письма не принесли.
Он был со мной совсем недавно.
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравлена.
Он был со мной совсем ещё недавно.
Гумилёв: Я весь день вспоминаю твои строчки о приморской девчонке, они мало того, нравятся мне, они меня пьянят. Милая Аня, я знаю, ты не любишь и не хочешь понять этого, но мне не только радостно, а и прямо необходимо по мере того, как ты углубляешься для меня как женщина, укреплять и выдвигать в себе мужчину. Я никогда бы не смог догадаться, что от счастья и славы безнадёжно дряхлеют сердца, но ведь и ты никогда бы, никогда не смогла заняться исследованием страны Гала, понять увидя луну, что она алмазный щит богини воинов Паллады.
Ахматова: Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу наддать
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадёжно дряхлеют сердца.
Чтец 4: Я и плакала и каялась,
Хоть бы с неба грянул гром!
Сердце темное измаялось
В нежном дому твоём.
Боль я знаю нестерпимую,
Стыд обратного пути…
Страшно, страшно к нелюбимому,
Страшно к тихому войти.
А склонюсь к нему нарядная,
Ожерельями звеня;
Только спросит: «Ненаглядная!
Где молилась за меня?»
Гумилёв: Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернешься покорной.
Ахматова: Тебе покорной! Ты сошёл с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но, видишь ли! ведь я пришла сама…
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Все телом бьётся в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.
Гумилёв: Дорогая моя Анечка! Я уже в настоящей армии. Раненых немало. А раны, какие – то странные: ранят не в грудь, не в голову. Ка описывается в романах, а в лицо, руки, в ноги. Под одним нашим уланом пуля пробило седло как раз в тот миг, когда он приподнимался на рыси, секунда до или после, и его бы ранили. Я всё читаю «Илиаду», удивительно подходящее чтение. У ахеян тоже были окопы и заграждения, и разведка. Сам я ничего не пишу – лето, война, негде.
А ночью в небе дневном и высоком
Я вижу записи судеб моих.
Я ведаю, что обо мне, далёком,
Звенит Ахматовой сиренный стих.
Ахматова: Не смеялась и не пела,
Целый день молчала.
Я всего с тобой хотела
С самого начала:
Беззаботной первой ссоры,
Полной светлых бредней,
И безмолвной, чёрствой, скорой
Трапезы последней
Не недели, не месяцы – годы
Расставались. И вот, наконец,
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец.
Больше нет ни измен, ни предательств,
И до света не слушаешь ты,
Как струится поток доказательств
Несравненной моей правоты.
И, как всегда бывает в дни разрыва,
К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
Нам, иступленным, горьким и надменным,
Не смеющим глаза поднять с земли,
Запела голосом блаженным
О том, как мы друг друга берегли.
Чтец 5: После ветра и мороза было
Любо мне погреться у огня.
Там за сердцем я не уследила,
И его украли у меня.
Новогодний праздник длится пышно,
Влажны стебли новогодних роз,
А в груди моей уже не слышно
Трепетания стрекоз.
Ах! Не трудно угадать мне вора,
Я его узнала по глазам.
Только страшно так, что скоро, скоро
Он вернет свою добычу сам.
Ахматова: Таинственной невстречи
Пустынны торжества,
Несказанные речи,
Безмолвные слова.
Нескрещенные взгляды
Не знают, где им лечь,
И только слёзы рады,
Что можно долго течь.
Шиповник Подмосковья,
Увы! Причём – то тут,
И это всё любовью
Бессмертной назовут.
М. Цветаева писала: «Дорогая Анна Андреевна! Спасибо за очередное счастье моей жизни – «Подорожник». Не расстаюсь… Вы мой самый любимый поэт…Я понимаю каждое Ваше слово, весь полёт, всю тяжесть.
Ах, как я Вас люблю и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и как Высоко от Вас! Если бы были журналы, какую бы я статью о Вас написала!
Мне так жалко, что всё только слова – любовь – я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли»
Ахматова: Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи,
И никнет гроздь рябины жёлто – красной,
Слагаю я весёлые стихи.
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь.
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, что я тебя услышу.
Ведущий: В год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург».
Гумилёв: Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебе, как Далаэнти…
Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных тонких рук …
И ты ушла в простом и тёмном платье,
Похожая на древнее Распятье.
Ахматова: И когда друг друга проклинали
В срасти, раскалённой добела,
Оба, мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала.
И что память яростная мучит.
Пытка сильных – огненный недуг! –
А в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: О, где ушедший друг?
Ведущий: Каждый из них пошел на встречу своей трагедии. Н.С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре. По последним данным, никаких активных действий против советской власти поэт не предпринимал.
Ахматова: Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать:
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Чтец 6: Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
И на пышных парадных снегах
Лыжный след, словно память о том,
Что в каких – то далёких веках
Здесь с тобою прошли мы вдвоем.
Ведущий: Многие друзья уехали за границу, но Ахматова оставить родину не смогла.
Чтец 7: Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
Ахматова: Не с тем я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
Чтец 8: Одни гладятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукратимой совестью своей.
Я говорю: «Твое несу я бремя
Тяжёлое, ты знаешь, сколько лет».
Но для неё не существует время,
И для неё пространства в мире нет.
И снова черный масляничный вечер,
Зловещий парк, неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня.
А надо мной спокойный и двурогий
Стоит свидетель… о, туда, туда,
По древней подкапризовой дороге,
Где лебеди и мертвая вода.
Ведущий: Удары сыпались градом. Одним из них было печальное знаменитое Постановление 1946г. о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью. Услужливые журналисты в то время писали о ней так:
Критик: Я полагаю, что социальная среда, вскормившая творчество Ахматовой, - это среда помещичьего гнезда и барского особняка… Мирок Ахматовой необыкновенно узок. Ни широты размаха, ни глубины захвата в творчестве Ахматовой нет.
Ахматова: И всюду клевета сопутствовала мне,
Её ползучий шаг я слышала во сне,
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Чтец 9: Тот город, мной любимый с детства,
В его декабрьской тишине
Моим промотанным наследством
Сегодня показался мне.
Всё, что само давалось в руки,
Что было так легко отдать:
Душевный жар, молений звуки
И первой песни благодать –
Всё унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал…
И вот уже о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.
Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки,
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.
Ведущий: Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935 – м, 1939 – м, последний раз – в 1948 г. по обвинению в покушении на Жукова.
Помнила ли Анна Андреевна свою пророчески роковую «Молитву» 1915 г.?
Ахматова: Дай мне горькие годы недуга
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней.
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Ведущий: Эту молитву напомнила ей при встрече М. Цветаева: «Как вы могли написать: «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар…» Разве Вы не знаете, Что в стихах все сбывается?».
Помирает царь,
Православный царь,
Колокол стозвонный раскачал звонарь
Раскачалась звонница: дон – дон.
Собирайся, вольница, на Дон, на Дон.
Вольная головушка, хмелю не проси.
Грозный царь представился на Руси.
Умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955г. – освобождение сына, а в 1956 г. – выход в свет сборника переводов.
Ахматова: Тот день всегда необычаен.
Скрывая скуку, горечь, злость,
Поэт – приветливый хозяин,
Читатель благосклонный гость.
Один ведет гостей в хоромы,
Другой – под своды шалаша,
А третий – прямо в ночь истомы,
Моим – и дыба хороша…
Зачем, какие и откуда
И по дороге в никуда,
Что их влечёт, - какое чудо,
Какая чёрная звезда?
Но всем им несомненно ясно,
Каких за это ждать наград,
Что оставаться здесь опасно,
Что это не Эдемский сад.
А вот подиж! Опять нахлынут,
И этот час неотвратим…
И мимоходом сердце вынут
Глухим сочувствием своим.
Ведущий: В декабре 1964г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Энта – Таормина».
Вы едете – о том шумит молва –
В Италию принять дары признанья –
Уже давно там лавры заждались.
Когда венчал Петрарку вечный Рим –
То честь была взаимная обоим.
( С. Шервинский)
Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.
Ахматова: Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась н6а вершину славы, задыхаясь и кряхтя.
Ведущий: В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.
Ахматова: И кто бы поверил, что я задумана так надолго и, почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего – то…
Теперь, когда все позади – даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, всё как – то мучительно проясняется: люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом…
Ведущий: Творчество современников А.А.Ахматовой помнит звуки её лиры, голос её музы, тяжесть и подвиг её жизни.
Чтец 10: Протянется недолго, мнилось,
Гряда её тяжелых дней.
Себе самой она отснилась,
И нам явилась, словно милость.
Ушла – увиделось полней.
Как многозвездно, как зеркально
Её душа воплощена
В строках звучащих изначально
Железно, медленно, хрустально.
Но то не строки – письмена.
( Л.Озеров).
Чтец 11: Я иду за тобою след в след.
Я целую его свет в свет.
Я бессонна, как ты, бред в бред
Знаю так же, как ты, что смерти нет.
( О. Берггольц).
3. Тестирование.
1. К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
а) Акмеизму. в) Имажинизму.
б) Символизму. г) Футуризму.
2. А.Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэта:
а) А.Суворова. в) А.Гумилёва.
б) А.Горенко. г) Другое имя.
3. Лирическая героиня А.Ахматовой совпадает с лиричностью:
а) Да. б) Нет.
4. В чём видит А.А.Ахматова предназначение поэта:
а) Сохранить трагическую национальную память.
б) Быть " голосом" совести своего народа, его веры, его правды.
в) Петь о любви.
г) Быть "глашатаем","главарём",своего времени.
5. Лирика А.Ахматовой особенно в её первых книгах исключительно любовная. Это сборники стихов(найдите лишнее):
а) "Чётки". в) "Лебединый стан".
б) "Вечер". г) "Белая стая".
6. Лирическая героиня А.Ахматовой:
а) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.
б) Боец-революционер.
в) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
7. В стихотворении "Мне голос был"(1917)А.Ахматова выступила:
а) Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
б) Как поэт, понявший и принявший революцию.
8. В поэме "Реквием", исполненной отчаяния и горя, А.А.Ахматова писала:
"Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолись обо мне..."
Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
а) Гражданские мотивы. б) Библейские мотивы.
в) Мотив Родины.
9. Поэма А.А.Ахматовой "Реквием" была впервые опубликована в России:
а) В 1937г. в) В 1952г. в) В 1988г.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 |
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
- Выучить краткие биографические сведения, подготовиться к зачёту «Серебряный век».
- Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
"Мне дали имя при крещенье - Анна..."
Литературно - музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству русской поэтессы серебряного века Анны Андреевны Ахматовой ранней, военной и послевоенной поры....
конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)
Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....
«Мне дали имя при крещенье – Анна…»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Ахматовой...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"
В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворе...
Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....
Литературно-музыкальная композиция "Мне дали имя при крещенье - Анна..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящён жизни и творчеству А.А. Ахматовой. Целевая аудитория - учащиеся старших классов. Будет полезна учителям русского языка и литературы, педагогам-орга...