Схемы-опоры по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс)
Схемы-опоры по литературе – средство обобщенного моделирования, наглядного изображения литературного материала, выступают как стимулы речевого развития учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorkiy_na_dne_kartochka.doc | 33.5 КБ |
opory_groza_ostrovskiy.doc | 58 КБ |
opory._dostoevskiy.doc | 123.5 КБ |
sostavlyayushchie_teorii_raskolnikova.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Идейно-художественное своеобразие драмы М. Горького «На дне»
Первая постановка: МХТ (МХАТ)– 1902 г. – год написания пьесы
Проблематика – ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ
Место действия: ПОДВАЛ, ПОХОЖИЙ НА ПЕЩЕРУ
Персонажи: «БЫВШИЕ» (но) ЛЮДИ
П Р А В Д А = П Р А В Д А =
МЕЧТА + В Е Р А Р Е А Л Ь Н О С Т Ь Актер Клещ Бубнов
Анна Пепел Барон
Наташа Сатин
Настя
НАДЕЖДА НА НАДЕЖДА ТОЛЬКО
СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА СЕБЯ
«ВО ЧТО ВЕРИШЬ,
ТО И ПРАВДА!»
? СОЧУВСТВИЕ ?
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания для самостоятельного анализа драмы
А.Н. Островского «Гроза»
1. Проанализируйте атмосферу, царящую в городе Калинове. Каким образом автору удается создать ощущение приближающей беды? При анализе используйте предложенную схему-опору «Нравы города Калинова». Сделайте вывод к схеме-опоре и запишите его в тетрадь.
2. Проанализируйте суждения Варвары, Кабанихи, Тихона о Катерине. Совпадают ли эти мнения с вашими представлениями о ней? Обоснуйте свой ответ.
3. Как ведет себя Катерина в доме Кабановых? Правы ли те, кто обвиняет Катерину в непочтительности к свекрови, невниманием к мужу? Чем обусловлена эта непочтительность и это невнимание?
4. Как вы оцениваете покаяние Катерины? Может, ей лучше было бы скрыть произошедшее и тайком продолжать встречи с Борисом? Не будь грозы и сумасшедшей барыни, состоялось бы покаяние? Какова реакция окружающих? Докажите, что именно здесь находится кульминация драмы.
5. У любого человека, даже в самой сложной ситуации, всегда есть выбор. Какой выбор есть у Катерины? (Смотрите схему-опору «Выбор Катерины», дополните ее. Какие еще варианты вы могли бы предложить героине? Аргументированный ответ запишите в тетрадь.) Почему она выбирает самоубийство? Какую роль в формировании выбора играет Борис? При анализе используйте предложенную схему-опору «Роль Бориса выборе Катерины». Сделайте вывод к схеме-опоре и запишите его в тетрадь.
6. Проанализируйте сцену гибели Катерины. К кому обращены ее последние слова? Какова реакция окружающих? Объясните фразу Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» При анализе используйте предложенную схему-опору «Путь Катерины к гибели». Сделайте вывод к схеме-опоре и запишите его в тетрадь.
7. Добролюбов считал, что образ «изменницы» Катерины «близок сердцу каждого порядочного человека». В чем, по-вашему, заключается эта близость?
НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА
«Среди долины ровныя, на гладкой высоте!..»
«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!
Вид необыкновенный! Красота! ДУША РАДУЕТСЯ!»
«Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!
Ведь англичане миллион дают; я бы деньги
для общества и употребил, для поддержки.
РАБОТУ НАДО ДАТЬ МЕЩАНСТВУ-ТО.
А ТО РУКИ ЕСТЬ, А РАБОТАТЬ НЕЧЕГО!»
И В РУБИЩЕ
ПОЧТЕННА
ДОБРОДЕТЕЛЬ? «Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие!»
«В мещанстве, сударь, вы ничего,
кроме грубости да бедности нагольной
не увидите.»
«СЪЕДЯТ, ЖИВОГО ПРОГЛОТЯТ.»
«БУЛЬВАР СДЕЛАЛИ, А НЕ ГУЛЯЮТ…»
«Нельзя, матушка, без греха: в миру живем.»
«Здесь что замуж вышла, что схоронили, все равно.»
«СЕМЬЯ – ДЕЛО ТАЙНОЕ, СЕКРЕТНОЕ!»
«Ограбить сирот, родственников, племянников,
заколотить домашних так, чтобы ни о чем… пикнуть
не смели. ВОТ ВЕСЬ СЕКРЕТ.»
«А ПО-МОЕМУ: ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ, ТОЛЬКО БЫ
ШИТО ДА КРЫТО БЫЛО».
«ЗАХОЧУ – ПОМИЛУЮ, ЗАХОЧУ – РАСТОПЧУ.»
«Я ДАВНО ВИЖУ, ЧТО ВАМ ВОЛИ ХОЧЕТСЯ.»
ПУТЬ КАТЕРИНЫ К ГИБЕЛИ
«УЖ Я ЛУЧШЕ ТЕРПЕТЬ БУДУ, ПОКА ТЕРПИТСЯ…»
« - А ВЕДЬ ТЫ, КАТЯ, ТИХОНА НЕ ЛЮБИШЬ.
- … МНЕ ЖАЛЬ ЕГО ОЧЕНЬ.»
«НАПРАСЛИНУ-ТО ТЕРПЕТЬ КОМУ Ж ПРИЯТНО!»
«Я У ВАС ЗАВЯЛА СОВСЕМ.»
«Я УМРУ СКОРО…»
«БЫТЬ ГРЕХУ КАКОМУ-НИБУДЬ»
«…ТОЧНО Я СТОЮ НАД ПРОПОСТЬЮ И МЕНЯ КТО-ТО ТОЛКАЕТ,
А УДЕРЖАТЬСЯ МНЕ НЕ ЗА ЧТО.»
«ЛУЧШЕ БЫ Я БОЛЬНВ БЫЛА, ТО НЕХОРОШО.
ЛЕЗЕТ МНЕ В ГОЛОВУ МЕЧТА КАКАЯ-ТО»
«МНЕ ЧТО ДОМА, ЧТО В МОИЛУ – ВСЕ РАВНО. В МОГИЛЕ ЛУЧШЕ.»
«Я ОТ ТОСКИ СДЕЛАЮ ЧТО-НИБУДЬ НАД СОБОЙ…»
«ОБМАНЫВАТЬ-ТО Я НЕ УМЕЮ; СКРЫТЬ-ТО НИЧЕГО НЕ МОГУ. УЖ ЛУЧШЕ Я ТЕРПЕТЬ БУДУ, ПОКА ТЕРПИТСЯ.»
«АХ, ТЕМНО МНЕ СТАЛО!»
«ОПЯТЬ ЖИТЬ?.. И ЛЮДИ МНЕ ПРОТИВНЫ, И ДОМ…, И СТЕНЫ…! НЕ ПОЙДУ ТУДА! УМЕРЕТЬ БЫ ТЕПЕРЬ!»
«ДРУГ МОЙ! РАДОСТЬ МОЯ! ПРОЩАЙ!»
«ХОРОШО ТЕБЕ, КАТЯ!
А Я-ТО ЗАЧЕМ ОСТАЛСЯ ЖИТЬ ДА МУЧИТЬСЯ!»
ПОЧЕМУ ЖИВЫЕ ЗАВИДУЮТ МЁРТВЫМ?
РОЛЬ БОРИСА В ВЫБОРЕ КАТЕРИНЫ
***
- ЗАЧЕМ ТЫ МОЕЙ ПОГИБЕЛИ ХОЧЕШЬ?
- КАК ЖЕ Я МОГУ ХОТЕТЬ ВАШЕЙ ПОГИБЕЛИ, КОГДА Я ЛЮБЛЯ ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ? БОЛЬШЕ САМОГО СЕБЯ?
- НЕТ, НЕТ! ТЫ МЕНЯ ЗАГУБИЛ!
- РАЗВЕ Я ЗЛОДЕЙ КАКОЙ?
- ЗАГУБИЛ, ЗАГУБИЛ, ЗАГУБИЛ!
***
- ВАША ВОЛЯ БЫЛА НА ТО.
НЕТ У МЕНЯ ВОЛИ. КАБЫ БЫЛА У МЕНЯ СВОЯ ВОЛЯ, НЕ ПОШЛА БЫ Я К ТЕБЕ. ТВОЯ ВОЛЯ ТЕПЕРЬ НАДО МНОЙ, РАЗВЕ ТЫ НЕ ВИДИШЬ?
- ЖИЗНЬ МОЯ!
ВЫБОР КАТЕРИНЫ
ОСВОБОЖДЕНИЕ
ВЫБОР
КАТЕРИНЫ
МОРАЛЬНОЕ НЕИЗВЕСТНОСТЬ,
УНИЧТОЖЕНИЕ, ОДИНОЧЕСТВО
УНИЖЕНИЕ
ГРЕХ
Предварительный просмотр:
Развитие идеи | Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Аленой Ивановной | ОТВРАЩЕНИЕ |
Разговор в трактире студента и офицера | Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия. |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук. | «Вся теперешняя тоска нарастала, накопляясь, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения». |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее описание. | Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре. | УЖАС. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе | ОТВРАЩЕНИЕ к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи. |
Случайна встреча с Лизаветой на Сенной. | Час пробил. Идея сильнее. |
Соня | Раскольников |
Кроткая, добрая | Гордый нрав, оскорбление, униженное самолюбие. |
Спасая других, берет на себя тяжесть греха. В духовном плане – мученица. | Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане – преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. | Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий. |
Живет, исходя из жизни. Вне теорий. | Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. ИТОГ – ТУПИК. Теория не может учесть все в жизни. |
Полуграмотна, плохо говорит, ЧИТАЕТ ТОЛЬКО ЕВАНГЕЛИЕ. | Образован, хорошо и правильно говорит. СВЕТ РАЗУМА ЗАВОДИТ В ТУПИК. |
Божественная правда – в ней. Она выше духовно. НЕ СОЗНАНИЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА, А ДУША. | В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя. |
У нее есть смысл жизни: ЛЮБОВЬ И ВЕРА. | У него нет смысла жизни: убийство – это бунт для себя, БУНТ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ. |
? Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? Кто еще мог стать собеседником Раскольникова?
«В чем же я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают».
- Что Вы знаете о ней? Чем она занимается? Чего и почему
все время боится?
- Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает
у него (у Вас)?
- Как характеризует Алену Ивановну отношение к своей сестре
Лизавете?
- Почему Алену Ивановну можно считать ДВОЙНИКОМ Раскольникова?
- В связи с чем появляется он в романе?
- Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
- Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы узнаем о нем много о нем заочно?
- Зачем Достоевский сталкивает Лужина с Соней?
- Почему в романе показана сначала Алена Ивановна, а потом Лужин?
- Как раскрывается сущность Лужина в его словах: «…а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
- Почему Лужин боится полиции?
- Можно ли считать Лужина считать двойником Раскольникова?
- Как его теория связана с теорией Раскольникова?
- В чем сложность и противоречивость этого образа?
- Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? ( Оних говорится в письме матери Раскольникова).
- В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо, но потом раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове – плохо, потом появляются вопросы об этом герое: такой ли он плохой, каким рисует его в своем письме мать Раскоьникова?)
- Что мы узнаем в течение романа о Свидригайлове и его прошлом?
- Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при появлении Свидригайлова?
- Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
- Какие взгляды Свидригайлова раскрываются в фразе: «Всяк о себе помышляет»?
- О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются ему загубленные им люди? (Сравните, что Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).
- Зачем Достоевский дает подробно прошлое Свидригайлова?
- Как меняется этот образ в течение романа?
- Кто виноват, что сильный человек стал преступником?
- Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне и к детям Мармеладова?
- Почему Свидригайлов решается на самоубийство?
- Почему автор именно так описывает сцену самоубийства? (Ч. 6, гл. 7).
- Какую роль в сцене самоубийства играет природа – «молочный густой туман», и описание места – «скользкая, грязная мостовая», «холод и сырость», «брюзгливая скорбь»?
Самостоятельная работа то теме:
«Двойники Раскольникова»
1 вариант. Образ Алены Ивановны.
Ответьте на вопросы, сделайте обобщающий вывод в рамках темы.
1. Что Вы знаете о ней? Чем она занимается? Чего и почему все время боится?
2 .Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает у него (у Вас)?
3. Как характеризует Алену Ивановну отношение к своей сестре Лизавете?
4. Почему Алену Ивановну можно считать ДВОЙНИКОМ Раскольникова?
Самостоятельная работа по теме:
«Двойники Раскольникова»
2 вариант. Образ Лужина.
Ответьте на вопросы, сделайте обобщающий вывод в рамках темы.
- В связи с чем появляется он в романе?
- Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
- Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы узнаем о нем много о нем заочно?
- Зачем Достоевский сталкивает Лужина с Соней?
- Почему в романе показана сначала Алена Ивановна, а потом Лужин?
- Как раскрывается сущность Лужина в его словах: «…а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
- Почему Лужин боится полиции?
- Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?
- Как его теория связана с теорией Раскольникова?
3 вариант. Образ Свидригайлова.
Ответьте на вопросы, сделайте обобщающий вывод в рамках темы.
- В чем сложность и противоречивость этого образа?
- Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? ( Оних говорится в письме матери Раскольникова).
- В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо, но потом раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове – плохо, потом появляются вопросы об этом герое: такой ли он плохой, каким рисует его в своем письме мать Раскоьникова?)
- Что мы узнаем в течение романа о Свидригайлове и его прошлом?
- Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при появлении Свидригайлова?
- Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
- Какие взгляды Свидригайлова раскрываются в фразе: «Всяк о себе помышляет»?
- О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются ему загубленные им люди? (Сравните, что Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).
- Зачем Достоевский дает подробно прошлое Свидригайлова?
- Как меняется этот образ в течение романа?
- Кто виноват, что сильный человек стал преступником?
- Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне и к детям Мармеладова?
- Почему Свидригайлов решается на самоубийство?
- Почему автор именно так описывает сцену самоубийства? (Ч. 6, гл. 7).
- Какую роль в сцене самоубийства играет природа – «молочный густой туман», и описание места – «скользкая, грязная мостовая», «холод и сырость», «брюзгливая скорбь»?
Система уроков по теме:
«Идейно-художественное своеобразие творчества
Ф.М. Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»
№ урока | Тема | Виды деятельности на уроке |
1 урок | Обзор жизни и творчества писателя. Периодизация творчества. |
|
2 урок | «Человек, который весь борьба» (Л.Н. Толстой). Эстетические взгляды писателя. |
|
3 урок | История создания романа «Преступление и наказание». Композиционный строй и особенности романа. |
|
4 урок | Петербург Достоевского. «Город полусумасшедших». Система образов в романе. «Униженные и оскорбленные» в романе. |
|
5 урок | «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта. |
|
6 урок | Причины крушения теории Раскольникова. |
|
7 урок | «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова. |
|
8 урок | «Вечная Сонечка». Образ Сони Мармеладовой, ее влияние на крушение теории и перерождение личности Раскольникова. Роман в оценке критики. |
|
9, 10 уроки | Защита творческих проектов. Или контрольный опрос по теме. |
|
11, 12 уроки | Р/Р Сочинение |
|
СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ ТЕМЫ
«Идейно-художественное своеобразие творчества
Ф.М.Достоевского на примере романа «Преступление и наказание» »
№ урока | Тема | Опережающее домашнее задание |
1, 2 уроки | Обзор жизни и творчества писателя. Периодизация творчества. Эстетические взгляды писателя. |
|
3, 4 уроки | История создания романа «Преступление и наказание. Композиционный строй романа. Петербург Достоевского. Система образов в романе. «Униженные и оскорбленные» в романе. |
|
5, 6 уроки | Теория Раскольникова и истоки его бунта. Причины крушения теории Раскольникова. |
|
7, 8 уроки | «Двойники» Раскольникова. «Вечная Сонечка». Образ Сони Мармеладовой, ее влияние на крушение теории Раскольникова и перерождение личности героя. Роман «Преступление и наказание» в оценке критики. |
|
9, 10 уроки | Защита творческих проектов Или контрольный опрос по теме. |
|
11, 12 уроки | Сочинение |
|
Предварительный просмотр:
Почему совершено преступление?
Что толкнуло Раскольникова На этот путь?
Может быть, Раскольников был ПРЕСТУПНИКОМ ПО СУТИ?
- Помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны.
- Сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома.
- Переживает за мать и Дуню.
ГУМАННЫЙ,
СОСТРАДАЮЩИЙ,
Причины, побудившие к убийству
Внешние Внутренние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.
Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида...
Схема - опора "Обособленные определения и приложения"
Данная схема поможет разобрать в обособлении определений и приложений...
Схемы-опоры по музыке
Схемы-опоры...
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях....
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР...
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....