Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.
методическая разработка на тему
Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_shem-_opor_na_urokah_pisma_i_razvitiya_rechi_v_korrektsionnoy_shkole_8_vida.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитывая индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в умственном развитии (малый объём внимания, быструю утомляемость, рассеянность, пассивность, недостатки воспитания), необходимо активизировать работу учащихся на уроке. При правильной организации урока смена видов работ , их разнообразие не утомляет школьников, а наоборот, повышает работоспособность и внимание, создаются условия для выработки грамотного письма.
На протяжение своей педагогической деятельности я всегда применяла «рисуночные знаки» в виде схем, картинок, зарисовок самими детьми. Включение зрительных анализаторов помогают образам-элементам задерживаться в памяти , выстаиваться в дальнейшем в правило. Чем старше обучающийся, тем сложнее активизировать его деятельность на уроке, тем сложнее удержать его внимание на объяснении материала. В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определённости инструкций, залаженной в правиле, от числа операций, которые должны выполнить обучающиеся , от соотнесённости произношения и написания, от подготовленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха.
Опираясь на принцип развития и коррекции высших психических функций, которые реализуются через комплексную работу анализаторных систем, разработанный научно-методическим центром «Развитие и коррекция» под руководством Е.Д. Худенко, процесс объяснения правила, его закрепление направляю на максимальное включение анализаторов. На определённых этапах включения правила или ежегодное воспроизведение правила с добавлением дополнительных элементов я использую такой вид работы, как изготовление карточек или схем-опор на данное правило. Что даёт такая работа :
- Все обучающиеся активно включаются в работу ( она может быть групповая или индивидуальная), ни разу никто не отказался от выполнения практического задания;
- это возможность как усвоения правила ( для обучающихся , пропустивших материал или неуспешно его усвоивших), так и формирования стойкого навыка его применения);
- обучающиеся имеют возможность реализовать свои умения, фантазию, творчество;
- работа не исключает дифференцированного и индивидуального подхода;
- происходит пошаговый сбор элементов ( составляющих) правила в единое целое, который помогает закрепить в памяти «картинку» с помощью включения зрительного, слухового анализаторов, мелкой моторики рук, активизации мыслительных процессов;
- создаётся благоприятная среда, в которой обучающий не испытывает тревоги быть неуспешным а , это важное условие для усвоения материала;
- данная карточка-схема в дальнейшем послужит опорой для выстраивания грамотного ответа для слабого ученика.
Примеры применения данного вида работы на уроках письма в 6 и 7 классах.
Обучающиеся составляют карточку-опору по теме «Правописание Ъ»
Обучающиеся составляют карточку-опору по теме «Одиночный и повторяющийся союз И при однородных членах предложения»
В целесообразности использования изготовления рисунков, карточек, схем можно убедиться, проследив поэтапно уровень усвоения обучающимися правил. Для этого я использую карточки учёта усвоения правил, которые составила сама.
Карточка учёта усвоения правила
«Правописание Ь после шипящих у существительных
единственного числа»
имя обучающегося | включение орфограммы (её элементов) в кален.-темат. планир. ( класс, объём) | Виды работ по усвоению навыка письма | Итоги выполнения самостоятельных работ, работы по карточкам | Количество допущенных ошибок по данному правилу в проверочной работе ( кол-во слов с орфограммой- кол-во ошибок) |
Катя Б. | 5 класс Понятие : «Имена сущ-е 3-го склонения в И.п. отвечают на вопрос кто? что? и оканчиваются на Ь | - выделение существительных 3 скл. среди других сущ-х; - отработка умения написания Ь на конце сущ-х 3-го склонения | работа по индивидуальным карточкам
самостоятельная работа –«3» | в работе 3 слова на данную орфограмму – - допущено 2ошибки |
6 класс Правило : « Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце» | - дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце; - «правило в рисунке» по образцу учителя; - отработка умения написания орфограммы | работа по индивидуальным карточкам
самостоятельная работа – «3» | в работе 4 слова на данную орфограмму ( 2 сущ-х м.р., 2 сущ-х ж.р.) - допущено 2 ошибки ( во всех словах написал –Ь) | |
7 класс Правило : «Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце» | -повторение «шипящих»; - дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце; -- «правило в рисунке» ( восстановление по памяти); - отработка умения написания орфограммы | работа по индивидуальным карточкам
самостоятельная работа – «5» | в работе 3 слова на данную орфограмму ( 1 сущ-е м.р., 2 сущ-х ж.р.) - допущена одна ошибка | |
8 класс Правило : «Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце» | - дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце; -изготовление КАРТОЧКА-ПАМЯТКИ - отработка умения написания орфограммы | работа по индивидуальным карточкам:
2) – «5» | в работе 3 слова на данную орфограмму ( 2 сущ-х м.р., 1сущ-е ж.р.) - ошибок не допущено |
Таким образом, и многочисленные виды работ, предлагаемые в различных методических разработках и то новое, что мы вводим сами, при учёте возрастных и индивидуальных особенностей , чёткой , доскональной подготовке любого вида работ, благоприятного климата на уроке создают условия для выработки грамотного письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...
Урок письма и развития речи в коррекционной школе "Согласные "Б" и "П"
Разработка урока с элементами презентации...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса
Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...