Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.
методическая разработка на тему

Вайзерова Евгения Александровна

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Учитывая индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в умственном развитии (малый объём внимания, быструю утомляемость, рассеянность, пассивность, недостатки воспитания), необходимо активизировать работу учащихся на уроке. При правильной организации урока смена видов работ , их разнообразие не утомляет школьников, а наоборот, повышает работоспособность и внимание, создаются условия для выработки грамотного письма.

На протяжение своей педагогической деятельности я всегда применяла «рисуночные знаки» в виде схем, картинок, зарисовок самими детьми.  Включение зрительных анализаторов  помогают образам-элементам  задерживаться в памяти , выстаиваться в дальнейшем в правило. Чем старше обучающийся, тем сложнее активизировать его деятельность на уроке, тем сложнее удержать его внимание на объяснении материала. В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определённости инструкций, залаженной в правиле, от числа операций, которые должны выполнить обучающиеся , от соотнесённости произношения и написания, от подготовленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха.

Опираясь на принцип развития и коррекции высших психических функций, которые реализуются через комплексную работу анализаторных систем, разработанный научно-методическим центром «Развитие и коррекция» под руководством Е.Д. Худенко, процесс объяснения правила, его закрепление направляю на максимальное включение анализаторов. На определённых этапах включения правила или ежегодное воспроизведение правила с добавлением дополнительных элементов я использую такой вид работы, как изготовление карточек или схем-опор на данное правило. Что даёт такая работа :

  • Все обучающиеся активно включаются в работу ( она может быть групповая или индивидуальная), ни разу никто не отказался от выполнения практического задания;
  • это возможность как усвоения правила ( для обучающихся , пропустивших материал или неуспешно его усвоивших), так и формирования стойкого навыка его применения);
  • обучающиеся имеют возможность реализовать свои умения, фантазию, творчество;
  • работа не исключает дифференцированного и индивидуального подхода;
  • происходит пошаговый сбор элементов ( составляющих) правила в единое целое, который помогает закрепить в памяти «картинку» с помощью включения зрительного, слухового анализаторов, мелкой моторики рук, активизации мыслительных процессов;
  • создаётся благоприятная среда, в которой обучающий не испытывает тревоги быть неуспешным а , это важное условие для усвоения материала;
  • данная карточка-схема в дальнейшем послужит опорой для выстраивания грамотного ответа для слабого ученика.

      Примеры  применения данного вида работы на уроках письма в 6 и 7 классах.

         

                Обучающиеся составляют карточку-опору по теме «Правописание Ъ»

Обучающиеся составляют карточку-опору по теме «Одиночный и повторяющийся союз И при однородных членах предложения»

      В целесообразности использования изготовления рисунков, карточек, схем  можно убедиться, проследив поэтапно уровень усвоения обучающимися правил. Для этого я использую карточки учёта усвоения правил, которые составила сама.

                                         Карточка учёта усвоения правила

«Правописание Ь после шипящих у существительных

единственного числа»

имя

обучающегося

включение орфограммы (её элементов) в кален.-темат. планир. ( класс, объём)

Виды работ по усвоению навыка письма

Итоги выполнения самостоятельных работ, работы по карточкам

Количество допущенных ошибок по данному правилу в проверочной работе

 ( кол-во слов с орфограммой- кол-во ошибок)

Катя Б.

   5 класс

Понятие : «Имена сущ-е 3-го склонения в И.п. отвечают на вопрос кто? что? и оканчиваются на Ь

- выделение существительных 3 скл. среди других сущ-х;

- отработка умения написания Ь на конце сущ-х 3-го склонения

работа по индивидуальным карточкам

  1. – «3»
  2. – «3»
  3. -  «4»

самостоятельная работа –«3»

в работе 3 слова на данную орфограмму –

- допущено 2ошибки

6 класс

Правило :

« Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце»

- дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце;

 - «правило в рисунке» по образцу учителя;

- отработка умения написания орфограммы

работа по индивидуальным карточкам

  1. – «3»
  2. – «4»

  1. – «4»

самостоятельная работа – «3»

в работе 4 слова на данную орфограмму

( 2 сущ-х м.р., 2 сущ-х ж.р.)

- допущено 2 ошибки

( во всех словах написал –Ь)

7 класс

Правило : «Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце»

-повторение «шипящих»;

- дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце;

-- «правило в рисунке» ( восстановление по памяти);

- отработка умения написания орфограммы

работа по индивидуальным карточкам

  1. – «4»
  2. – «4»

самостоятельная работа – «5»

в работе 3 слова на данную орфограмму

( 1 сущ-е м.р., 2 сущ-х ж.р.)

- допущена одна ошибка

8 класс

Правило : «Правописание сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце»

- дифференциация сущ-х м.р. и ж.р. с шипящей на конце;

-изготовление КАРТОЧКА-ПАМЯТКИ

- отработка умения написания орфограммы

работа по индивидуальным карточкам:

  1. – «4»

2)  – «5»

в работе 3 слова на данную орфограмму

( 2 сущ-х м.р., 1сущ-е ж.р.)

- ошибок не допущено

   Таким образом, и многочисленные виды работ, предлагаемые в различных методических разработках и то новое, что мы вводим сами, при учёте возрастных и индивидуальных особенностей , чёткой , доскональной  подготовке  любого вида работ, благоприятного климата на уроке создают условия для выработки грамотного письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...