Технологическая карта открытого урока по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по теме "Дубровский-благородный разбойник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_dubrovskiy-blagorodnyy_razboynik.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Предмет: литература
Класс: 6
Учитель: Храмцова И.И.
Тема урока: Дубровский-«благородный разбойник»(по роману А.С Пушкина «Дубровский».
Тип урока: урок решения проблемных задач с последующим обсуждением
Цель урока: Проанализировать образ Владмира Дубровского, выявить в нём черты “благородного разбойника”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.
Задачи урока:
- выявить черты «благородного разбойника» в образе Владимира Дубровского;
- развивать умение выделять главную информацию, систематизировать еѐ, сравнивать, анализировать, обобщать, работать со словарём.
Техники и технологии: информационно - коммуникативные технологии; приѐмы: «совместный поиск»,дискуссия, составление синквейна, решение литературных задач.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, листы самооценки.
Формировать УУД:
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: морально - этическая ориентация и нравственная оценка; формирование нравственной позиции обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков.
Предметные: уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям, понимать основные мысли автора.
Метапредметные: овладение приѐмами отбора и систематизации материала по теме; восприятие текста художественного произведения; умение сопоставлять и сравнивать поступки героев произведения; умение создавать устный текст в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение структурировать текст в соответствии с учебной задачей; оценка речевого высказывания; целеполагание, планирование,
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЮЩИХСЯ | ПРИМЕЧАНИЕ |
Орг. этап | Психологический настрой детей на урок. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своих одноклассников и мысленно пожелайте им успеха на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте и их, пожалуйста! Желаю вам хорошего настроения и надеюсь на активную работу на уроке. | Самоопределение, оценивание готовности к уроку. | |
Этап повторения изученного. Проверка д/з. Словарная работа. Постановка проблемы | - Ребята, мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». Дома вы должны были дочитать роман до конца. Все ли справились? Было ли интересно вам продолжение роман? Давайте проверим, как вы поработали дома и хорошо знаете содержание произведения и его героев. Я предлагаю вам поработать самостоятельно и разгадать кроссворд. Но в это не простой кроссворд, в нём есть небольшая загадка, а именно ключевое слово. КАРТОЧКИ С КРОССВОРДАМИ(2 варианта). На это задание-3 минуты. САМОПРОВЕРКА(выдаются ответы и критерии). Занесите свои результаты в оценочные листы. -Итак, кто легко справился с кроссвордом? У кого возникли трудности? Кто сумел разгадать ключевое слово? Я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока, опираясь на эти слова. Кто догадался, какое отношение они имеют к роману? - Итак, какова же тема нашего урока? Запишем в тетрадь тему урока. Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Какова же цель нашего урока? Цель: Определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия. 2.Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слова благородство (1ряд), разбойник (2 ряд). А давайте найдем толкование этих слов в словаре. Какой словарь нам понадобится для этого? (толковый) 3. Посмотрим, какие определения дает С. Ожегов в своем толковом словаре. Благородный –
-Какое понятие нам больше подходит? Разбойник –
Давайте запишем их в тетрадь. -Ребята, совместимы ли эти понятия? Может ли быть разбойник благородным человеком? - Эти проблемные вопросы мы будем сегодня решать.
| Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Разгадывают кроссворд, находят ключевые слова. Проверяют свои работы самостоятельно, оценивают себя по критериям. Называют ключевые слова по вариантам(благородство, разбойник). Формулируют тему урока. Знакомство с эпиграфом, вывод.
Ставят цель. Называют ассоциации. Работа со словарем, высказывание личного мнения. Находят в словаре толкование слов «благородство», «разбойник», записывают их в тетрадь. | Раздача карточек с ответами и критериями. Запись этих слов на доске. Запись слов-ассоциаций на доске учителем. Запись слов-ассоциаций на доске. Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988) Слайд Слайд № |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Поиск решения проблемы. Анализ текста. | - Ребята, давайте выделим корни в слове «благородство». - О чём они нам говорят(человек знатного рода). Какое происхождение имеет Владимир Дубровский? -- Что мы знаем о герое ещё до приезда его в Кистенёвку? - Каким мы видим Владимира Дубровского в Петербурге? Найдите в тексте и зачитайте выразительно. Что значит выразительно? (чтение третьего абзаца 3 главы) (Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк (элитное подразделение армии) - недостойных, наверное, туда не возьмут. Как данный отрывок характеризует Владимира? (молодой повеса) Привязан к отцу, любил семейственную жизнь, которой был лишён. С другой стороны, живёт беспечно, беззаботно.) 1) - Когда всё меняется в его жизни?(письмо из дома) - Что испытывает герой, когда получает письмо из Кистенёвки ? Выберите предложения из текста, прочитайте. - После смерти отца, после похорон мы видим Дубровского в Кистенёвской роще. Какой он представляет свою жизнь? Знает ли он, что ему делать дальше? Докажите текстом. 2) А.С. Пушкин всегда очень внимательно относился к словам. И нам сейчас предстоит решить литературную задачу, поработав с двумя словосочетаниями: «странные чувства» и «страшные мысли». Перед вами два отрывка из текста. Прочитайте их, узнайте эпизод и поясните, где на месте пропуска нужно вставить словосочетание «странные чувства», а где «страшные мысли». Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, — не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим». Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. «Стойте смирно, — сказал он им, — а я с приказными переговорю». — «Переговори, батюшка, — закричали ему из толпы, — да усовести окаянных». «И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую …или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик…. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец все утихло. -Итак, какие словосочетания вы вставили и какие эпизоды описаны? Какие слова или факты помогли вам? (Первый эпизод – когда судейские чиновники приехали отбирать имение и народ был готов к бунту. В Дубровском же только зарождается «странное чувство» - чувство протеста, он пока отдаёт себе отчёт в том, к каким последствиям может привести бунт, и приказывает дворовым разойтись. Второй эпизод – последняя ночь в родном доме. Герой не может допустить , чтобы дорогие сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук. Поэтому рождаются «страшные чувства» - сжечь дом. То есть герой твёрдо решил не покоряться обстоятельствам. Оцените свою работу, поставьте баллы в ОЛ. 3) Просмотр фрагмента фильма. (Эпизод пожара) ФИЗМИНУТКА
) – А кто очень сильно боится Дубровского и почему? (Антон Пафнутьич Спицын, который лжесвидетельствовал против отца Дубровского и теперь боится мести сына). - Почему Дубровский разоблачает себя перед Спицыным? (Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.) Кем предстает он в этом эпизоде? (разбойником) | Один ученик выделяет корни в слове «благородство». (Читают текст третьего абзаца 3 главы, следят за выразительнотью) Дети внимательно слушают, следят по тексту. Высказывают свое мнение. Читают отрывки из текста. Отвечают на вопросы. Решают литературную задачу, восстанавливают текст, определят эпизод. Смотрят фрагмент х/ф. Самостоятельно проводит физминутку один обучающийся. Продолжают анализировать образ Дубровского. | Слайд № |
Обобщение полученных знаний. | -Давайте подведём итог. Выделим и запишем + и – в характере и поступках Дубровского. -Какие + и – можно выделить? - Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака? -Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения(дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости. - Кого вы можете вспомнить из мировой литературы? (Робин Гуд) 7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?” - Рассуждения ребят. - Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:
Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение. - Итак, к какому выводу мы приходим? Оцените свою работу, активность в ОЛ. 8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
-Зачитайте свои работы. -Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались определили основные черты главного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. | Составляют схему совместно с учителем и приходят к выводу, что Дубровский-«благородный» человек, но «разбойник поневоле». Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста. Записать основную мысль в тетрадь, зачитать. Составляют синквейн. Зачитывают их. Оценивают себя. | |
Этап информации о домашнем задании | Творческое задание: Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным) | Записывают домашнее задание | Слайд № |
Этап рефлексии | - Ребята, кому понравился сегодняшний урок? – Чью бы роль хотел исполнить в фильме? - Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке. Выставить себе оценки. | Отвечают на вопросы, оценивая себя. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. Самоанализ. Оценочный лист. Озвучивание результатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по литературе в 5 классе
В технологической карте отражены все этапы урока в условиях ФГОС...
Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса
В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Технологическая карта открытого урока по литературе в 9 классе по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
Тип урок а: Исследовательская лаборатория...
Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"
ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...
Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»
Познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвыш...