Технологическая карта открытого урока по литературе в 9 классе по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Марина Викторовна Зиновьева

Тип урок а: Исследовательская лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа» Гагаринский район, Смоленская область

Технологическая карта

открытого урока по литературе в 9 классе по повести

Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

«Петербург Достоевского»

                                                                   Урок разработала

                                                                учитель русского языка и

                                                                                           литературы  Зиновьева М.В.

д. Родоманово, 2019 г.

Цель деятельности учителя

1) Помочь учащимся открыть Петербург Достоевского, соединение призрачного и реального.

2)Раскрыть образ Мечтателя

Тип урока

Исследовательская лаборатория

Планируемые образовательные результаты

1). Предметные  – 1. Знать текст.

                                                2. Находить образы и локусы Петербурга.

                                                3. Владеть навыком анализа образа персонажа.

                                                4. Владеть комплексным анализом текста

( определять функцию композиции и выявлять картину мира, созданную автором).

2). Метапредметные – раскрыть художественный концепт «Петербургский текст» и уметь и уметь интерпретировать это понятие в метапредметной дискуссии

3) Личностные  -  развитие осознания мечты и реальности, нравственный выбор каждого: уйти от проблем в виртуальный мир или преодолевать их.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная и групповая

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем; видеоклип на песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет», «Школьный толковый словарь», текст произведения

Основные понятия

Анализ эпизода, оксюморон,

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты; задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащимися

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Актуали-

зация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
                                                                                              А.С.Пушкин

 Вдумайтесь в строки великого поэта. Какой художественный приём использует Александр Сергеевич Пушкин?

Работа с эпиграфом к уроку, терминологическая работа, анализ

Групповая


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Устные ответы

2.Выявление места и причины затруднений

Просмотр мультимедийной презентации

Петербург в произведениях писателей–предшественников

Достоевского. Петербург… Созданный гением Петра I и

мастерством строителей, этот город всегда привлекал взоры писателей, поэтов, художников, композиторов. Вы уже читали произведения литературы, в которых возникал образ Петербурга… Какие?

 Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина, повесть «Шинель»

 Н.В.Гоголя

Групповая

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Устные ответы

3.Целеполага-

ние и построение проекта выхода из затруднения

Просмотр мультимедийной презентации

Можем ли мы на основании этих примеров сказать, что образ Петербурга является сквозным? Да!... Значит образ Петербурга мы можем назвать сквозным образом в литературе? Петербург продолжает волновать наших современников так же как он волновал писателей и поэтов XIX века. Прежде чем мы перейдём непосредственно к изучению произведения Достоевского, я приглашаю вас на прогулку по Петербургу, где живёт Мечтатель – главный герой повести «Белые ночи»…..

Обдумывают ответы на вопросы

Групповая

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Устные ответы

Обсуждение промежуточных  выводов

Попробуем разобраться в тайнах Петербурга! Все тайны зашифрованы писателем внутри произведения, и наша задача: провести исследование и обнаружить хотя бы некоторые разгадки! Обратимся к названию: «Белые ночи»…Какие эпитеты приходят в голову при слове «ночь»?

У Достоевского ночь «белая», значит, по сравнению с

другими, она какая?

Обдумывают ответы на вопросы

(Тёмная, глухая, беспросветная,  чёрная….)

(Особенная, необычная, редкая).

Индивидуальная

Устные ответы

4.Творческая практическая деятельность

Обсуждение результатов наблюдения

Значит и речь в произведении пойдёт о необычных людях, редких явлениях, особенных чувствах и событиях.

В тетрадях: «Понятие

оксюморон».

Групповая

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Устные ответы

5.Первичное закрепление с комменти-рованием

Обсуждение промежуточных выводов

Обратите внимание, что кроме названия автор оставляет нам подсказку: «Сентиментальный роман»…Казалось бы всё понятно, Фёдор Михайлович сразу даёт понять, к какому жанру и направлению в литературе относится его произведение…Но так ли всё просто? Откройте «Школьные толковые словари», найдите значение слов «сентиментальный» и «роман»….

Работа со словарями

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ, -ая,-ое,-лен,-льна,-льно.1. Относящийся к сентиментализму, связанный с сентиментализмом. 2. Излишне чувствительный.3. Грустный.

РОМАН, -а,м.1. Большое по объёму повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и с большим

числом действующих лиц»

Индивидуальная

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Устные ответы

Обсуждение промежуточных выводов

Какие несоответствия вы видите между определением в словаре и произведением Достоевского? Посмотрите второе значение термина!

РОМАН. 2. Любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Обратимся к эпиграфу. Фёдор Михайлович взял за основу строкииз стихотворения «Цветок» Ивана Сергеевича Тургенева, но! Сравните эпиграф с оригиналом. Почему цитата неточная? Ваше мнение. 

И.С.Тургенев «Цветок»                                   Ф.М.Достоевский

Что изменил Достоевский?

Почему?

(Объём небольшой, немного действующих лиц, мало событий)

Вывод:  грустная история любви. 

(Знаки и некоторые слова)

(Он обращается с вопросом к читателям)

Индивидуальная

6.Самостоя-тельная работа с самопроверкой

Разделите страницу на две половинки и заполните таблицу.

  Мечты:

Реальность:

Гуляя по городу, наслаждается красотой домов и природы

Проживает в комнате с закопченными стенами и паутиной на окне

Он общается с домами

Он бесконечно одинок

Взаимная любовь

Безответная любовь

Он храбрый рыцарь, возлюбленный, дух из кувшина…

Реальность:

Проживает в комнате с закопченными

 стенами и паутиной на окне

Он бесконечно одинок

Безответная любовь

Ему 26 лет в начале повести и

41 – в конце. Беден.

Ему 26 лет в начале повести и 41 – в конце. Беден.

Выполняют аналитическое задание с последующей самопроверкой (слайд на экране)

Индивидуальная

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Письменная работа

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, обобщение

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?  Для чего человеку нужна мечта? Стоит ли уходить в полностью вымышленный мир? Чем, по мнению Достоевского, опасна «безотчётная созерцательность»? Почему реальная жизнь с её несовершенствами всё-таки прекраснее мира грёз? Как вы думаете, существуют ли в наше время способы уйти от реальности и чем это чревато?

Устные ответы учащихся

(Интернет, компьютерные игры).

Индивидуальная

Оценивание работы

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная работа по вопросам в формате ГИА

На листках напишите 5-7 предложений

«Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?»

____________________________________________________________________________________________________

Пишут ответы на вопрос

Индивидуальная

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Листы обратной связи

9.Домашнее задание

Устно подготовить характеристику героя, используя записи в тетради, сделанные на этом урок

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе "Стиль барокко"

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе по теме "Стиль барокко" в рамках проведения профориентационной работы и исследовательской проектной деятельности учащихся....

Технологическая карта открытого урока информатики в 8 классе

Тема урока "Свойства алгоритма"Общая общеобразовательная цель: формирование учебно-познавательной и алгоритмической компетенции при решении информационных задачЧастные образовательные цели:учащийся до...

Технологическая карта открытого урока по литературе в 5 классе

В технологической карте отражены все этапы урока в условиях ФГОС...

Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...

Технологическая карта открытого урока в 9 Б классе "Моя будущая профессия"

Данный урок разработан в рамках профориентанционных мероприятий "Семь шагов к профессии"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Презентация к уроку литературы в  9 классе по повести   Ф.М. Достоевского «Белые ночи»....

Технологическая карта открытого урока по литературе

Урок литературы в 6 классе по теме "Дубровский-благородный разбойник"...