Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты; задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащимися | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Актуали- зация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний | Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… А.С.Пушкин Вдумайтесь в строки великого поэта. Какой художественный приём использует Александр Сергеевич Пушкин? | Работа с эпиграфом к уроку, терминологическая работа, анализ | Групповая | 1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Устные ответы |
2.Выявление места и причины затруднений | Просмотр мультимедийной презентации | Петербург в произведениях писателей–предшественников Достоевского. Петербург… Созданный гением Петра I и мастерством строителей, этот город всегда привлекал взоры писателей, поэтов, художников, композиторов. Вы уже читали произведения литературы, в которых возникал образ Петербурга… Какие? | Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина, повесть «Шинель» Н.В.Гоголя | Групповая | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Устные ответы |
3.Целеполага- ние и построение проекта выхода из затруднения | Просмотр мультимедийной презентации | Можем ли мы на основании этих примеров сказать, что образ Петербурга является сквозным? Да!... Значит образ Петербурга мы можем назвать сквозным образом в литературе? Петербург продолжает волновать наших современников так же как он волновал писателей и поэтов XIX века. Прежде чем мы перейдём непосредственно к изучению произведения Достоевского, я приглашаю вас на прогулку по Петербургу, где живёт Мечтатель – главный герой повести «Белые ночи»….. | Обдумывают ответы на вопросы | Групповая | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения | Устные ответы |
| Обсуждение промежуточных выводов | Попробуем разобраться в тайнах Петербурга! Все тайны зашифрованы писателем внутри произведения, и наша задача: провести исследование и обнаружить хотя бы некоторые разгадки! Обратимся к названию: «Белые ночи»…Какие эпитеты приходят в голову при слове «ночь»? У Достоевского ночь «белая», значит, по сравнению с другими, она какая? | Обдумывают ответы на вопросы (Тёмная, глухая, беспросветная, чёрная….)
(Особенная, необычная, редкая). | Индивидуальная |
| Устные ответы |
4.Творческая практическая деятельность | Обсуждение результатов наблюдения | Значит и речь в произведении пойдёт о необычных людях, редких явлениях, особенных чувствах и событиях. | В тетрадях: «Понятие оксюморон».
| Групповая | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Устные ответы |
5.Первичное закрепление с комменти-рованием | Обсуждение промежуточных выводов | Обратите внимание, что кроме названия автор оставляет нам подсказку: «Сентиментальный роман»…Казалось бы всё понятно, Фёдор Михайлович сразу даёт понять, к какому жанру и направлению в литературе относится его произведение…Но так ли всё просто? Откройте «Школьные толковые словари», найдите значение слов «сентиментальный» и «роман»….
| Работа со словарями СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ, -ая,-ое,-лен,-льна,-льно.1. Относящийся к сентиментализму, связанный с сентиментализмом. 2. Излишне чувствительный.3. Грустный. РОМАН, -а,м.1. Большое по объёму повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и с большим числом действующих лиц» | Индивидуальная | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
| Устные ответы |
| Обсуждение промежуточных выводов | Какие несоответствия вы видите между определением в словаре и произведением Достоевского? Посмотрите второе значение термина! РОМАН. 2. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. Обратимся к эпиграфу. Фёдор Михайлович взял за основу строкииз стихотворения «Цветок» Ивана Сергеевича Тургенева, но! Сравните эпиграф с оригиналом. Почему цитата неточная? Ваше мнение. И.С.Тургенев «Цветок» Ф.М.Достоевский Что изменил Достоевский? Почему? | (Объём небольшой, немного действующих лиц, мало событий) Вывод: грустная история любви.
(Знаки и некоторые слова) (Он обращается с вопросом к читателям) | Индивидуальная |
|
|
6.Самостоя-тельная работа с самопроверкой |
| Разделите страницу на две половинки и заполните таблицу. Мечты: | Реальность: | Гуляя по городу, наслаждается красотой домов и природы | Проживает в комнате с закопченными стенами и паутиной на окне | Он общается с домами | Он бесконечно одинок | Взаимная любовь | Безответная любовь | Он храбрый рыцарь, возлюбленный, дух из кувшина… Реальность: | Проживает в комнате с закопченными стенами и паутиной на окне | Он бесконечно одинок | Безответная любовь | Ему 26 лет в начале повести и 41 – в конце. Беден. |
| Ему 26 лет в начале повести и 41 – в конце. Беден. |
| Выполняют аналитическое задание с последующей самопроверкой (слайд на экране) | Индивидуальная | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
| Письменная работа |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, обобщение | Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для чего человеку нужна мечта? Стоит ли уходить в полностью вымышленный мир? Чем, по мнению Достоевского, опасна «безотчётная созерцательность»? Почему реальная жизнь с её несовершенствами всё-таки прекраснее мира грёз? Как вы думаете, существуют ли в наше время способы уйти от реальности и чем это чревато? | Устные ответы учащихся (Интернет, компьютерные игры). | Индивидуальная |
| Оценивание работы |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная работа по вопросам в формате ГИА | На листках напишите 5-7 предложений «Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?» ____________________________________________________________________________________________________ | Пишут ответы на вопрос | Индивидуальная | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Листы обратной связи |
9.Домашнее задание |
| Устно подготовить характеристику героя, используя записи в тетради, сделанные на этом урок |
| Индивидуальная |
|
|