Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»). Конспект урока для 8 класса.
методическая разработка по литературе (8 класс)

Борисова Елена Петровна

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.

Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приемы: аналитический метод, метод «Кроссенс», метод «Кластер».

Цель урока:  создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Личностные результаты: воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности;  развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;

Предметные результаты: развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портрет А. Грина, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина, компьютер, мультимедийная презентация, бортовой журнал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok2.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)

Класс: 8

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.

Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приемы: аналитический метод, метод «Кроссенс», метод «Кластер».

Цель урока:  создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Личностные результаты: воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности;  развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;

Предметные результаты: развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портрет А. Грина, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина, компьютер, мультимедийная презентация, бортовой журнал.

Ход урока

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята.

«Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». Эти слова, сказанные одним замечательным человеком, возьмём эпиграфом нашего урока. А кто говорил эти слова, вы догадаетесь, прослушав отрывок из песни.

Музыкальное оформление.

Звучит в записи песня «Алые паруса» (1 куплет).

 – Почему в песне поётся об алых парусах? С именем какого писателя мы связываем эти слова? Догадались? Да, эти слова были сказаны известным писателем Александром Грином. (Записываем автора на доске и в бортовых журналах)

(Алые паруса – это символ мечты и символ светлого будущего. Эта песня напоминает нам произведение А. Грина «Алые паруса», где алые паруса являются символом надежды.)

-Вспомните, что вам говорит имя писателя А. Грина?

- Мы знаем, что герои одного из его произведений отправились в будущее на корабле с алыми парусами. Давайте и мы начнем путешествие по его произведению и будем вести в ходе урока «бортовой журнал».

-Обращаю внимание на лампу. Но вы уже догадались, почему лампа. Давайте зажжем ее, чтобы свет лампы помог нам подготовиться к откровенному разговору.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Грина «Зеленая лампа». Рассказ с простым названием, которое ни о чём не говорит.

-Но вы, конечно же, догадались, что цвет лампы выбран не случайно. Что означает зеленый цвет? Что символизирует? (Зелёный цвет - цвет надежды, цвет жизни.)

-Да. Зелёная лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива, указала ему путь. Зелёная лампа окончательно «ослепила» Стильтона. Зелёная лампа сыграла определённую роль в судьбе героев, причем эти роли разные, совершенно противоположные.

-Как же мы назовем урок? Найти ответ на вопрос поможет кроссенс. Знаете, что это такое?

Перед вами кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Попробуйте догадаться, как будет называться наш урок, решая эту головоломку.

Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг.

Да, наш урок мы назовем «Люди в свете зеленой лампы». Записываем тему урока.

-Итак, чем мы сегодня займемся на уроке?

Проанализируем рассказ, выясним, чему он  учит, что хотел нам сказать автор.  (Целеполагание)

- О ком это произведение?  О чем?

(Произведение о богаче и бедняке, о жестокости и милосердии, о силе характера)

- А чтобы понять главную мысль произведения, обратимся к тексту.

-Ребята, рассказ разделен на 2 части, вспомним содержание 1 части.

-Пересказ 1 части. Пересказ у нас будет коллективный, на основе игры «Передай слово другому». Например, я называю первое предложение, а второй продолжит мой пересказ, т.е. назовет второе предложение, связанное с моим предложением по смыслу. И так далее по цепочке мы перескажем содержание первой части все вместе.

-Кто главное действующее лицо? Кто он такой? Какой он? Охарактеризуйте Стильтона(Стильтон - пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный, циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением). 

-Кто стал жертвой этого чудовищного замысла? 

(Джон Ив, 25-летний бродяга, приехал в Лондон искать работу. Ему пришлось испытать труд углекопа, слуги в трактире, а оказавшись в Лондоне, ночевать в парках, на пристанях, он изголодался и отощал. Предложение Стильтона он воспринял как благодеяние.)

-Две зеленые лампы вы видите на доске. Почему? (Потому что отношение к лампе у этих героев разное.)

-Вот наши лампы излучают свет. Лучи лампы олицетворяют все то, что вкладывают в это понятие герои. Что можно написать на лучиках. Что символизирует лампа Стильтона? Подберите существительные. Это богатство, жестокость, циничность, насмешка над людьми.

-Джона Ива? (спасение, благодеяние, спокойствие, комфорт, надежность, защита, надежда)

К этой лампе мы еще вернемся в конце урока.

Теперь продолжаем беседу по рассказу.

-В первой части есть еще персонажи?

- Какова роль третьего персонажа—Реймера? (Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.)

-Какую ошибку совершил Реймер? За что его можно осуждать?


Сформулируем 1-й вывод и запишем его в «бортовой журнал».

Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. 

-Обратимся ко второй части. Слушаем художественный пересказ 2 части, используя игру «Передай слово другому».


-Удался ли замысел? Стал ли Джон Ив классической жертвой?

-Постарайтесь объяснить, почему шутка не удалась, ведь у Джона Ива было два пути: один - предсказанный Стильтоном—спиться от скуки или сойти с ума, и второй—найти себе дело.

- От чего зависит выбор?

(от характера человека: безвольный и слабохарактерный не будет спорить с судьбой, будет плыть по течению, а настойчивый, волевой, сильный духом человек не сломается. Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он наполнил свою жизнь смыслом, увидел впереди цель, ради которой стоило жить).

 -Сформулируем второй вывод: от чего зависит судьба человека?

 
Вывод 2. Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от него самого,  его
характера.

Итак, шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло (вспомните: издевательская щедрость).

-А как эта история отразилась на Стильтоне?

(Стильтон разорился: несколько крупных проигрышей, паника на бирже… и он стал никем. Теперь это грязный, скверно одетый, с истощенным лицом старик, живущий в притоне) 


- Это авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу. А могло ли быть иначе?

-Подумайте в группах и дайте развернутый ответ на вопрос. (уч-ся предлагают свои варианты судьбы Стильтона).

-Почему именно такая участь постигла Стильтона в рассказе? Какую мысль хотел донести до нас автор, о чём предупредить? 


Вывод 3. Не сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся. 

Это одна из важнейших христианских заповедей, записанных в Евангелии.

-Скажите, какими качествами обладал Джон Ив? (Джон Ив – настойчивый, целеустремлённый, трудолюбивый человек.)

- А каким ещё качеством, достойным уважения, он обладает? (умение прощать)

- Вспомните последний эпизод, когда Джон Ив увидел Стильтона на улице, который признался: «Глупая шутка. Не стоило бросать денег».

- Как на это отреагировал Джон Ив?

(едва было желание ударить - сдержался, была возможность отомстить - не воспользовался, мало того, предлагает помощь тому, кто хотел сделать его живой игрушкой).

Сформулируйте 4-й вывод самостоятельно.

Вывод 4. Человек должен уметь прощать, откликаться на чужую беду. 

-ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

-Появились некоторые трудности на пути нашего путешествия. Давайте теперь по группам решать эти трудности.

1 группа: оксюморон

Пошагово обдумать следующие задания. Нужно догадаться, какой термин зашифрован в следующих заданиях.

  1. Звонкая тишина, горячий снег, живой труп. Что за прием используется в этих выражениях?
  2. Этот приём в художественной литературе используется, чтобы привлечь внимание, показать необычность явления.
  3. Вид эпитета, сочетание внутренне противоречащих друг другу понятий. 
  4. Это …
  5. Найдите этот прием во второй части рассказа.

«Издевательская щедрость»- так называет Ив поступок Стильтона. Что необычного в этом словосочетании? (Щедрость-бескорыстие, богатство; издевательский - оскорбительный; противоречивый смысл словосочетания, разное его истолкование).

-Вместе мы преодолели препятствие, прошли через рифы. Без этого не бывает морских путешествий. Мы с вами настоящая команда!

-Запишите в бортовых журналах название этого термина. Прочитайте определение термина и запишите найденный пример из текста.

-С какой целью оксюморон использован для характеристики поступка Стильтона?(чтобы показать, как в поступке Стильтона переплелось добро и зло)

2 группа: новелла

  1. «Метель» А.С. Пушкина, «Мраморная головка» В. Я. Брюсова, «Дары волхвов» О. Генри.
  2. Неординарное событие, динамичный сюжет, неожиданная развязка.
  3. Жанр произведения.
  4. (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. 
  5. Это…
  6. Жанр произведения «Зеленая лампа» - ….

-Да, все правильно. Жанр этого произведения не просто рассказ, а новелла. Почему? Докажите.

-Запишите название термина в бортовых журналах.

3 группа: антитеза

  1. «После бала» Л.Н. Толстого, «Свои и чужие» Н.А. Тэффи, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова.
  2. Контраст, антоним.
  3. Это резкое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. 
  4. Чаще всего основывается на употреблении антонимов.
  5. Такой прием называется …

- Содержание первой части противопоставлено второй, герои поменялись местами: кто был богат и успешен, стал нищим; кто был беден, стал успешным -Случайно ли это? (Нет, не случайно.).

-С какой целью использована антитеза? 
( чтобы противопоставить героев, их судьбы, но самое главное – их отношение к жизни, к человеку). 

-Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Судьба человека предопределена.

Человек сам творец своей судьбы.

-А когда человек может быть творцом судьбы?


Вывод 5. Человек, не имеющий смысла жизни, становится игрушкой в руках судьбы; тот, кто увидел цель, строит свою судьбу сам.


-Обратите внимание на выводы, которые записаны в нашем бортовом журнале.

- Можно ли эти выводы считать позицией автора? (Да. А позиция автора это и есть основная мысль произведения. Все выводы прямо относятся к общечеловеческим законам жизни)



Обобщим
 всё сказанное. Для этого вспомним название рассказа.

-Еще раз, почему зеленая?

Варианты ответов детей:


Зеленый-это цвет 
жизни 

Зелёный светофор говорит, что путь открыт 

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе) 

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет 

«Зеленая лампа» - так назывался литературный кружок, членом которого был А. С. Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена» (запишем ключевые слова) 

-Посмотрите еще раз на доску. Что бы еще вы добавили к нашим зеленым лампам? Чем стала зеленая лампа для героев во второй части новеллы. Записываем в кластере.

Стильтон (разорение, нищета, одиночество, беспомощность)

Джон Ив (свет в пути, спасительный маяк, успех, поддержка, благосостояние, надежность, милосердие)

-Какую важную мысль отражают эти кластеры? Посмотрите еще раз на выводы. (Некрасиво и неправильно играть чужими судьбами, только от человека зависит будущее, даже в самой безнадежной ситуации есть выход, нельзя никогда терять надежду)

-Какие качества  характера помогли Джону Иву стать успешным человеком?

(Сила воли, характера, усердие, трудолюбие, терпение, чувство собственного достоинства)

-Мы с вами тоже «люди под светом зеленой лампы». Хорошо бы иметь  всем нам качества, которыми обладал Джон Ив. Действительно, вы сегодня на уроке убедились, что «все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей».

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа - надежда, мечта, которая поведет вас по жизни.  

Как трудно во мраке найти свой просёлок,

Тропинку, дорогу—

Легко ошибиться, приняв за природу

Простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу 
Зелёная лампа… 

                                                                        М. СИПЕР

 

На уроке мы уже зажгли общую лампу, которая объединила нас, подарила радость общения и радость открытия.

А найти свою лампу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги А. С. Грина - замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К. Г. Паустовский справедливо назвал «человеком светлой мечты».

Домашнее задание-пожелание на всю жизнь: найти свою настоящую мечту, зажечь свою самую светлую и добрую лампу. «А если придется спускаться по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку».

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Пора прощаться друг с другом. У каждого  на партах лежит  зеленая лампа, символ мечты.

Зажгите ее своими добрыми пожеланиями своему близкому другу, всем гостям. Но чтобы эти пожелания были связаны с темой нашего урока.

-Итак, что вы пожелали друг другу. Давайте послушаем.

-Какие пожелания вы оставите гостям?

-А может, кто-то хочет пожелания оставить для себя.

Спасибо за урок!

Звенит свой звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний"...

Презентация к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"

Сопровождение к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"....

Конспект урока 5 класс "Известные люди.Прошедшее время"

Технологическая карта урока 5 класса "Известные люди.Прошедшее время" по УМК Ю.А.Комаровой...

Свет зелёной лампы (По рассказу А.Грина "Зелёная лампа")

"Зелёная лампа! - один из моих любимых рассказов, который помогает взглянуть на жизнь по-другому: с надеждой, с верой в мечту. А если мне произведение нравится, значит, моим ученикам тоже понравится. ...

Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей....